РОССИЯ ОКАЗАЛАСЬ НА ГРАНИ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА СО ВТОРОЙ ПО ЧИСЛЕННОСТИ АРМИЕЙ НАТО
24 ноября турецкие ВВС атаковали фронтовой бомбардировщик Су-24М – по сути, произошло первое вооружённое столкновение между силами НАТО и Российской армией. Воинственная риторика политиков заставляет задуматься о том, что Россия и Турция могут быть втянуты в вооружённый конфликт. В связи с этим корреспондент «Совершенно секретно» разбирался, что представляет собой не новый, но весьма вероятный противник российских Вооружённых сил – турецкая армия.
Турецкая армия входит в десятку крупнейших в мире, является второй по численности в НАТО, большей обладают лишь США. Боевой состав армии Турции – порядка 600 тысяч военнослужащих, ещё 400 тысяч находятся в резерве. Причём это одна из немногих европейских армий, где сохранился призыв. Здесь на военную службу призывают с 20 лет, тянуть лямку приходится от 6 до 15 месяцев, в зависимости от уровня образования призывника. В военное время в армию могут быть призваны мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины от 20 до 46 лет, способные носить оружие. Для мобилизации в военное время может быть использован обученный военному делу резерв численностью до 900 тысяч человек.
В ОГНЕ НЕ ГОРЯТ, НО В ВОДЕ ТОНУТ
Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии при Правительстве России Виктор Мураховский рассказал «Совершенно секретно», что, несмотря на большую численность, это далеко не самая грозная армия Европы: «Надо понимать, что призывники значительно снижают боеготовность. Конечно, в турецкой армии есть ядро – офицерский состав и контрактники, которое достаточно хорошо подготовлено.
Большая часть профессионалов служит в авиации, частях специального назначения, морской пехоте, их оснащают более-менее современными образцами вооружения и военной техники. Что касается остальной армии, например сухопутных войск, то там, за исключением некоторых бронетанковых частей, которые оснащены танками Leopard 2А4, остальные имеют довольно устаревшее вооружение и высокой выучкой, мягко говоря, не отличаются.
Тем не менее не стоит забывать, что система управления турецкой армии интегрирована в систему Объединённых вооружённых сил НАТО в Европе, в частности, она входит в структуру Южного командования. Степень интеграции достаточно высокая, особенно системы управления, связи и штабов. Достаточно сказать, что штаб ВВС НАТО в Южной Европе, который находится в Испании, практически в режиме реального времени получал данные о воздушной обстановке в районе Турции и границы с Сирией. Это говорит о высокой технической оснащённости турок».
Генерал-лейтенант Евгений Бужинский, в 2000–2009 годах заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, а в 1984–1986 годах – помощник военного атташе в Турецкой Республике, рассказал «Совершенно секретно», что сегодня трудно оценивать боеготовность турецкой армии, но её подготовка значительно хуже, чем у российской:
«У турок избыточно многочисленная армия, призывники в основном из деревень. При этом нужно понимать: всё, что к востоку от Анкары, уже далеко не Европа, образования практически никакого. Вот и получается, что дисциплина в турецкой армии на высоком уровне, но при этом солдаты плохо осваивают современную военную технику. Конечно, по-настоящему оценить боеготовность армии можно во время реальных боевых действий, но и здесь пример отрицательный.
Последний раз, когда турки проводили крупную военную операцию – высадку на Кипр в 1974 году, – они продемонстрировали, мягко говоря, не очень высокую выучку. Высаживаясь в шесть часов утра в августе на совершенно плоский пляж при штиле, они умудрились потопить свой эсминец – утонуло несколько десятков морских пехотинцев. Выбросили воздушный десант, при этом солдаты массово ломали ноги. Нужно понимать, что за последние годы боевого опыта у них не прибавилось, хотя некоторые части ведут подобие боевых действий – воюют с партизанскими отрядов курдов».
РЕТРОТЕХНИКА НА МАРШЕ
Тем не менее недооценивать турецкую армию не стоит хотя бы потому, что, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира, военный бюджет этой отрасли с 2013 по 2015 год превысил цифру в 20 млрд долларов. Эти деньги используются в первую очередь для перевооружения Турции, причём армия этой страны, по мнению экспертов, перевооружается довольно высокими темпами. Обновление техники происходит в основном за счёт импорта. Основные страны – поставщики вооружения – это США и Израиль, кроме того, Турция активно сотрудничает в военной области с ведущими странами НАТО, а с недавних пор с Китаем, Южной Кореей и Индонезией.
Например, сегодня международными усилиями ВВС Турции сформировали мощный авиационный парк: более 400 боевых самолётов, среди них 200 истребителей F 16, которые собирают в Турции по лицензии, и порядка 40 многоцелевых лёгких истребителей модельного ряда F 5. Кроме того, много говорится о контракте на покупку сотни американских истребителей пятого поколения F 35A. По опубликованным интернет-ресурсом WikiLeaks данным, на территории базы Инджирлик хранится тактическое ядерное оружие – авиабомбы В 61, которые модернизированы под F 35A. Официально эта информация никогда не подтверждалась, но тем не менее.
Основу ударной мощи армейской авиации составляют 39 устаревших американских боевых вертолётов Bell AH 1 Cobra, а также планируется, что в ближайшее время поступит порядка более 60 современных турецких Т 129, созданных на базе итальянского вертолёта А 129. Помимо этого, в распоряжении военных до 400 транспортных и многоцелевых вертолётов и до 100 лёгких самолётов.
Большую ставку турецкие военные делают на сухопутные войска, здесь, как и в Российской армии, главной ударной силой считаются танки. Танковый парк включает порядка 4 тысяч танков, в том числе около 300 современных немецких Leopard 2А4, две с небольшим тысячи устаревших немецких и американских танков и почти полторы тысячи совсем древних американских М48А5, выпущенных в 1950-х, – их поставили на хранение. Также в распоряжении турецкой армии более 4500 бронированных машин различного назначения.
Из артиллерии: порядка тысячи самоходных артиллерийских установок, почти две тысячи буксируемых орудий и более 10 тысяч миномётов. Почти вся артиллерия – американского производства, но при этом в большинстве своём устаревшая. Значительное внимание уделяется реактивной артиллерии, в этом сегменте имеется порядка трёхсот РСЗО американского, китайского и собственного производства.
Недавно Турция получила на вооружение оперативно-тактические ракеты. Речь идёт об американских ATACMS и собственных оперативно-тактических ракетах J 600T, которые были скопированы с китайских В 611. Имеется много противотанковых средств, например порядка 400 американских тяжёлых противотанковых ракетных комплексов BGM 71 ТOW6, которыми, кстати, в Сирии был расстрелян российский вертолёт.
А вот турецкая система ПВО – в зародышевом состоянии: в настоящее время она представлена устаревшими американскими зенитно-ракетными комплексами большого радиуса действия MIM 14 Nike-Hercules, американскими ЗРК средней дальности MIM 23 HAWK, а также английскими ЗРК ближней дальности ЗРК Tracked Rapier. В будущем система ПВО страны будет существенным образом усилена за счёт поставок из Китая 12 дивизионных комплектов ЗРК большой дальности HQ 9, который создавался с использованием технологической базы российских комплексов ПВО С 300. Создаваемая при помощи Китая система ПРО Турции будет интегрирована в систему ПРО НАТО.
Кстати, у турок имеется техника российского производства, например, на вооружении турецкой жандармерии 323 российских БТР 60ПБ и 535 БТР 80. Это противотанковые ракетные комплексы «Корнет-Э», вертолёты Ми 8/17, бронетранспортёры, сообщалось даже об интересах Анкары к системе противовоздушной обороны большой дальности «Антей 2500».
Приоритетом Анкары становится развитие собственной оборонки, Турция уже создала достаточно мощный ВПК. К 2023 году турки намерены полностью отказаться от импорта военной продукции. Особой гордостью для них является бронетехника собственного производства, в частности перспективный турецкий танк Altay. Все комплектующие и саму машину турки будут собирать сами. В настоящее время проходят испытания прототипа, серийное производство намечено на 2016 год.
МУЛЛАМ В КАЗАРМЕ НЕ МЕСТО
Как это ни странно звучит, в Турции армия – это очень важная политическая и реформаторская сила, выступающая против исламизации страны. Более того, до 2011 года Генштаб обладал полномочиями участвовать в политике на равных с правительством. Генерал-лейтенант Евгений Бужинский считает, именно нынешний турецкий премьер Реджеп Эрдоган, подстраиваясь под требования Евросоюза, практически отстранил военных от принятия политических решений: «До прихода к власти Эрдогана, хотя официально руководителем государства был премьер-министр, а затем президент, но фактически фигурой номер один был начальник Генерального штаба.
Военные ссылались на Конституцию Турции, в которой первый Президент Турецкой Республики, основатель современного турецкого государства Мустафа Ататюрк написал, что вооружённые силы являются гарантом светского характера турецкого государства. Но это имело свои минусы, из-за такого диссонанса во власти постоянно случались военные перевороты. Однако Эрдоган устроил чистку, и роль военных значительно снизилась. Не у всех это вызывает восторг, особенно с учётом ползучей исламизации Турции. Но пока военные даже не пытаются вернуть себе былые полномочия».
Первоисточник http://www.sovsekretno.ru