Как человек, слабо компетентный в вопросах флота, я все же рискну высказать свое мнение, основанное на общем понимании политической ситуации. Представляется, что задачи, которые решает флот, должны ставиться, исходя из четырех возможных сценариев, обладающих вероятностью перетекать один в другой.
Первый сценарий – ограниченная война с сопредельными государствами.
Второй сценарий – ограниченная война с приморской страной (или военизированным формированием), отделенной от России значительными водными пространствами.
Третий сценарий – война с великой державой неядерными средствами.
Четвертый сценарий – война с великой державой ядерными средствами.
Очевидно, что все эти сценарии могут потенциально перетекать один в другой. Однако я их разделил. По той причине, что они требуют принципиально разного подхода к формированию корабельных группировок.
В первом сценарии, учитывая предполагаемое превосходство РФ над противником, флот, по сути, избыточен. Дело будет решаться на суше, а возможность нанесения ракетных или артиллерийских ударов с моря, а также высадки десанта будет приятным дополнением к действиям сухопутных войск. Итак, сценарий №1 – флот отсутствует, при необходимости используются уже имеющиеся для выполнения других сценариев силы.
Второй сценарий – предполагает возможность применения силы в отношении удаленных объектов, что, без сомнения, полезно при реализации внешнеполитических задач, но, очевидно, не является задачей стратегического выживания для Российской Федерации. Представляется, что в идеале оптимальным кораблем для автономных действий будет атомный крейсер, действующий в сопровождении нескольких фрегатов, эскортного авианосца и пары десантных кораблей, и судов обеспечения.
Если же такая группировка будет признана чересчур дорогой и избыточной (а, надо понимать, что при конфликтах с великими державами она, скорее всего, будет практически бесполезной), то можно ограничиться разработкой проекта океанского фрегата, способного представлять флаг, вести разведку, проводить эвакуацию, бороться с пиратами, осуществлять блокаду портов государств, не имеющих эффективной авиации и флота, либо высаживать коммандос.
Оптимально, мне кажется, если такой фрегат также будет атомным. Другой вариант – сделать такой корабль парусным. Скажем, 2–3 таких фрегата, один из которых непрерывно курсирует по мировому океану, вполне поддержат статус России как мировой державы.
С четвертым сценарием все более-менее понятно – поддержание эффективной группировки стратегических подводных ракетоносцев, способных нанести противнику неприемлемый ущерб.
Кажется, что самым угрожающим может быть третий сценарий – война с превосходящим в обычных вооружениях противником, не перетекающая в ядерную.
Вариантов таких операций может быть несколько.
1. Прямое столкновение с великой державой, которая обязуется не применять ядерное оружие.
2. Столкновение с коалицией неядерных государств, которые при поддержке великой державы получают военное превосходство.
3. Столкновение с внутренними инсургентами, которых поддерживает великая держава – разными средствами, вплоть до непосредственных действий авиации и флота в интересах инсургентов.
Такой сценарий кажется гипотетическим, но несет в себе огромную опасность для России в случае его реализации. Не исключено, что такая война может быть затяжной, потенциально бесконечной. Представляется, что в таких условиях основной задачей флота будет охрана прибрежных вод Российской Федерации с целью недопущения там действий ударных сил противника, проведение своих десантных операций и противодействие десантным операциям противника, поддержка действий сухопутных сил с моря.
Идеи
Стоит понимать, что создание флота открытого моря такой силы, чтобы он мог на равных противодействовать современному флоту и авиации в удалении от своих баз, требует огромных затрат, идти на которые кажется нерациональным, по крайне мере, до тех пор, пока экономика РФ не сравнится с экономикой Китая или США. Флот открытого моря в столкновении великих держав мог бы действовать как составная часть союзнических сил.
Однако пока плотного «сердечного союза» с США или Китаем не просматривается.
Мне кажется, что в такой ситуации следует ориентироваться на опыт Великой Отечественной войны и понимать, что действия флота будут характеризоваться следующими особенностями:
1) флот будет действовать из района, надежно прикрытого средствами ПВО, проводя набеговые операции. Действия на значительном удалении от таких районов будут всегда рискованными;
2) прикрытие базового района средствами ПВО будет надежным не всегда;
3) операции противника против нашего флота зачастую будут удачными;
4) какие-то замкнутые морские районы могут быть потеряны;
5) спутниковая группировка противника не будет подавлена;
6) многие из задач флота будут решаться авиацией флота.
Представляется, что для таких действий оптимальными характеристиками судов будут:
- малые размеры, позволяющие эффективно маскировать корабли;
- низкая осадка, позволяющая действовать вне фарватеров;
- возможность перевозки в разобранном или неразобранном виде железнодорожным транспортом – по крайней мере, для большей части «москитного» флота;
- высокая скорость;
- достаточная мореходность.
Для решения этих задач считаю необходимым развернуть серийное производство следующих катеров:
1. Малый десантный корабль, способный перевозить и десантировать на берег 1 ОБТ.
2. Тральщик.
3. Противолодочный корабль.
4. Корабль артиллерийской поддержки.
5. Корабль ПВО.
6. Ударный ракетный корабль.
7. Ударный торпедный корабль.
8. Минный заградитель.
9. Подводный минный заградитель.
10. Малая торпедная подводная лодка.
11. Бронированный штурмовой катер.
Для северных районов важно располагать катерами на воздушной подушке, позволяющих действовать по льду.
Оптимальной формой вижу многокорпусные суда.
Также считаю необходимым создать флотскую службу большегрузных автомобилей и разгрузочных средств, способных быстро перебрасывать такой флот с одного водоема на другой в условиях бездорожья.
Должна быть создана разветвленная сеть одиночных площадок базирования, обеспечивающих возможность маневра.
Особое внимание должно быть уделено авиации и ПВО флота.
Силы морской пехоты должны не столько готовить отчаянных профессионалов, готовых брать штурмом вражеские базы, сколько инструкторов, которые должны обеспечить десантные операции силами обычных пехотных частей. И временно придаваться в качестве инструктора каждому командиру взвода при проведении десантных операций для контроля перемещений и обеспечения связи с катерами.
Естественно, все должно быть построено на отечественной компонентной базе, даже в ущерб каких-то характеристик.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!