Возникают вопросы: «Что делать»? А главное – «Как?»
Первое. Это осознание остроты и причин проблем, необходимости их безусловного решения.
Второе. В критике очень важно наличие конструктивных предложений по решению обозначенных проблем («технические решения»).
Третье. Управленческие решения, эффективные с учетом всего имеющегося «организационного маразма» («организационные решения»).
Необходимо понимать, что с учетом сложившейся системы, даже высокопоставленные должностные лица имеют ограниченные (порой весьма) управленческие возможности для решения сложных комплексных проблем. Когда они межвидовые и межведомственные. И вдвойне особенно – когда в деле замешаны крупные интересы «авторитетных бизнесменов» и «жирных котов» ОПК.
Авось не «рванет»!
Разговор на Международном военно-морском салоне в 2017 г. Представитель разработчика проводит «экскурсию по стенду предприятия», к которой присоединился автор. Правильные вопросы нужно уметь задавать в правильный момент. И он последовал, когда речь зашла об «инновационной силовой литийионной батарее».
Устанавливается она на торпеду взамен одноразовой для практических стрельб.
Диалог (дословный):
- Бывают.
- Вы понимаете, к чему это может привести?!
- Конечно, мы же квалифицированные инженеры!
- Так к чему?
- Ну, взрыв и пожар.
- Где?! Куда вы ее ставить собираетесь?
- Ну, на подводной лодке. Но будем надеяться, что этого не случится.
Автор навел справки о специалисте, с которым говорил. Скажу честно, меня просили не вытаскивать эту историю «на публику», дословно (про специалиста предприятия):
Пара примеров того, как выглядят последствия взрыва литийионной батареи.
Совсем маленькая батарея ноутбука.
Батарея «Теслы»
Видео взрыва и пожара «Теслы» (с литийионной батареей) на МКАД (Москва).
Двигатели «Теслы» имеют мощность 225, 270 или 310 кВт. Батарея, о которой идет речь («Лион»), делалась под изделие с мощностью двигателя 390 КВт.
Что такое взрыв и пожар боезапаса на торпедной палубе? Наглядно.
Взрыв и пожар торпедного боекомплекта на ПЛ «Синдуракшак»
При этом «все всё понимали и понимают».
На основании чего «гидрой» и вами лично пропихивается на флот изделие, которое ни разу не проходило испытаний в штатной комплектации (с боевой батареей), и от проведения которых вы и ваши шарахаетесь как черт от ладана (я про «тов. Канта»), батареи не прошедшие испытания на безопасность, с подложными документами. вы отдаете себе отчет, что такое взрыв и пожар литийионной батареи на торпедной палубе?
Ссылка.
Доложить официально? Да, были доклады, причем многократные.
Главная военная прокуратура? Там это тоже «интереса не вызвало», – отвечал флот. В стиле «все хорошо, прекрасная маркиза».
Декабрь 2019 года, пишет (на одном из специальных форумов) «нерядовой сотрудник ДОГОЗ» (Департамента Минобороны по Гособоронзаказу):
В этом «все прекрасно», и в ДОГОЗ, который только в 2019 году «вдруг прозрел» (а по сути – «прикрыл пятую точку» бумажкой), что у него может «рвануть и полыхнуть» (на торпедных палубах подлодок). И флот, который, понимая все возможные последствия (взрыв и пожар на торпедной палубе), все-таки «подписал и согласовал»…
А все очень просто:
Примечание. Выше прозвучало слово «Лошарик». В контексте тяжелой аварии с человеческими жизнями и героической борьбой за живучесть экипажа атомной глубоководной станции АС-31 (неофициальное название «Лошарик»). На «Лошарике» подобных противозаконных вещей не было. Это можно заявить с уверенностью.
«Лошарик» на носителе.
В случае с «Лионом» было другое. На лодки всеми неправдами пихали торпеды с заведомо «проблемными» и не прошедшими положенные испытания (в том числе на безопасность) батареями. То есть это даже не «халатность», а много хуже.
А «Лошарик» – пример того, какой природы наступили бы последствия при попадании на флот «Лиона». Только масштабы бы были несоизмеримо хуже, учитывая наличие «вокруг» боекомплекта.
Общество и СМИ
Какой вывод из всего этого?
Даже принципиальный и ответственный офицер, даже высший (адмирал) находятся в рамках сложившейся системы.
Ситуация на флоте, в Минобороны и ОПК такова, что даже высокопоставленный и честный руководитель находится в очень жёстких рамках того, что он может предпринять. И очень многого он не может. Или может, но только если кто-то сделает часть того, что нужно «в обход системы».
И в этой ситуации роль честных СМИ – не только информировать общество (в том числе о серьезных проблемах), но и дать ответственным руководителям то, что они смогут эффективно использовать «наверху» в интересах страны и дела.
Конкретная ситуация. Давний знакомый говорит, что готов положить документы по проблемам ВМФ на стол (весьма высокопоставленному лицу), но жесткое условие:
Смысл в том, чтобы эти документы негодяи не могли использовать против самого начальника, подведя их под ДСП или «гриф» по «формальным основаниям».
Результат. Наверх уходит дайджест статей, находящихся в публичном доступе. Да, в открытых СМИ многого не скажешь, и на деле все гораздо хуже. Но хотя бы так, чем совсем никак.
Уроки «Нерпы»
8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море на атомной подлодке «Нерпа» из-за несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ и заправки ее ядовитым составом погибли 20 членов сдаточной команды и экипажа подлодки. Виновниками страшного ЧП следствием были «назначены» командир субмарины Д. Лаврентьев и трюмный матрос Д. Гробов.
Ранее автор обстановку вокруг этого заказа уже описал в «Военно-промышленном курьере» – «Трагедия на «Нерпе»: факты и вопросы» часть1 и часть 2.
«…в 0 часов 38 минут на АПЛ «Нерпа» произошел сбой работы программного обеспечения системы дистанционного автоматизированного управления общекорабельными системами (СДАУ ОКС) «Молибден-И», в результате чего без команды оператора сработала сигнализация перепада давления в трубопроводах системы ЛОХ (лодочная объемная химическая сигнализация о подаче огнегасителя в отсек), вышла из строя и осталась в нерабочем состоянии левая стойка ЦПУ ОКС…
По результатам работы комиссии установлено:
1. Система была технически неисправна и не обеспечивала работу по прямому назначению.
2. Предполагаемая причина – неисправность (сбой) в работе основного процессора программного обеспечения управлением работой системы.
С учетом вышеизложенного отмечаю, что автоматический регистратор событий системы зафиксировал подачу команды,… как команду, поданную оператором, хотя фактически подача команды вахтенным не производилась.
Представитель НПО «Аврора» (предприятия – разработчика системы) специалист В.Г. Луковой по существу выявленного сбоя объективных пояснений дать не может, так как не является программистом системы. Причина срабатывания датчиков подачи огнегасителя системы ЛОХ также не установлена.
В рапорте Лаврентьева вся суть «дела «Нерпы». Есть сторона, желающая любой ценой не выполнить контракт, а «спихнуть» его. И есть другая сторона, которая, исходя из чувства долга и понимая всю меру личной ответственности за решение порученной задачи, требует качественного выполнения госзаказа. На последней – и люди в погонах, и гражданские специалисты, сохранившие честь и совесть, понимающие, к каким негативным последствиям могут привести проблемы индийского заказчика с «Нерпой».
Контр-адмирал Войтович (ТОФ) о расследовании по «Нерпе»:
Последовавшее – весьма актуальный и для сегодняшнего дня пример реального решения одной из острых проблем ВМФ и справедливого судебного решения.
Несмотря на очевидную фабрикацию уголовного дела в отношении членов флотского экипажа «Нерпы» (причем на фоне неприятия каких-либо реальных следственных действий в отношении лиц, заливших яд в систему пожаротушения (и фактов массовых отказов автоматики)), в отношении обвиняемых было четкое состояние обреченности.
Известные фамилии (должностных лиц), на которых выходили по этому делу, приводить не буду, но по факту все оставалось «виновным назначен экипаж».
Автор этой статьи длительное время работал с советником министра обороны РФ адмиралом Г. Сучковым и предлагал заинтересованным лицам с экипажа «Нерпы» выйти на него. Но они уже ни во что и ни в кого не верили.
Событием, перевернувшим «начертанный ход событий», стал пост на севастопольском форуме:
На следующий день автор подготовил адмиралу Сучкову комплект материалов о произошедшем на «Нерпе», где первым пунктом шло цитирование этого поста. Прочитав его (и еще не дойдя до основной части), Сучков схватил трубку и позвонил Командующему ТОФ С. Авакянцу, дословно (в трубке был громкий голос, и все было хорошо слышно):
Подробности ответа Авакянца опустим. Те, кто внимательно отслеживал ситуацию, с достаточной точностью понимают, о чем шла речь. Но две последние фразы (дословно) приведу:
На что Сучков ответил словами, вынесенными в название этого материала:
Далее был предпринят ряд действий по максимальному публичному вскрытию сфабрикованных обстоятельств позорного уголовного дела и реальных причин и фактов произошедшей на «Нерпе» трагедии.
Очень большую и положительную роль здесь сыграла и общественная реакция, особенно активное участие «Клуба подводников».
Итог: правда всё-таки восторжествовала.
Да, не вся. Только для неправедно обвиненных. А реальных виновников никто и не искал (некоторые из них очень быстро уехали из страны «на очень длительное лечение за границу»).
Но состоялось это только благодаря жесткой публичной огласке: и обстоятельств трагедии, и проблем. В том числе благодаря честной работе СМИ.
И это касается не только «Нерпы».
Произошедшее заставило вскрыть и реально устранить серьезные проблемы автоматики 4 поколения новых подлодок ВМФ (до этого ее «глюки», вплоть до несанкционированного срабатывания систем пожаротушения, были не только на «Нерпе», но и в заказах 4 поколения, строившихся в Северодвинске). Более того, в кругу специалистов были серьезные сомнения, что их, вообще, удастся устранить. По «организационным причинам».
То есть «Нерпу» (ее автоматику, то же для всего нашего четвертого поколения подлодок) довели (точнее, развитие событий заставило ВИП-лиц промышленности все-таки поставить задачу по безусловной доводке автоматики новых подлодок).
«Чакра» (экс-«Нерпа») с доведенной автоматикой успешно решает задачи в составе ВМС Индии.
«Беспокойный адмирал»
На фоне всех проблем нашего кораблестроения серия фрегатов проекта 11356 и подлодок проекта 6363 для Черноморского флота воспринимается как безусловный успех.
И очень большую роль в этом сыграл советник Министра Обороны РФ адмирал Г.А. Сучков. Более того, сами эти решения (его предложения и действия) на момент принятия оценивались специалистами весьма неоднозначно, с острой критикой недостатков этих кораблей.
Кроме того, автор сам ставил эти острые вопросы в общении с Сучковым.
Ответ был:
Адмирал Сучков был тем, кто начал воссоздание Главкомата ВМФ, разгромленного в ходе бездумного «реформирования» на рубеже 2010 годов.
И это не было «в узком кругу», предложения по этой части запрашивались им у многих инициативных офицеров. Результатом чего стал ряд документов на имя Начальника Генерального штаба и Министра Обороны, имевших положительные последствия.
Есть разные мнения по вопросу?
Он устраивал не просто «бокс», а лобовое столкновение разных сторон в его присутствии, он требовал проведения реальных сравнительных испытаний.
Например, последние сравнительные стрельбы торпедами были проведены в середине 2000-х годов. После «торпедного скандала» с батареями были проведены именно по его ходатайству (после обращения к Министру, и с соответствующим решением).
Да, Геннадий Александрович не всегда был прав (не ошибается только тот, кто ничего не делает). Например, предметом острых (порой крайне острых) дискуссий с ним были вопросы гидроакустики.
Но он реально «бился» за дело, не боясь перейти «формальные рамки».
Адмирала Сучкова не стало в августе 2013 года.
P. S.
Возникает серьезный вопрос о ветеранах флота (в том числе высших офицерах и адмиралах). Об их позиции по сегодняшним острейшим проблемам ВМФ (скрытности против новых средств поиска подлодок, состояния с прикрытием с воздуха сил флота и баз, подводного оружия и особенно противоторпедной зашиты и т.д.), с которыми наш флот, вступи он в войну против сколько-нибудь серьезного противника, ждет очередной «цусимский погром».
И это не только фактор «честно доложить обществу» (или Верховному). Это очень важно и для того, чтобы реально помочь тем, кто сейчас в рядах ВС РФ.
Кто понимает всю остроту ситуации, но не имеет возможности (в рамках сложившейся системы) что-то реально изменить.
А почему они состоялись? Правительственного квартала уже давно не должно быть и упырь кукуевский должен под себя ходить от страха