История тюремных сроков и уголовных наказаний за оскорбление турецких президентов началась не сегодня и идет от деспотических нравов Османской империи, где за один косой взгляд на султана можно было потерять голову. В современной Турции существует реально действующий закон, согласно которому обидчикам главы страны грозит от 1 до 4 лет лишения свободы. Если же кричать «президент – дурак!» на публике, срок увеличивается на одну шестую. Преследование граждан доходит до того, что уголовное наказание по статье 5816 УК Турции понесет даже тот, кто хотя бы словом посмеет оскорбить первого президента государства Мустафу Кемаля Ататюрка, который уже давно отплясывает танец Мёвланы где-то в поднебесной.
Примеров неадекватных приговоров может быть масса. Скажем, только в 2010 году был оправдан редактор журнала Gercek Guçndem Барыш Яркадаш. Мужчина провел под стражей более пяти лет за то, что вовремя не удалил негативный комментарий читателя на сайте своего издания. А в октябре того же года Исмаил Саймаж, репортер журнала Radikal, был обвинен в «оскорбительном поведении» и «нарушении этики расследования», и теперь ему грозит немаленький срок: турецкий судебный калькулятор насчитал аж 79 лет лишения свободы. Хочется пошутить, что в детстве за плохое слово на заборе можно было постоять 79 минут в углу, а теперь – «посидеть» 79 лет в тюрьме, да вот бедным туркам сейчас было не до шуток.
Судите сами: 28 декабря прошлого года правоохранительные органы Турции задержали 17-летнего мальчика, опубликовавшего в своем «Фейсбуке» некое оскорбление в адрес действующего президента (кстати, в чем именно заключалось это оскорбление, до сих пор неясно). Пострадал и экс-редактор газеты «Биргюн» Барыш Идже: он получил на 21 месяц лишения свободы за анаграмму «Вор» и акростих, первые буквы которого удачно выдавали диагноз «Тайип — вор».
За невинные изображения пострадал и журнал Nokta, разместив на главной странице лже-селфи улыбающегося Эрдогана на фоне гроба одного из солдат: весь тираж сняли с продаж и уничтожили, а главного редактора теперь ждет суровое уголовное наказание.
Художники в Турции нынче тоже не в чести: в мае 2015 года на 11 месяцев были приговорены авторы карикатуры, на которой Реджеп Тайип Эрдоган демонстрирует жест, призванный оскорбить гомосексуалистов. Карикатуристы свою вину признавать отказались и отсидели положенный срок. А «поклонники» Эрдогана ждут от мастеров кисти новые шедевры про диктатора с манией оскорбления.
Это лишь малая часть совершенно абсурдных, с точки зрения психологически зрелого человека, обид президента Турции. Сам Реджеп «надутая птичка» Эрдоган комментирует свои решения об арестах так:
Я не могу прочитать эти оскорбления, не краснея.
Но чем больше Эрдоган злится и сажает людей, посмевших его высмеять, тем больше становится желающих посмеяться над закомплексованным султаном. Эпидемия «эрдоганостеба» распространяется быстрее гриппа и достигла западные страны, которые охотно добавляют масла в огонь.
В особенности преуспели немцы, у которых с Анкарой сформировались «высокие отношения» в виде взаимного шантажа. Земельный суд Гамбурга не встал на защиту немецкого журналиста Яна Беммермана после того, как 31 марта сего года сатирик и телеведущий процитировал скандальное произведение, обличающее «психологические особенности» турецкого лидера. В нем Эрдоган тонко обвиняется в сексуальных перверсиях и правонарушениях против национальных меньшинств и оппозиции. Разумеется, эмоциональный пожар возле «самых уязвимых зон» Турции полыхал еще долго, но в итоге благодаря грамотной юридической поддержке и озлобленности немецкой элиты на поведение Анкары Бемерман сумела отстоять право на свободу слова.
В апреле отличились журналисты Нидерландов. Ежедневная газета De Telegraaf опубликовала карикатуру, где турецкий президент предстал в виде обезьяны, которая давит арестованную голландскую писательницу турецкого происхождения Эбру Умар. Она была задержана турецкими властями за ее записи в Twitter об Эрдогане и потом отпущена.
Конечно, в данном случае изображение можно назвать перебором в стиле «Шарли», но президент Турции сам дал повод для такого глумления. И продолжает это делать, упорно залезая в бочку.
Культ личности Эрдогана, однако, не только высмеивают, но и следуют ему. Причем почитание культа Тайипа принимает формы, которые высмеивают сами себя. 24 февраля этого года турецкий гражданин Али Д. подал иск на свою собственную супругу, обвинив её в негативных высказываниях в адрес Эрдогана.
Только вот незадача - наверняка сидит себе сейчас Али Д. в холостяцкой квартире без домашнего лукума, но с китайской лапшой и турецкой «свободой слова», и вспоминает жену.
Впрочем, вменяемым туркам не до смеха, ведь картина получается весьма печальная. И грустных аспектов здесь сразу три.
Правозащитный
В то время как каждый божий день десятки тысяч вербовщиков ДАИШ, запрещенной на территории РФ организации, распространяют в социальных сетях экстремистские материалы и возят на продажу контрабандную нефть из Сирии, спецслужбы Турции с остервенением ищут в интернетах «подрывников имиджа президента» и арестовывают их как главных врагов турецкого государства.
Цифры говорят сами за себя: с момента признания в 2013 году ДАИШ запрещенной экстремистской организацией турецкой полицией по подозрению в терроризме было задержано всего 3300 человек, а всего за последние полтора года по статье «за оскорбление усатого "баба" (отец по-турецки)» всея Турции уголовное наказание понесли уже почти 2 000 человек.
За заслуги перед собой Эрдоган в 2016 году увеличил бюджет организации почти на 50%. Наивные европейские власти все еще сокрушаются о непрозрачности работы турецких спецслужб и о недавнем скандале, разгоревшемся вокруг обнаруженных турецких шпионов на территории Германии. Зря, видимо, сокрушаются: максимум, что готов сделать для модернизации MIT сам Эрдоган в сложившихся условиях, так это купить ультрамодные турецкие коврики для компьютерных мышек. Дела посерьезнее национальную разведку уже не интересуют, особенно когда хрупкий, как кальянная колба, турецкий мир летит прямиком в стену.
Политический
При этом читатели, вероятно, даже не догадываются, что Турция сейчас переживает расцвет демократии. 31 марта, как раз во время скандала с Яном Бемерманом, о котором мы писали ранее, немецкий политик турецкого происхождения Озан Джейхун уверенно заявил, что в Турции пышным цветом заходится свобода слова, а в тюрьмах сидят одни террористы и их пособники – журналистов под заключением, якобы, нет. Но бурю недоумения вызвала другая фраза Джейхуна. Оказалось, что Эрдоган способствовал демократизации (!) Турции, и после прихода его к власти проблем со свободой слова в стране не стало. Комментировать подобный перегрев на солнце бессмысленно. Остается только добавить: «Нет свободы слова – нет проблем».
Турция переживает крайне неспокойное время. Наряду с экономическими проблемами страны: падение валюты, высокий уровень инфляции, стабильно высокий уровень безработицы в 10% - не утихают и внешнеполитические скандалы, в числе которых острый конфликт с Россией и поддержка международного терроризма в Сирии. И не исключено, что несмотря на жесткий и тотальный контроль страны со стороны диктатуры Эрдогана, что-то может пойти не так. Недовольство населения накапливается с каждым таким арестом, а союзников становится все меньше. По сути, даже США терпят Эрдогана только из-за его полезности в противостоянии с Россией в Сирии.
Психологический
В начале марта газета The New York Times провела психологический анализ личности Эрдогана и сделала вывод о его неспособности воспринимать критику, хрупкости и крайней чувствительности его натуры. Однако, возможно, разгадка его крайней степени сопротивления критике кроется в другом.
Когда Эрдоган только вступил в должность премьер-министра Турции, общественность была в полном восторге. О нем отзывались как о «сильной руке», способной с блеском решить все внутриполитические вопросы, а также вызвать положительное отношение со стороны международного сообщества. Даже назойливый курдский вопрос, казалось, решался Эрдоганом с относительной гуманностью и легкостью.
С началом сирийского конфликта ситуация в корне изменилась. Дело в том, что Реджеп считал возможным разрешение любого территориального спора путем одного только «железного взгляда» на обидчика.
Хрустальный шар раздутого самомнения лопнул, пантюркистская идея издала последний писк, а сам Эрдоган теперь стал объектом насмешек практически всего мира. Реджеп не мог пережить такое, и любая острота в его адрес отныне воспринимается крайне болезненно, как личное смертельное оскорбление.
Диагноз
После подобных арестов за «оскорбительное поведение», бесконечной череды политических гонений мирных граждан и абсолютного отсутствия права на свободу слова становится ясно: у руля в Турции стоит человек, чье раздутое самомнение и болезненное восприятие любой критики способствует развитию культа личности в стране.
В таких условиях у международного сообщества не остается шансов даже сохранить надежду на урегулирование конфликтов, поскольку «царь-султан-великий князь» занят более важным делом. Единственное спасение для Турции и ее соседей - это исчезновение Эрдогана. Но мы не в сказке, а сам он на такое унижение своего достоинство не пойдет - так что придется терпеть выходки и время от времени охлаждать его пыл на международной арене.
Кстати, а сколько лет под стражей уже накапало Вашему автору за эту статью от Самого Реджепа Тайипа Эрдогана?
Источник: http://politrussia.com