Сейчас если многие решат, что автор решил смешать какой-то безумный коктейль, то они будут не правы. Все еще безумнее и сложнее, чем кажется на первый взгляд, и происходящее надо будет не пытаться объять сразу одним махом, а осваивать тихонечко, как по ледяному лому сливают сами знаете, что. Хотя в свое время мы предпочитали стальной уголок от обшивки КУНГа.Ответ на вопрос «Почему опять F-15» кроется далеко в начале 90-х годов прошлого века. Так что – идем в историю. Как обычно.Итак, девяностые годы, США. Генералы от авиации очень хотят новые самолеты, ибо шик, блеск энд красота и распил. И не надо забывать про повоевать, потому что Югославия, Ирак, Сирия, Ливия и далее по списку. Потому уже в конце 20 века генералы мозговали над тем, с чем они влетят в век 21-й. То есть – нужны были новые самолеты. Много новых и классных самолетов, чтобы все трепетали и боялись.Конечно, самолеты должны были быть пятого поколения и никак иначе.В век 21-й, конечно, влетели на самолетах этого самого пятого поколения, но вот беда – дороговато получилось.
То, что F-22 стал «черной дырой», поглощающей деньги быстрее, чем их печатал станок, все поняли еще в прошлом веке, потому «Раптора» начали задвигать подальше от полетов, где он начинал жрать доллары как не в себя, урезать финансирование и вообще готовить к не почетной, но отставке.F-35 был душка: денег трескал не в таких диких количествах, в сравнении с F-22 оказался вообще дешевым и простым. Но вот беда – хоть самолет не жег в форсажной камере мешки долларов, у него были другие недостатки. Точнее, сотни небольших проблем, которые устраняются до сих пор. Многие эксперты говорят о том, что F-35 до сих пор не доведен до состояния полной боевой готовности.Но главная проблема даже не в этом. Главная проблема – это то, что Россия успешно испытала и применила свое гиперзвуковое оружие «Кинжал», использовав для этого один из старейших самолетов своих ВВС. Другой вопрос, что сравниться с МиГ-31 сегодня не может в плане скорости и высоты ни один самолет в мире.
Свое гиперзвуковое оружие США в ответ сделали, но вот беда: F-22 и F-35 не способны нести его, потому что когда создавали эти самолеты, о гиперзвуковых ракетах думали сильно на перспективу, а потому объемы отсеков для вооружения у F-35 и F-22 просто не позволяют разместить там такое оружие. А внешняя подвеска у самолетов-невидимок не в почете, как известно.Соответственно, кто-то должен был перемещать в воздухе эти ракеты, потому в США решили последовать примеру России: просто взять и сделать модернизированную версию какого-нибудь старого самолета для гиперзвуковых ракет.Понятно, что своего МиГ-31 у США не было, но по аналогии с созданием на базе Су-27 модификаций, которые больше похожи на совершенно новые самолеты (да, Су-35С), в Штатах приняли решение что-то изобразить на базе F-15. Это было очень логичное решение, «Сокол» вgолне для этого подходил.
И сперва было слово, и слово это было… F-15SA. Модель, созданная для Саудовской Аравии (а саудиты любят все продвинутое), на базе которой сделали еще более навороченный самолет F-15QA, предназначенного для экспорта в богатый Катар. В свою очередь, с катарской версией еще немного поработали, и на выходе получился наш F-15ЕХ.От базового F-15Е, из которого и создавали истребитель-бомбардировщик для Саудовской Аравии, «новый» самолет отличался более богатой начинкой в первую очередь в плане электроники.
Кручу, верчу, запутать хочу!
Это был двухместный истребитель, который отличался от F-15 следующими компонентами:- новая цифровая система управления;- новая РЛС с АФАР AN/APG-82(V)1; - система Joint Helmet-Mounted Cueing Systems (JHMCS) с выводом информации на шлемы обеих членов экипажа;- новые дисплеи с проекцией информации на фонари пилота и оператора вооружения;- модернизированные двигатели General Electric F110-GE-129;- новая, более мощная бортовая ЭВМ с новым программным обеспечением;- комплекс РЭБ и РЭР Eagle Passive Active Warning Survivability System (EPAWSS);- дополнительные узлы подвески вооружения.Наличие новых усовершенствованных узлов подвески весьма значительно расширило номенклатуру боеприпасов, которые стало возможно подвешивать.
Самолеты будут поставляться как новые с заводов, так и будут переоборудоваться старые модели F-15E и F-15С (это одноместный вариант, с которым возни будет больше). Первые F-15EХ уже были переданы ВВС США.
Что получается в итоге?
В итоге получается нечто странное такое.Конечно, F-15EX на две головы выше своего базового предшественника F-15E. Но воевать, если что, ему придется вместе с самолетами, которые, мягко говоря, во многом его превосходят.F-15EХ – самолет четвертого поколения, но это один из лучших его представителей. Лучше, пожалуй, только Су-35С. Да, он не такой малозаметный, как F-22 и F-35. С дозвуковой крейсерской скоростью. Неспособный прорывать эшелонированную ПВО, как F-35.По стоимости F-15EХ практически сравнялся с F-35 (77 миллионов против 80). Стоимость одного летного часа тоже примерно равна: 27 тысяч долларов у F-15EХ против 35 тысяч у F-35А.Но у F-15EХ есть два огромных преимущества перед новыми самолетами:- F-15EХ способен нести и применять гиперзвуковое оружие на внешней подвеске;- F-15EХ отлаженный самолет, который просто даст возможность держать боеготовность ВВС США на должном уровне, пока не доведут до ума F-35 или пока не пойдет в серию NGAD, самолет шестого поколения, который будет работать в связке с ударными БПЛА.Весь вопрос – против кого придется воевать. Против государств третьего-четвертого мира или террористических образований мощи F-15EХ более чем достаточно и без гиперзвукового оружия. Против более сильных противников вполне возможна связка F-15EХ как носителя гиперзвуковых ракет и F-35 в качестве «разгоняющего тучи». Кроме того, более продвинутая электроника на борту F-35 позволит осуществлять целеуказание для F-15EХ.Довольно спорный расклад, не так ли?Да, в самих Штатах не все поддерживают такое развитие событий. Наш хороший знакомый Тайлер Роговей из «The Drive» вообще обрушился с критикой на руководство ВВС, задумавших такую операцию. Он считает, что 80 единиц F-15EХ – это ни о чем, даже если рассматривать самолет исключительно как носитель гиперзвукового вооружения.
Вообще изначально речь шла о контракте на 22,9 млрд долларов, в рамках которого планировалось поставить в ВВС 144 самолета F-15EХ. Далее проходила информация о том, что количество F-15EХ может быть увеличено до 200 экземпляров. Возможно, планы были изрядно подкорректированы, что и возмутило Роговея. Вообще ВВС США к 2026 году планируют вывести из эксплуатации 421 устаревший самолет. А замену планируют 304 новых истребителя и бомбардировщика, а экономию, которая возникнет при эксплуатации парка самолетов меньшего количества, направить на приобретение новых и перспективных самолетов типа NGAD или MR-Х в последующие периоды.Конечно, странно наблюдать за тем, как на конвейер встает самолет, который перестали выпускать 15 лет назад. Для США – возможно, для нас все привычно. В конце концов, не наш ли президент, войдя в смысл траты бюджета на игрища под названием ПАК ДА велел прекратить извращения и заново осваивать выпуск Ту-160. Выпуск освоили, использовав старый советский задел.
Примерно то же самое происходит и с Су-57, и с F-35. Первый уже 20 лет не может выйти из стадии прототипа, второй хоть и вышел, и производится, и покупается, но лучше бы еще в куколке полежал, потому что количество проблем у F-35 можно сравнить только со стоимостью самого F-35.Потому ничего такого особенного в действиях американцев нет. Что с того, что последний F-15Е ВВС США получили в 2001 году? Надо – начнут выпуск заново, если для этого есть все.В конце концов, мы тоже не особенно сильно дергаемся по поводу Су-57, потому что у нас есть Су-35С, который худо-бедно решает все вопросы, связанные с задачами охраны и обороны воздушных границ страны.
Совершенно тот же самый маневр сегодня выполняют ВВС США. Глобальная модернизация базового F-15E до F-15EХ и на выходе способность самолета при всех прежних условиях нести до 22 управляемых ракет класса «воздух-воздух» или гиперзвуковое оружие, размеры которого превышают размеры отсеков для вооружений истребителей пятого поколения.Многие не слишком разбирающиеся СМИ устами «экспертов» заголосили на тему того, что начало выпуска F-15EХ – это полный провал программ F-22 и F-35. На самом деле нет. F-35 уже изготовлено более семисот. Модернизация более старых и менее современных F-15E/D и F/A-18С/D стоит рассматривать, как дополнение к флоту F-35, самолеты которого рано или поздно, по победят свои детские болезни.Кроме того, не стоит забывать, что F-15 – это самолет, несущий самую большую боевую нагрузку в ВВС США, не считая нормальных бомбардировщиков. То есть, F-15 можно и нужно рассматривать не как F-35, не как истребитель-бомбардировщик, а как бомбардировщик-истребитель.
Вполне приличное дополнение. Не знаю, как быстро отладят наши инженеры «Изделие 30» и в ВКС пойдут нормальные Су-57, но даже после того, как они пойдут, маловероятно, что Су-35 тут же спишут и расставят по музеям или продадут в Уганду. Будут летать однозначно.И в такой практике нет ничего удивительного: пока новый самолет проходит отладку, старый несет за него боевое дежурство.И F-15EХ, и Су-35С – это прекрасные самолеты сегодняшнего дня. F-35 и Су-57 – это самолеты дня завтрашнего, которым предстоит еще немало пройти на своем боевом пути. И ничего смертельного в том, что старшие товарищи прикрывают молодое пополнение, нет. Рано или поздно, конечно, самолеты четвертого поколения уйдут. Но до этого торжественного момента еще весьма далеко.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас