Добрый день, имперцы.
Пока мы ждем договоренностей между Байденом и республиканцами по поводу избежания дефолта (а в этом году, как уже говорилось, подобная договоренность вполне возможна, до выборов еще полтора года), самое время поговорить о результатах договоренностей. В этом году они будут куда масштабнее, чем все ожидали.
Итак, на счетах Казначейства США осталось около 68 млрд долларов. Ниже было только в декабре 2021 года - 42 млрд долларов. Сказать, что 68 млрд слишком мало для операционной деятельности Казначейства - это ничего не сказать. Это копейки по сравнению с суммами, которые нужны Джанет Йеллен, как главе Минфина - с июня по декабрь 2023 года она планирует поднять объем заимствований еще минимум на 1,5 трлн долларов выше нынешнего потолка.
И вот в чем засада. Дефолт стал бы реальной санацией раздутого до невозможности рынка. Это была бы достаточно жесткая посадка на пятую точку, но рынок сумел бы восстановить свои позиции за полтора-два года. Да, это были бы очень трудные полтора-два года, но экономика без зомби-компаний стоит того, чтобы почистить ее веничком и сбросить в никуда огромные корпоративные долговые обязательства.
В никуда - это в карманы налогоплательщиков. Дескать, сами осознавали риски, сами теперь и выкручивайтесь - а то, что липкая невидимая рука рынка неплохо так придавила и сектор кредитования, и всю пенсионную систему - это уже никого не волнует. Свободная страна, свободный рынок.
Засада даже не в размере заимствований, а в том, откуда будут браться эти деньги - уже сейчас становится понятным, что речь идет о достаточно резком снижении ликвидности на всем рынке.
Многие на Уолл-стрит предсказывают, что законодатели в конечном достичь соглашения, которое, вероятно, предотвратит разрушительный дефолт по долгу, даже если дело дойдет до проволочек. Но это не означает, что экономика выйдет невредимой не только из тяжелого противостояния, но и в результате усилий Казначейства вернуться к обычной деятельности, как только оно сможет увеличить заимствования.
Ари Бергманн, чья фирма специализируется на рисках, которыми трудно управлять, говорит, что инвесторам следует подстраховаться на случай последствий вашингтонской резолюции.
Ветеран рынка имеет в виду, что Казначейству нужно будет постараться пополнить свой сокращающийся денежный буфер, чтобы сохранить способность выплачивать свои обязательства, за счет обильных продаж казначейских векселей. По оценкам, к концу третьего квартала объем предложения превысит 1 триллион долларов, а всплеск предложения быстро истощит ликвидность банковского сектора, повысит ставки краткосрочного финансирования и закрутит гайки в экономике США, поскольку она находится на пороге рецессии. По оценкам Bank of America Corp., это окажет такое же экономическое воздействие, как повышение процентной ставки на четверть пункта.
Это к воплю "включат печатный станок и напечатают скока надо!!!" Уже не включат и уже не напечатают, ибо тогда дедушка Джо будет рассказывать не об успехах экономики, а об успехах инфляции. А это, сами понимаете, для избирателя совершенно ненужная и даже вредная информация.
“Меня больше беспокоит то, что, когда лимит долга будет снят - а я думаю, что это произойдет, - у вас произойдет очень, очень глубокая и внезапная утечка ликвидности”, - сказал Бергманн, основатель нью-йоркской Penso Advisors. “Это не совсем очевидно, но это что-то очень реальное. И мы уже видели раньше, что такое падение ликвидности действительно негативно влияет на рисковые рынки, такие как акции и кредиты”.
Иными словами, деньги придется взять где-то еще - и это "где-то еще" есть только внутри действующей банковской системы США. То есть Минфин США начнет распродавать облигации с более выгодными плюшками - пока не совсем понятно, насколько повысится их доходность, но то, что точно повысится, сомнений уже не вызывает.
То, что самые большие акулы кинутся скупать эти долговые бумаги, уже сомнений тоже не вызывает - они сделают это за счет других секторов и игроков рынка.
Постараюсь перевести это все на человеческий. Предположим, вы некий Джон Смит и у вас есть своя фирмочка по производству бурбуляторов с голосовым управлением - короче говоря, вы делает хай-тек. В тихие и спокойные времена ваши бурбуляторы пользуются определенным успехом, ибо голосовое управление - это то, что выгодно отличает ваш продукт от подобных на рынке: достаточно только сказать "Горшочек, вари!" и процесс бурбуляции начинается автоматически.
Как глава передовой во всех смыслах компании вы истово верите в стабильность и незыблемость американской экономики, поэтому с самого начала своей деятельности ваша передовая во всех смыслах компания живет исключительно на кредитах, ибо деньги нужны и для открытия новых филиалов, и для разработки еще более передовых моделей бурбуляторов.
При этом ваш продукт относится к категории самодельных снежинок из бумаги на декабрьских окнах - есть они или нет, Новый год наступит в любом случае. То есть выжить без бурбулятора можно, причем даже без потери качества жизни - да, он очень забавно булькает и даже пускает разноцветные пузырьки в соответствии с генеральной линией партии (Демократической, конечно же) - для обычной жизни эта штука не то что совсем уж бесполезна, но обойтись без нее можно запросто. Тем более, что на рынке полно не менее продвинутых и куда более дешевых моделей китайского производства.
Если сдохнет ваша передовая компания, то вы пострадаете - но далеко не только вы. Пострадают банки, выдавшие вам кредиты, следом пострадают страховые компании, страхующие риски невозврата кредитов для банков - и еще огромная куча народа из смежных отраслей. Вы же не делаете для своих бурбуляторов лампочки и колесики? Нет, вы их тупо покупаете у поставщиков - и в случае вашего ухода поставщики столкнутся с реальным сужением рынка сбыта.
Одно дело, если легла и перестала дышать только ваша компания - и уже совсем другое, если таких будут сотни или даже тысячи.
Именно этого сейчас в Америке и опасаются больше всего - вымывание ликвидности означает резкий взлет стоимости кредитования, как для маленького американца, так и для больших американских компаний. А это грозит валом банкротств - и да, во все эти мантры о фиксированной ставке кредита можно истово верить, но любой банк всегда оставляет для себя возможность подобного риска - некоторые даже не представляют себе, в каком из пунктов договора о кредите все это зашито и как это можно будет истолковать юристам банка.
Проблема еще и в том, что американское общество за три десятка лет так расслабилось и так уверилось в незыблемость вечного роста потребления, что похмелье обещает быть крайне жестким. Кто сейчас помнит Великую Депрессию? Кто помнит топливный кризис 1983 года? А ведь тогда тоже было полно признаков, что ситуация в корне нездоровая, что не помешало американскому социуму хлебнуть прелестей кризиса полным половником.
И, кстати, о признаках.
47-этажный небоскреб, принадлежащий сингапурскому фонду национального благосостояния и Paramount Group, пустует с 2021 года, когда Deutsche Bank - его единственный арендатор - переехал на Коламбус-серкл. Владельцы используют возможность дорогостоящего ремонта в попытке привлечь новых арендаторов в обновленное помещение.
Эка невидаль, небоскреб на ремонте - но он лишь один из признаков. Стоит сказать, что в Нью-Йорке считается критическим уровнем в 19% пустующих офисных площадей - все, что выше этой цифры, приносит владельцам недвижимости чистый убыток.
Замедление темпов роста экономики (и мы даже не будем уточнять, в какую сторону этот "рост") ведет к ослаблению деловой активности и к "замедлению темпов сделок". У сделок тоже есть свои темпы, шоб мы так жили - и в демократических штатах этот темп имеет ярко выраженный отрицательный рост.
Насколько это критично? Сейчас в Нью-Йорке пустует уже 22,7% офисных площадей и этот рост ускоряется. Бурбуляторы сейчас никому не нужны, а на то, чтобы переформатировать бизнес на новый продукт или в новую сферу деятельности нужно время. И еще деньги, деньги и еще раз деньги. Желательно под почти нулевой процент.
Десятилетиями показатель пустующих офисных площадей не превышал в Нью-Йорке 11% - и такой отрицательный рост до 22,7% как раз является симптомом больной и перекошенной в финансы и сферу услуг экономики.
Согласно последним прогнозам города, ставки арендной платы за офисные помещения “к концу года будут ниже уровня, существовавшего до пандемии”, и, вероятно, достигнут самого низкого уровня за десятилетие. По данным Colliers, запрашиваемая арендная плата в офисах на Манхэттене в апреле 2023 года составила в среднем 75,13 доллара за квадратный фут, что на 50 центов меньше, чем годом ранее.
Это вызывает беспокойство городских властей, которые в течение последнего десятилетия полагались на постоянно расширяющийся сектор коммерческой недвижимости для уплаты налогов школам, полицейским и вывозу мусора. Налоги на коммерческую недвижимость составляют около 20% от общего налогового дохода города, в частности, на долю офисных зданий приходится 10%. И поскольку эти доходы снижаются, расходы города, по прогнозам, будут продолжать расти, создавая проблемы для повестки дня мэра Эрика Адамса.
Зато здесь все улыбаются друг другу и спрашивают "Как дела?" Рекой льется смузи в коворкингах, а супервайзеры с мерчендайзерами каждый ланч едят органическую еду only, запивая ее робустой или либерикой без кофеина и читая биржевые сводки.
Расходы города в течение следующих пяти лет на образование, здравоохранение, повышение заработной платы состоящим в профсоюзах городским служащим и чрезвычайный и неожиданный всплеск числа просителей убежища, по прогнозам, вырастут на 3,9% в год, превысив прогнозируемые годовые налоговые поступления более чем на процентный пункт. Чтобы сбалансировать бюджет, городские агентства просят сократить расходы, либо оставляя вакантные должности незаполненными, либо сокращая такие услуги, как часы работы библиотеки и питание для пожилых людей.
Точно. Питание для пожилых нужно срезать в первую очередь, старики вообще жрут в три горла, как не в себя. Все, выход найден, Нью-Йорк спасен, Америка спасена.
Но пустеющие офисы - это далеко не все, что происходит в одном из самых крупных городов Америки. К примеру, сотни мелких агентств, которые работают напрямую с горожанами и их детьми, уже полтора года ждут финансирования от мэрии НЬю-Йока.
Средний размер задолженности каждому из этих сотен агентств составляет чуть более 1,6 млн долларов. В ожидании денег и чуда десятки тысяч сотрудников уже полтора года живут без зарплаты - зато там у них свобода и демократия. И чернокожий мэр во главе всего этого бардака.
Глобальные по своим объемам фондовые и сырьевые рынки - это, само собой, очень важно. Но даже такие небольшие маркеры, как пустующие офисы или компании без финансирования прекрасно демонстрируют степень деградации общественного пространства.
Зато сегодня в Хиросиме весь свободный и цивилизованный мир думает, как наказать Россию - больше забот у них просто не осталось. Правда, русские к этой знаменательной дате взяли-таки Артемовск и выходят на оперативный простор, но это уже и не важно.
Куда важнее витрина. Даже если за ней обыкновенный сельский сортир с дырой в полу.