1 января 2015 года вступает в силу Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подписанный 29 мая 2014 года Россией, Белоруссией и Казахстаном. ЕАЭС – это 170 миллионов человек, (1) более 20 миллионов квадратных километров территории (15% земной суши), первое место в мире по добыче газа (22% мировой добычи), первое место в мире по добыче нефти (14,6% от мировой добычи), второе место в мире по производству минеральных удобрений (14% мировой доли), третье место по производству электроэнергии (9% мирового производства), четвёртое место по производству стали (6% мирового производства) и добыче угля (6% мировой добычи)… (2) А главное, ЕАЭС – это «модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом». (3)
Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Это означает, что решения Союза и его органов (например, Экономического cовета, Экономической комиссии, Экономического суда) приобретают статус норм международного права. Это очень важно, так как долгое время Россия ориентировалась на нормы международного права, созданного другими, что в условиях тотального разрушения действующего международного права и создания нового регрессивного международного права становилось нетерпимым.
Среди сфер деятельности нового Союза следует выделить внешнюю торговлю и общую таможенную политику. Внешняя торговля будет осуществляться на основании принципов свободной торговли и режима наибольшего благоприятствования. Члены ЕАЭС будут проводить скоординированную политику в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте, энергетике и согласованно применять санитарные и технические нормы. К 2016 году должен быть создан общий фармацевтический рынок, к 2019 году - общий рынок электроэнергии, к 2025 году – общий рынок нефти, газа и нефтепродуктов.
Союз носит подчёркнуто экономический характер. Практике известны примеры, когда экономические международные организации постепенно становились политическими и даже военными союзами (наиболее яркий пример – ЭКОВАС, Экономический союз стран Западной Африки, который довольно быстро перешёл от общих торговых проектов к совместным военным операциям на территориях государств-членов). Попытка создать союз постсоветских государств более широкий, нежели только экономика, предпринималась, но оказалась неудачной. Некоторое время назад президент Казахстана высказывался против присоединения к Таможенному союзу (ТС) Киргизии, Таджикистана и Армении, но при этом поддерживал принятие в ТС Турции - только потому, чтобы помешать превращению ТС в надгосударственное политическое объединение наподобие Европейского союза. Из проекта Договора о Союзе были исключены положения по общему гражданству, общей внешней политике и общей охране границ стран-членов ЕАЭС.
Вступление в силу Договора о ЕАЭС происходит на фоне заметной активизации договорных отношений России с соседними государствами, прежде всего союзными. 22 декабря президенты России и Казахстана обменялись ратификационными грамотами по Договору о союзничестве РФ и Казахстана в XXI веке. Этот договор не отменяет базовый Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и Республикой Казахстан, заключённый в 1992 году, а будет действовать параллельно с ним. 23 декабря в Государственную Думу был представлен на ратификацию Договор между Россией и Абхазией. Он был подписан 24 ноября и выводит отношения между двумя странами на новый уровень. Если в 2008 году (сразу после признания Абхазии независимым государством) Россия и Абхазия заключили Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, то новый договор именуется договором «о союзничестве и стратегическом партнерстве». Кстати, новый договор с Абхазией приведёт к применению статьи 15 Конституции России, устанавливающей приоритет норм международного права перед нормами российского законодательства. В частности, это касается введения правила об упрощённом порядке предоставления гражданства России гражданам Абхазии. Главными направлениями, которые регулирует новый договор, являются общая внешняя политика, военные и социально-политические вопросы. Обязательство проведения согласованной внешней политики означает, что стороны будут «тесно взаимодействовать» в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности. Статья 4 договора устанавливает, что Российская Федерация будет «всемерно способствовать укреплению международных связей Республики Абхазия, включая расширение круга официально признавших ее государств, и созданию предпосылок для ее вступления в международные организации и объединения». Важной является статья 6, которая предусматривает, что агрессия на одного государства-участника будет рассматриваться как агрессия против другого государства-участника. В таком случае одно государство-участник обязуется предоставить другому необходимую помощь, включая военную, а также оказать поддержку находящимися в ее распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону. Данные положения полностью соответствуют нормам международного права, прежде всего статье 51 Устава ООН. В договоре прописано также, что о мерах, принятых в порядке самообороны, договаривающиеся стороны незамедлительно известят Совет Безопасности ООН, а при осуществлении этих мер будут придерживаться соответствующих положений Устава ООН. Для отражения агрессии против любого государства-участника стороны создают Объединенную группировку войск вооруженных сил России и Абхазии под управлением Объединенного командования и общую оборонную инфраструктуру. Устанавливается, что в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время командующий Объединенной группировкой войск вооруженных сил России и Абхазии назначается уполномоченным органом РФ. (4) Более детальное регулирование этого вопроса будет установлено отдельным соглашением. (5) Кроме того, договор установил в качестве основных направлений сотрудничества формирование общего пространства обороны и безопасности, создание единого социального и экономического пространства, сохранение общего культурного и гуманитарного пространства.
Нельзя не отметить и подготовку нового договора России с Южной Осетией (6), который значительно обновит договор 2008 года, заключённый сразу после признания Россией Южной Осетии в качестве независимого государства. Спикер парламента Южной Осетии А.Бибилов заявил, что в договоре «будут отражены базовые интересы республики, которая заинтересована в максимальной интеграции с Россией» по самым разным направлениям.
Возвращаясь к Договору о ЕАЭС, следует отметить, что Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, «на условиях, согласованных государствами-членами». Ещё до вступления Договора в силу к нему присоединилось два государства: 10 октября 2014 года был подписан договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу Армении, а 23 декабря Договор подписал Киргизстан. Армения присоединилась также ко всем другим заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам. Во время визита В.В.Путина в Узбекистан стороны договорились о проведении консультаций по поводу возможного подписания договора между Узбекистаном и Евразийским экономическим союзом о зоне свободной торговли. Спикер Совета Федерации сообщила, что ведутся консультации о возможном вступлении в ЕАЭС Таджикистана…
Создание ЕАЭС стало результатом длительной подготовительной работы в рамках таких объединений, как ЕврАзЭС и Таможенный союз. Говоря о пройденном пути, В.В.Путин отметил, что «интеграционный проект уже приносит практическую отдачу». В рамках Таможенного союза «с 1 июля 2011 года товарооборот вырос на 50%, превысив отметку 64 млрд долларов, улучшилась структура взаимной торговли», - сказал В. Путин. Президент подчеркнул при этом, что доля продукции с высокой степенью переработки существенно увеличилась, а доля сырьевых товаров снизилась с 40 до 28,9%».
Учитывая остроту противодействия планам развития Евразийского экономического союза со стороны Запада, следует отдавать себе отчёт в том, что построение «модели мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира» потребует напряжения сил далеко не только экономического характера. Предстоит противостояние на всех фронтах.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас