Два несущих винта, два летчика и длинный список боевых задач, решить которые под силу только этой машине, — разведывательно-ударные вертолеты Ка-52 продолжают отвоевывать места на аэродромах армейской авиации ВКС России. Чтобы получше ознакомиться с процессом их производства, корреспондент РИА Новости отправился в Приморье и посетил завод Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» холдинга «Вертолеты России» — «Аллигаторов» и их морскую версию «Катран» делают только здесь.
Короли вихрей
Если танк начинается с башни, то вертолет — с несущего винта. И хотя, на первый взгляд, ничего сложного в лопастях нет, стран в мире, обладающих технологиями их производства, — по пальцам пересчитать. Соосная схема — отдельная история. Только Россия выпускает такие машины серийно.
Лопасти несущего винта разведывательно-ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор»
«Лопасти на вертолете Ка-52 полностью композитные, — объясняет РИА Новости начальник цеха по изготовлению деталей из полимерно-композиционных материалов Иван Терещенко. — Сначала изготавливаем силовую основу лопасти — лонжерон. Он сложный, включает в себя антиобледенительный нагревательный элемент, антифлаттерные грузы, оковки. Все это спаиваем в одно целое, после чего приклеиваем хвостовые секции и стреловидные законцовки».
Оснастка для изготовления лопастей вертолетов Ка-52
Готовую лопасть зачищают шкуркой, припаивают крышки, прокладывают провода для контурных огней и отправляют на покраску. Работа с композитами считается вредной, поэтому цех утопает в зелени комнатных растений. Десятки разнокалиберных горшков расставлены на полу вдоль рабочих мест, на подоконниках, стеллажах и станках.
Озеленение цеха лопастного производства
И хотя между собой сотрудники называют эту линию лопастным производством, делают тут не только лопасти — вертолет Ка-52 состоит из композитов более чем наполовину. Элементы обшивки, капоты, лючки, хвостовая балка — практически вся «шкура» «Аллигатора» сшита из плотных слоев стеклоткани и проложенных между ними легких сотовых панелей. Броня навешивается отдельно.
«Сырую стеклоткань выкладываем в оснастку нужной формы, добавляем сотовый наполнитель, склеиваем, упаковываем этот «пирог» в вакуумный пакет и отправляем в автоклав на запекание, — Иван открывает двери в зал с большими цилиндрическими печами. — Композиты удобны в обработке: не надо ничего гнуть, фрезеровать. Кроме того, они чрезвычайно прочные — даже при появлении трещины лопасть не разлетится на куски. Заметно выигрывают у металла по массе. К примеру, при длине семь метров лопасть Ка-52 весит всего 74 килограмма».
Заклепка к заклепке
Чтобы деталь приобрела необходимую прочность, ее 12 часов запекают при температуре 120-170 градусов Цельсия и под давлением до семи атмосфер. На заводе три автоклава, персонал работает круглосуточно, в три смены. Как только из печей извлекают готовые изделия, на их место сразу же загружают сырые.
Автоклав для запекания композитных деталей разведывательно-ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор»
Из-за вязкости и волокнистости запеченные композиты пилить сложно — быстро забиваются зубья пилок. На «Прогрессе» пошли другим путем: доверили резку специальному роботу, который рассекает стекловолокно мощной струей воды, смешанной с мелким песком.
Роботизированный станок для резки композитных деталей
Рабочие уверяют, что робот этой струей может разрезать даже металл, но демонстрировать не стали.
Из цеха лопастного производства готовые композитные детали отправляются прямиком в агрегатно-сборочный цех, где их по чертежам приклепывают к стальным шпангоутам фюзеляжа.
Носовая часть вертолета в стапеле сборочно-агрегатного цеха
Каркас вертолета собирают в главном стапеле. Все элементы должны стыковаться идеально, без натягов, зазоров и загибов. Играют роль даже полмиллиметра.
«У нас два главных стапеля, двойная линия сборки, — начальник сборочного производства Дмитрий Коновалов ведет меня через лес металлоконструкций, попутно показывая, что снимать можно, а что нельзя. — Вначале в стапель выставляется центроплан, затем присоединяются передний и задний топливные баки, хвостовая и носовая части, все это клепается, а затем проводится нивелировка. Пожалуй, стыковка фюзеляжа — самый ответственный этап, она проводится под особым наблюдением бюро техконтроля и заказчика. Если тут напортачить, придется браковать весь вертолет».
Скелет боевой машины — титановые элементы крепления, аллюминиевые нервюры и шпангоуты подаются в цех агрегатной сборки с механических производств. Клепают их вручную, с помощью пневмоинструмента.
Подгонка элементов фюзеляжа ударно-разведывательного вертолета Ка-52
По словам рабочих, эксперименты с клепательным станком успехом не увенчались — он работает только с прямыми швами, а у «Аллигатора» фюзеляж сложной формы, со множеством выемок и изгибов.
Собраться и взлететь
После схода со стапеля начинается кропотливая установка всевозможных капотов, крыльев, технологических лючков. Для проверки жесткости на фюзеляже закрепляют массовые макеты редуктора и двигателей. Под нагрузкой проверяют плавность закрытия и открытия дверей, люков.
Вертолеты Ка-52 на линии окончательной сборки завода «Прогресс»
«Если все свободно закрывается-открывается и нет перекосов, закатываем фюзеляж в дождевальную камеру для проверки на герметичность, — продолжает Коновалов. — Там специальная установка со всех сторон поливает его водой под напором. Процедура занимает 20 минут. В корпусе есть водонепроницаемые зоны, под лючками — резиновые прокладки, в стыках — герметик. Внутри все должно быть сухо».
После дождевания вертолет тщательно вытирают и дотошно осматривают от носа до хвоста. В бюро технического контроля много женщин и девушек. Они и проверяют качество клепки, сборки, заполняют пачки отчетных документов и заключений.
Женщины на сборке вертолетов Ка-52
Из цеха агрегатной сборки мы с Дмитрием переходим в «чистую комнату» — цех окончательной сборки. Именно здесь форма обретает содержание и фюзеляж становится боевым вертолетом — «Аллигатором». В цехе царит почти идеальная чистота — параметры среды строго контролируются специальными датчиками, развешанными по стенам.
«Первым делом в фюзеляже монтируют трубки топливной, противопожарной и гидравлической систем, — объясняет Коновалов. — Затем трассами выкладывают электропроводку. Каждый жгут тщательно проверяем на порезы и забоины, их быть не должно — категорически. Когда все «вены» и «жилы» — электроэлементы — протянуты, ставим электроагрегаты».
Цех окончательной сборки вертолетов Ка-52
В среднем цикл окончательной сборки одного вертолета занимает 44 дня. Финальный штрих — монтаж редуктора и двигателей силовой установки. Их у «Аллигатора» два — турбовальные ВК-2500 петербургского производства. От ТВ3-117ВМА, применяемых на большинстве «милевских» и «камовских» машин, они отличаются повышенной мощностью: поднимают Ка-52 на высоту до пяти тысяч метров.
Редуктор разведывательно-ударного вертолета Ка-52
Когда двигатели на месте, все трубки скручены, электроразъемы подстыкованы, вертолет в «тысячный раз» осматривают представители бюро техконтроля и военной приемки.
Хищная стрекоза войны
Если замечаний нет, машину «хлопают по боку» и передают в контрольно-испытательный цех, где ставят бортовое вооружение и приводят в боевую готовность для передачи на летно-испытательную станцию.
Кабина экипажа разведывательно-ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор»
«Вначале каждый вертолет тестируют наши «прогрессовские» инженеры и летчики, — отмечает Дмитрий. — Производят настройку двигателей, редуктора, испытывают несущие винты на устойчивость к флаттеру (разрушительным вибрациям. — Прим. ред.). Военным передаем уже облетанные изделия. Вообще, по отзывам самих летчиков, «пятьдесят второй» ведет себя в полете очень послушно, жалоб нет».
Сотрудники «Прогресса» очень гордятся тем, что их завод — единственный в стране, который делает такие уникальные боевые машины.
Вертолет Ка-52 на площадке возле летно-испытательной станции
Фирменных «фишек» у Ка-52 хватает: соосная схема несущих винтов, система спасения летчиков с отстрелом лопастей, необычная для ударного вертолета компоновка кабины экипажа «бок о бок», мощная броня, компактность и малозаметность.
По боевой нагрузке, скорости и потолку «Аллигаторы» на голову превосходят главных конкурентов: американские АН–64D Apache Longbow и франко-германские Eurocopter Tiger.
Ударно-разведывательный вертолет Ка-52 на подготовке к летным испытаниям
Российский вертолет вооружен 30-миллиметровой пушкой 2А42-1, может оснащаться ракетным комплексом «Стрелец», нести управляемые ракеты типа «Атака» и «Вихрь-1», а также контейнеры неуправляемых ракет типа С-8. Этого арсенала за глаза хватает для отработки бронетехники и живой силы вероятного противника.
Хищный силуэт и глухой стук винтов приближающегося «Аллигатора» ни с чем не спутаешь. Глядя на эту машину с земли, подсознательно понимаешь: очень не хотелось бы оказаться с ней по разные стороны линии фронта. Даже ненадолго.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас