Вопрос о динамике экономического положения Украины и перспективах дальнейшего развития ситуации на территории, подконтрольной киевскому режиму, носит далеко не академический и даже не собственно социально-экономический, а военно-стратегический характер. Украина как страна превращена в военный плацдарм против РФ. Украинское государство превращено в военный аппарат НАТО, а его политическая надстройка в виде партий, парламента, высшего чиновничества гражданской власти, включая Зеленского и его команду, — в агитбригаду. Силовые ведомства, центральную роль в которых играют ВСУ, выполняют поставленные США военные задачи, а гражданские власти занимаются убеждением населения в праведности выбранного курса. Поскольку экономика является не просто тылом, но источником всей военной активности, постольку от её устойчивости и потенциала зависит длительность и успешность ведения боевых действий.
Из сказанного следует, во-первых, то, что исследование экономического положения Украины затруднено «заслонами» секретности, дезинформации, намеренных спекуляций и т. п. Никто в здравом уме делиться стратегически важной информацией не будет. Во-вторых, что разумно попытаться «крупными мазками» очертить наиболее сущностные характеристики экономики Украины, признаки и моменты которых невозможно скрыть никакими информационными наслоениями.
К главным методологическим недостаткам практически любой экономической аналитики можно отнести её тотальную ориентировку на стоимостные экономические параметры. Повсеместно можно встретить подобные утверждения: с начала СВО украинский ВВП упал на 30 процентов — значит, как будто бы экономика ужалась на треть, экономический потенциал снизился на такой же процент. Или ещё нелепее — украинцы стали беднее на 30 процентов. Использование стоимостных показателей — ВВП, ВНП, ВВП на душу населения и т. п. — работает совсем не так и, вообще говоря, не даёт адекватного представления об экономике страны.
Практика показывает, что в реальности экономика «проверяется» двумя факторами. На рациональность организации — динамикой создания условий для раскрытия потенциала людей. Если имеется рост долгожительства и благосостояния, которые приводят к росту населения, производства, научных достижений и их внедрения, значит, формы экономической жизни соответствуют интересам общества. А на прочность и устойчивость экономика проверяется только... войной. Кризисы же, периодически поражающие то финансовую, то производственные сферы мировой экономики, такой проверкой не являются, они присущи господствующей экономической модели, являются фазами её развития. Подъём, спад, рецессия, рост, подъём — эта волнообразность является побочным следствием стихийности рыночных отношений в целом. Умение страны наименее безболезненно преодолевать кризисы относится к оценке компетентности правительства, а не собственно к качеству экономики.
С первым фактором всё понятно и наглядно. Вся история «независимости» украинского государства демонстрирует абсолютную неготовность общества к стратегическому развитию. Можно сравнить Украину с РФ или Белоруссией.
Обладая гигантским экономическим — промышленным, инфраструктурным, кадровым и ресурсным — потенциалом в составе СССР, независимая Украина не просто быстро его растратила в эпоху смуты 1990-х, но и не смогла сформировать вменяемую национальную экономику. Одна из причин политического и ментального раскола украинского общества на пророссийский и проевропейский вектор состоит как раз в конкуренции экономических связей с Западом или с Россией. Несамостоятельность при прекрасных условиях «стать второй Францией в Европе» — характерная черта украинской экономики. И это связано не с тем, что Европа и Россия осуществляли какую-то агрессивную экономическую экспансию на территории Украины, не давая организоваться её государству и капиталу, а с незрелостью в целом командующих сил украинского общества. Украинскими «заводами, пароходами и газетами» владеют не российские и евроатлантические олигархи, а свои, местные. Марионеточность украинского режима обусловлена не вербовкой Зеленского (его к власти привёл, вообще, Коломойский), а самой сутью украинского мелкопоместного политического национализма. Независимость Украины понимается исключительно как разрыв с Россией. Это линия, которой изначально придерживалась украинская власть, Кучма даже целую книжку написал «Украина — не Россия». Майданные «революционеры» Ющенко и Порошенко довели этот курс до логического — «анти-Россия». Ну а Зеленский — просто актёр и КВНщик, который отыгрывает роль в сложившейся системе координат.
Естественно, что украинское общество все годы нэзалэжности представляет собой деградирующую массу людей с экономикой, паразитирующей на советском наследии. Тяга рядовых украинцев к евроинтеграции абсолютно логична, так как их страна — задворки Европы. Подобно тому, как у нас многие люди из глубинки перебираются в областные центры, а из областных центров — в столицы, украинцы тянутся в европейские страны за более комфортными условиями жизни. Ни о каком создании условий для раскрытия потенциала людей на Украине никто и не помышлял. Там сложилась типичная компрадорская олигархическая система.
За годы независимости Украина потеряла почти половину населения, растранжирила колоссальный промышленный потенциал, превратив собственную экономику в сельскохозяйственный и ресурсный придаток мирового рынка. После 2014 г. население Украины стабильно беднеет, кризисные явления в социально-экономическом положении только нарастают. Связано это, прежде всего, с антинародным характером установившегося режима, в задачи которого не входит заниматься проблемами страны и какими-либо стратегическими вопросами социального развития.
Нужно понимать, что социально-политическое и тем более социально-экономическое образование «Украина» исторически по сути искусственно. Украина состоялась и стала возможна только как советская республика в составе Союза ССР. Как независимое государство она не имеет ни отдельной от России истории, ни отдельной от русской национальной культуры, ни какого-то своего уклада жизни, ни инфраструктурных связей вне бывшего СССР. Украинская «нация» не вела национально-освободительных войн, как, например, польская, она сформировалась как самобытный элемент единого русского социокультурного пространства и народа. Украинский национальный культурный аспект и украинское национальное самосознание — хуторянско-местечковые. Они — это региональные окрасы нашей общей народности, со своим региональным наречием. Украинский национализм — это в чистом виде идеология борьбы с Россией, со всем русским, борьбы в неизбежном подчинении внешним силам. Саморазрушительное, внутренне противоречивое мировоззрение без какого-либо конструктива, внедряемое для одурачивания жителей Украины. Крайняя степень украинского национализма — бандеровщина — это банальный европейский фашизм. Но поскольку он местечковый и локально антироссийский (а изначально ещё и антисоветский), то это фашизм не как стремление Украины к мировому господству, что было бы просто нелепостью, а фашизм на службе иностранных сил. Сначала это была гитлеровская Германия с соответствующими амбициями, а теперь США как мировой гегемон и НАТО.
Украина как отдельная страна со своей государственностью обречена либо на слияние с братской Россией, либо на превращение в орудие против России. Концепция, которой так любит щеголять украинская пропаганда, о том, что Украина и РФ — две равноправные державы и не надо, дескать, к нам лезть, мы строим демократическое общество в центре Европы, — не работает. Можно развалить СССР, в отдельном национальном осколке сформировать слабое государство со своими местными порядками и жить, никого не трогать. Примеры такие есть. Но это не про Украину. Украина слишком большая, богатая ресурсами и слишком важная стратегически, поэтому неизбежно становится объектом внимания и конкуренции мировых держав. Не РФ «окучивала» Украину все тридцать лет её независимости, а Запад. Российские власти как раз халатно бездействовали в этом отношении.
С началом СВО Украину покинула примерно четверть населения и уехало бы ещё больше, если бы не запрет на выезд мужчин и бедность населения. Это тоже признак незрелости украинского общества и слабости украинского государства.
Второй фактор следует понимать через призму той роли, которую отвели Украине поддерживающие её западные страны. Украина с 2014 г. за счёт аккумуляции собственных ресурсов и помощи нарастила значительный военный потенциал и создала вторую по силе сухопутную армию в Европе. Однако её экономический тыл и собственные ресурсы не позволяли осуществлять вооружённую борьбу с РФ дольше нескольких месяцев. Так оно и получилось, за первые полгода СВО Украина исчерпала собственные ресурсы и в дальнейшем окончательно превратилась в поставщика живой силы на фронт. ВСУ уже давно воюют под руководством инструкторов НАТО, западным вооружением, в том числе советского производства, обучая десятки тысяч солдат в странах Запада. Сейчас уже очевидно, что США и их союзники задолго до 2022 г. активно накапливали в Восточной Европе вооружения советского образца для использования в украинском конфликте.
Государственный бюджет Украины обеспечен иностранными вливаниями на 60 процентов, но и оставшиеся 40 процентов во многом сформированы за счёт активного вывоза ресурсов. Финансовая зависимость украинского правительства от США сопоставима с таковой афганского правительства Гани, которое недавно прогнали талибы. Но проблема ещё в том, что украинскую власть нельзя рассматривать в привычном смысле, её задача — поддерживать диктатуру, зачищать тылы от неблагонадёжных, проводить мобилизацию, поставляя человеческие ресурсы на фронт. На эту деятельность Зеленский и Кº будут получать столько финансирования, сколько необходимо. Можно сказать, что украинское правительство продаёт на мировом рынке Западу войну с Россией.
Часто можно услышать доводы о том, что Украина попадает в кредитную кабалу, не сможет расплатиться и т. д. Однако Украина на сегодня, грубо говоря, — проект в рамках реализации цели по нанесению стратегического поражения РФ. Что это означает? Дестабилизация и ослабление России, которые устранят её из мирового баланса сил. В идеале США желали бы развала РФ, чтобы приблизиться к северным границам своего главного противника — Китая. Поэтому Украина уже находится под необходимым контролем США, для этого никакие кредиты не нужны. Это уже само по себе «прекрасное вложение средств». А население Украины как никого не интересовало в прошлом, так никого и не будет интересовать в будущем, вне зависимости от способов этого вложения. Даже если бы Запад производил все вливания в Украину на безвозмездной основе, это бы ничего не поменяло в перспективе для украинцев.
Часто ещё можно услышать доводы о том, что на Украине помощь Запада разворовывается, что станет значительным фактором, нарастающим итогом окажет негативное влияние на ситуацию. Думается, это преувеличение. Объёмы средств, вливаемых в украинский конфликт, так велики, что никакой Зеленский с его компашкой никогда не сможет своим воровством повлиять на что-либо. Американцы вообще всегда тратят так много денег, чтобы никакая повальная коррупция им не помешала. Коррупцию закладывают в «цену продукта».
Часто можно также услышать доводы о том, что украинская экономика со дня на день рухнет и тем самым вызовет крах ВСУ. Такое мнение также выглядит несостоятельным в связи, во-первых, с тем, что финансирование боевых действий осуществляется не за счёт внутренних ресурсов страны, во-вторых, экономическая жизнь на неприфронтовых территориях идёт своим чередом, невзирая на падение ВВП и прочие показатели.
Если верить заявлениям, то промышленность и сельское хозяйство Украины, основу которых составлял экспорт зерна и стали, за год СВО значительно упали. Выплавка стали и проката рухнула почти в два раза. Более чем в два раза снизился экспорт зерна. Катастрофа по понятным причинам произошла на рынке рабочей силы. Чтобы поддерживать финансовую стабильность, правительство Украины производит дополнительную эмиссию гривны.
Однако всё это мало что значит для фронта и, как это ни парадоксально, мало что значит для собственно украинского тыла. Поставляемую бронетехнику, артиллерийские системы, снаряды, бомбы и т. д. не выплавляют из украинской стали. Украинский ВПК не обеспечивает и 10% потребностей ВСУ.
За пределами прифронтовых территорий жизнь украинских сёл и городов протекает вполне обычным порядком, не считая, конечно, мобилизации и роста кладбищ. Для этого достаточно минимальной инфраструктуры (электричества, коммунальных сервисов, транспорта), продуктов питания и повседневного спроса. Население Украины стало жить ещё беднее, но никакой гуманитарной катастрофы нет, и не будет. В стране даже образовались излишки сельхозпродукции в связи со снижением экспорта. Цены на фрукты упали.
Россия не террорист и не бомбит объекты ЖКХ, больницы, склады с едой и медикаментами и т. п. Страны Запада обильно финансируют необходимый минимум обеспечения населения повседневной продукцией, в том числе за счёт оказания гуманитарной помощи. Поэтому кастрюльных бунтов всё ещё не наблюдается в Киеве.
Короче говоря, экономика Украины как независимой страны приходит к своему логическому неоколониальному итогу. Она, вслед за политикой, встроена как подчинённый момент в тот курс, который определяют кураторы украинской власти. Если завтра западные страны прекратят финансирование войны против России, то СВО закончится за пару месяцев в связи с полной дезорганизацией ВСУ.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас