Главная » 2021 » Сентябрь » 14
11:02

Формула Шойгу: новый поход на Сибирь

Формула Шойгу: новый поход на Сибирь

Идея освоения сибирских просторов на основе создания научно-промышленных центров, озвученная министром обороны РФ Сергеем Шойгу, звучит ярко. Но при детальном разборе встаёт вопрос – а есть ли у неординарной инициативы реальные перспективы?

Проект «Тайга»

Сибирь городами прирастать будет! Так и хочется переиначить известное изречение Михаила Ломоносова. Лидер списка «Единой России», министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил о масштабном проекте нового освоения просторов Сибири и Дальнего Востока. Его изюминка – это строительство «с нуля» нескольких крупных городов, научно-промышленных центров с населением 300-500 тысяч, а лучше – до миллиона человек. Сопутствующая линия – строительство транспортной инфраструктуры, которая дополнительно свяжет Запад и Восток страны. Причём лидер «Едра» считает, что ещё и столицу России надо перенести в Сибирь. Сергея Кужугетовича понять можно – родом из Сибири, тайга – его дом родной, он её понимает и чувствует. К тому же положение обязывает – на носу выборы, доверие народа к «лидирующей» партии на минимуме, её рейтинг откровенно низкий. Нарисовать цифры при голосовании, конечно, можно. Но как жить дальше – проблемы накатывают валом.

Формула Шойгу: новый поход на СибирьФото: mil.ru

А тут явно видна перспектива – пространства огромные, ресурсы и потенциал у территории однозначно есть. Государство ведь и раньше озвучивало призывы идти на Восток. Освоение целины, строительство БАМа – это глобальные проекты, которые при определённых проблемах и недостатках всё же были реализованы. На призыв страны активно реагировали граждане – действительно ехали на новые места работы: кто за мечтами, кто за любовью, кто за «длинным рублём». Но главное тут было в том, что именно государство отвечало за финансирование и создание всей необходимой инфраструктуры проектов. Система Госплана, планы пятилеток реально работали. А что же сейчас? Планирование, как государственный подход, кануло в лету. Современная экономика страны основана на интересах определённых бизнес-групп, которые оперируют основными объёмами финансов в стране. У государства тоже есть деньги, но либеральная парадигма душит любой стратегический подход. Посмотрите, как настойчиво идёт приватизация автомобильных дорог, в том числе федеральных. ЦКАД не пожелали сделать общедоступной трассой, на Минском шоссе спокойно выхватили кусок магистрали, превратив его в частный бизнес. Стратегическая дорога на юг – М4 «Дон» вся в бизнес-шлагбаумах. Иными словами, после озвучивания яркой идеи о сибирских городах сразу настаёт вопрос – за чей счёт будет этот банкет?

Фото: ГК "Автодор"

Заявлены ведь очень серьёзные вещи. Сергей Шойгу говорит, что речь идёт не просто о строительстве в тайге новых населённых пунктов, а о развитии сибирских макрорегионов. По его словам, новые научно-промышленные и экономические центры должны стать

Гладко было на бумаге…

«новыми полюсами притяжения, как для населения всей России, так и наших многочисленных соотечественников в странах СНГ и дальнем зарубежье.»

Хотите конкретики? Между Братском и Красноярском может быть создан промышленный центр «Медь и электротехника», в этом же районе можно создать «Алюминиевую долину», ориентированную на производство продукции высоких переделов из алюминия. В Южной Сибири можно организовать добычу и передел коксующего угля, у Канска – наладить углехимическое производство пластиков. Кластер «Лес и строительные материалы» может быть создан у Лесосибирска. Всё это сильно попахивает риторикой, которая была распространена в СССР в 70-х годах прошлого года: о территориальных производственных комплексах, связанной системе расселения, о размещении производительных сил и промышленной базе – как основе развития. Но сейчас это просто не работает, основа экономики совсем другая. В СССР создавали новые города-спутники, промышленные центры, не оглядываясь ни на кого, а уж тем более на внешнюю конкуренцию. Страна стремилась создать полный набор отраслей, необходимых для народного хозяйства.Современная же Россия криво-косо, но перешла в постиндустриальный формат. Это не означает, что она откажется от промышленных производств, но и возводить их в ранг приоритетов уже не будет. Время другое. Формула Шойгу, в принципе, может сработать, но при наличии сразу нескольких факторов. Чёткой мотивации, наличии человеческих и финансовых ресурсов, и как ни крути, благоприятной конъюнктуры на мировых рынках – произведённую продукцию надо куда-то вывозить. Про мотивацию министр обороны рассказал достаточно подробно.

«Условия для людей, живущих в Сибири, должны стать совсем иными. Ведь почему возникла идея строительства новых городов, новых агломераций? Потому что современным городам нужно правильное зонирование. Вместо грязных промзон и бесконечных пробок должны быть грамотно спланированные пространства – и для работы, и для отдыха, и при этом обеспечивающие мобильность», – сказал Шойгу.

Иными словами, люди должны поехать за новыми квартирами в уютных районах, перспективами карьерного роста и за замечательной природой Сибири. Сюда также может добавиться льготная ипотека, налоговые преференции для бизнеса и ещё несколько «плюшек». Но как утверждают эксперты, в первую очередь экономико-географы, мотивация может быть вполне достойной, но главная проблема – откуда взять человеческие ресурсы. Мобильность населения у нас до сих пор низкая. Если люди и едут, то в признанные центры притяжения. Это Москва, Санкт-Петербург, отчасти Краснодарский край. Значит, в новые города, если они появятся, поедет в лучшем случае местное население. Но проблема в том, что в Сибири и на Дальнем Востоке долгое время идёт депопуляция. За постсоветское время Сибирь потеряла около 10 % населения, ДФО – более 20 %.

Да забыли про овраги...

Сибирский тракт. Картина Н.Ф. Добровольского «Переправа через Ангару у Иркутска»

Приток людей возможен только из существующих крупных городов в Сибири, которые сами борются даже не за сохранение, а за минимизацию сокращения своей численности. Обратить взоры на соотечественников за рубежом? Идея хорошая, но и только. За все 30 лет РФ была безразлична к интересам и потребностям русскоязычных в странах СНГ. Ни одна программа репатриации не была воплощена. С чего бы этот механизм заработает сейчас. А заселять новые населённые пункты мигрантами из Средней Азии – это будет даже не ошибкой, а полным провалом «светлой идеи». Следующая проблема – финансовая. В ходе обсуждения идеи с президентом РФ уже прозвучала сакральная фраза: денег нет. Но Шойгу рассказал, что Владимир Путин ответил следующим образом:

«их никогда не будет, если не начать что-то делать – никогда денег и не будет.»

На самом деле у государства деньги есть, в резервах – сотни миллиардов не рублей, а долларов, но оно панически боится в одиночку их вкладывать. Легче профит перевести в золото и инвалюту, нежели самостоятельно создать на госсредства что-то реальное. Министр обороны неслучайно проговорил, что

«основным локомотивом капитальных инвестиций в реализацию макроэкономических проектов в Сибири, наряду с государственными средствами, должен являться частный капитал.»

Иными словами, те самые бизнес-группы возьмут государственные средства, на них построят новые производства и станут, естественно, их собственниками. А люди, рискнувшие сорваться с насиженных мест, в новых городах станут во многом заложниками интересов узкого круга бизнесменов. Как ни крути, на первом этапе жизнь новых городов будет зависеть от самочувствия градообразующих предприятий. А те в свою очередь будут зависеть от конъюнктуры на мировых рынках. Кто может спрогнозировать, будет ли востребована в перспективе продукция из сибирского алюминия, коксохимии или лесокомбинатов? Никто.

Дорога 2.0

Но в этой «туманности» вокруг идеи Шойгу всё же есть крупицы разумного. Начинать новое освоение сибирских просторов разумно на основе дальнейшего развития транспортной инфраструктуры. Лидер «Единой России» в рамках новой «сибирской» программы проговорил о проекте «Кедровый тракт». Автомобильная магистраль должна стать одним из ответвлений китайского «Шелкового пути». «Кедровый тракт» пройдёт исключительно по территории России. Это будет безопасный транзитный маршрут, не подверженный проблемам основного китайского проекта. «Кедровый тракт» актуален. Уже лет двадцать Азиатско-Тихоокеанский регион просто бьётся головой в российские «ворота» с призывом: дайте нам современный транспортный коридор в Европу. Он выгоден всем, Россия может заработать огромные деньги на логистике товаров. Недавние проблемы на Суэцком канале ещё больше актуализировали эту тему. На только что прошедшем Восточном экономическом форуме представители азиатских стран говорили, что они готовы направлять значительные товарные объёмы через РФ. Но наша страна до сих пор не способна их «переваривать». Как заметил на ВЭФ один из вьетнамских бизнесменов – портовая инфраструктура Приморского края (главные морские ворота России на Дальнем Востоке) кардинально отстаёт от потребностей торговли. Например, во Владивостоке срочно требуется построить ещё один порт, специализированный для приёма морских контейнеров. Контейнеровозы из Вьетнама сейчас простаивают на море порой несколько месяцев, дожидаясь перегрузки в российских портах. А за неразвитостью портовой инфраструктуры скрываются проблемы и остального транспортного хозяйства. Таким образом, на востоке страны прежде всего нужны современные транспортные магистрали, на которых обязательно будут появляться «узлы» в виде населённых пунктов. Сначала в них будет концентрироваться население, занимающееся сервисным обслуживанием инфраструктуры и транспортных потоков. А уже на следующих этапах эти «узелки» способны разрастаться, реализуя потенциал прилегающих территорий, в том числе ресурсный. И тут уже слово за проектным финансированием – если у инвесторов есть интерес к той или иной продукции на основе конкретной ресурсной базы, он будет реализован. Наличие транспортной инфраструктуры станет жирным плюсом для любого начинания. И здесь стоит присмотреться к проекту «Золотой тракт», который уже несколько лет упорно продвигает Олег Безродный, ныне президент ассоциации «Рустайм». Он всячески ратует за освоение сибирских просторов, но с помощью создания современной широкополосной автомобильной магистрали, которая должна пройти от Воронежа до Приморья. Через каждые сто-двести километров предлагается создавать сервисные центры по обслуживанию транспортных и пассажирских потоков с элементами туризма и рекреации. Данные «кристаллы» как раз и могут со временем вырасти во что-то более значительное. Такой подход будет логическим развитием территорий, в отличие от вливания громадных средств в строительство крупных городов посреди тайги. Лучше начать с малого.



Источник

Просмотров: 400 | Добавил: Dmitrij | Формула Шойгу: новый поход на Сибирь | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Сентябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх