Сообщая об этом на брифинге в Киеве, заместитель министра обороны Украины – руководитель аппарата Минобороны Владимир Можаровский уточнил, что для участия в операции «Океанский щит» выделяется флагман украинских ВМС фрегат «Гетьман Сагайдачный» с наблюдательной командой и вертолетом на борту. «Таким образом, Украина стала первой страной-партнером Альянса, которая принимает участие в операции «Океанский щит» и единственной страной-партнером, которая принимает участие во всех текущих операциях НАТО», - подчеркнул он.
Ситуация сложилась странная. "Внеблоковая", при власти Януковича, Украина, не ставящая целью получить главный "бонус" от сотрудничества с НАТО в виде вступления в союз и получения гарантий коллективной безопасности, стала практически основным партнером Альянса.
При этом мало того, что даже страны, которые на сегодня присоединились к плану подготовки к членству в НАТО (а это Македония, Грузия, Черногория и Босния) и, соответственно, должны демонстрировать активное участие в инициативах Альянса, не спешат выделять военных для всех его операций. Более того: даже многие страны, давно являющиеся полноправными членами Альянса, не принимают участие во всех таких военных инициативах. А Украина, которая задекларировала свой внеблоковый статус и якобы в НАТО не стремится, почему-то отметилась своими военными контингентами и персоналом во всех точках мира, где реет натовский флаг.
В Брюсселе быстро поняли, что подобная интересная активность Киева может быть очень полезной Альянсу. Так, в конце февраля 2013 г министр обороны Украины Павел Лебедев сообщил, что НАТО просит Украину увеличить свои военные контингенты за рубежом. «Во время моего пребывания в Брюсселе на заседании комиссии Украина-НАТО, к нам обратились с просьбой рассмотреть вопрос увеличения количества наших миротворческих сил, в том числе в Афганистане и Африке», - сообщил он. И добавил, что вопрос об украинских контингентах в ближайшее время рассмотрит Президент Украины Виктор Янукович.
Относительно Афганистана ситуация понятна. В успешности операции НАТО ISAF давно разочаровались многие из тех стран Альянса, которые влезли в эту авантюру. Так, в конце прошлого года из этой страны поспешно вывела свои войска Франция, контингент который был пятым по величине в ISAF (после американского, британского, немецкого и итальянского). А ранее Афганистан покинул контингент Нидерландов – 2 000 чел с бронетехникой и авиацией, включая самолеты F-16 и вертолеты Chinook и Apache. Впрочем, практически все годы проведения этой операции под эгидой Брюсселя, т.е. с 2003 года, ее инициатор в лице США постоянно критиковал европейских союзников по НАТО за нежелание выделять силы и средства для «афганских побед».
И вот в то время, когда европейские контингенты НАТО бегут из
Афганистана, Украина всячески рвется их заменить. И не только в
Афганистане. В частности, как заявил на упомянутом брифинге заместитель
министра обороны Украины Владимир Можаровский, Министерство обороны
Украины заинтересовано в расширении участия украинских военнослужащих
Вооруженных сил Украины в международных операциях. «Учитывая большую
практическую пользу участия Украины в международных операциях по
поддержанию мира и безопасности для подготовки войск, Министерство
обороны заинтересовано в дальнейшем расширении участия в международной
миротворческой деятельности», - сказал он. И уточнил, что только за
2012 год около 1,2 тыс украинских военных приняли участие в 10 различных
международных операциях.
Между тем, объяснение, что участие в операциях НАТО имеет для украинской армии «большую практическую пользу для подготовки войск»,
принять сложно. То есть боевой опыт таким образом, конечно, получить
можно. Но неужели для этого нужно, будучи внеблоковой державой, лезть во
все без исключения операции НАТО? У Вооруженных сил Украины есть не
менее широкий опыт участия в действительно миротворческих (т.е.
соответствующих понятию «миротворчество» в международном праве)
операциях ООН. Но "внеблоковый" Янукович рвется воевать под флагом НАТО,
а не ООН. И это странно.
Но вот что странно в просьбах НАТО в адрес Киева расширить участие в операциях. Из цитаты министра обороны Украины Павла Лебедева известно, что на прошедшем в феврале заседании комиссии Украина-НАТО представители Альянса говорили об участии украинцев в операциях в Афганистане и Африке. И если с Афганистаном все ясно, то насчет Африки возникают вопросы: о каких операциях идет речь?
Украинские СМИ, цитируя слова Павла Лебедева, указали, что речь идет о нынешней операции в Либерии. Однако общеизвестно, что миротворческая миссия в Либерии, в составе которой не первый год несет службу 56-й отдельный вертолетный отряд ВС Украины, действует под эгидой ООН, и НАТО к ней не имеет ни малейшего отношения. Было бы странно, если бы руководство Альянса просило Украины выделить дополнительные силы для миссии Объединенных Наций. Ведь, по большому счету, деятельность «голубых касок» ООН – это не их дело.
Вместе с тем, в последнее время НАТО в Африке провело только одну
операцию – это скандально известная авантюра против Ливии «Объединенный
защитник», проведенная в 2011 г. И Украина в ней участия, слава Богу, не
принимала. Из других «африканских инициатив» с участием Альянса
известен лишь формат нынешней поддержки Брюсселем миссий Африканского
союза (региональная организация государств континента) в Судане и
Сомали. Но операциями НАТО их назвать невозможно – речь идет лишь о
транспортной и консультационной помощи, без участия контингентов со
стороны Альянса. А потому что именно имеют в виду в Брюсселе, склоняя
Украину к участию в операциях в Африке – понять трудно.
Вместе с тем, широкое участие Украины в операциях НАТО в условиях хронического недофинансирования украинских Вооруженных сил серьезно бьет по самим военным. Ведь, как известно, в отличие от операций ООН (где за выделение контингента каждая страна получает серьезную компенсацию от Объединенных Наций), участие в миссиях НАТО не компенсируется. То есть каждая страна, принявшая решение о таком участии, сама свой контингент и финансирует.
Так, как заявил министр обороны Украины Павел Лебедев, для участия в операциях по противодействию пиратству под командованием НАТО «Океанский щит» и под эгидой ЕС «Аталанта» Украине из госбюджета необходимо выделить 90 миллионов гривен. Если добавить финансирование украинских контингентов в Афганистане и миссии НАТО в Косово, то получаются немалые суммы. Для сравнения, на весь 2013 г на строительство жилья для военнослужащих (а это для украинской армии – проблема сверхактуальная) из госбюджета запланировано выделить всего 12 млн грн.
Но самое поразительное иное. Рассказывая о потенциальных угрозах Украине в конце февраля этого года в эфире одного из украинских телеканалов, глава украинского оборонного ведомства Павел Лебедев заявил, что на сегодня не решены конфликтные ситуации с Румынией, связанные с территориальными претензиями последней. Правда, он уточнил, что рассчитывает на дипломатическое решение этой проблемы. «Я как министр обороны желаю и хочу, чтобы это все решалось в плоскости министерства иностранных дел, а не в плоскости вооруженных сил», - сказал Лебедев. Но факт остается фактом: Минобороны Украины официально признает, что на данный момент угроза для безопасности страны может исходить от Румынии – страны-члена НАТО. Как при этом понимать беспрецедентное развитие «дружбы» с самим НАТО – понять невозможно.
Источник: http://flot2017.com/posts/new/eta_strannaja_vneblokovost_ukrainy
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас