На веб-ресурсе KОRАBEL.RU опубликован фоторпепортаж-фотоэкскурсия Олега Кулешова по новейшему атомному подводному крейсеру К-561 «Казань» - головному кораблю модернизированного проекта 08851 (885М, шифр «Ясень-М»), построенному АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (СМП, входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация» - ОСК) в Северодвинске и введенному в строй ВМФ России 7 мая 2021 года. 1 июня атомный подводный крейсер К-561 «Казань» прибыл из Северодвинска к месту своего постоянного базирования в Заозерск (Западная Лица), войдя в состав 11-й дивизии подводных лодок Северного флота.
Мостик в ограждении выдвижных устройств атомного подводного крейсера К-561 «Казань» проекта 08851 (885М, шифр «Ясень-М») ВМФ России (с) Олег Кулешов / www.korabel.ru
В начале июня к месту постоянного базирования на Северный флот прибыл новейший атомный подводный крейсер четвёртого поколения "Казань", построенный на Севмаше по проекту "Ясень-М". Переход из Северодвинска в Западную Лицу занял три дня.
Накануне выхода АПЛ "Казань" из Северодвинска нам удалось попасть на борт корабля и увидеть, как выглядит новейший корабль четвёртого поколения. И это было невероятно.
Как человек, ранее посещавший только музейные подводные лодки и субмарины-гиганты 941 проекта, сразу хочу сказать одно: тесно. Но объективна ли эта критика? Конечно, нет. Чем меньше подлодка, тем её трудней обнаружить, тем более, когда все системы и оборудование — это последние разработки отечественных машиностроителей.
Внешне крейсер идеален — его обтекаемые обводы ограждения выдвижных устройств созданы для того, чтобы скользить под водой. Это фирменный стиль всех подлодок, созданных в стенах петербургского конструкторского бюро "Малахит" и воплощённый в железе кораблестроителями Севмаша.
Спуск в подводную лодку проходил через всплывающую спасательную камеру. Внизу, в центральном посту, напоминающем больше телецентр Останкино из-за огромного количества сенсорных дисплеев, нас встретил старший помощник командира корабля Алексей Белянкин.
Как отметил Алексей Игоревич, "Казань" — первый корабль модернизированного проекта "Ясень" — "Ясень-М", обладающий эффективным ударным и радиоэлектронным вооружением, которое позволяет выполнять задачи во всех районах Мирового океана.
Не секрет, что чем новее подводная лодка, тем сложнее простому фотографу находится в ней. Шаг влево, шаг вправо — везде то, что нельзя снимать.
Именно поэтому целью для нашего фоторепортажа были бытовые помещения: кают-компания, камбуз, душевые и, конечно, каюты. Именно там можно снимать всё и без ограничений, но обязательно под пристальным наблюдением представителя защиты гостайны.
Размер кают-компании — примерно 15 квадратных метров. Здесь находится корабельная библиотека, за стенкой — камбуз и буфетная, а вдоль стен развешаны футболки спортивных клубов Казани: "Зенит", "Рубин", "УНИКС", "Ак Барс", и все они — с автографами игроков.
В каютах не тесно, есть шкафы для личных вещей и одежды, столы, умывальники, а также телевизоры, по которым во время походов можно смотреть фильмы из цифровой кинобазы. Есть и сауна.
По словам членов экипажа, кормят на корабле хорошо, да так, что есть риск к концу похода вернуться к семье с лишними килограммами: питание четырёхразовое, а меню довольно разнообразное.
Если вернуться к теме о задачах многоцелевых подлодок проекта "Ясень" и "Ясень-М", то главной является охрана подводных лодок стратегического назначения.
К слову, в отличие от других многоцелевых субмарин нашего флота, на "Ясенях" торпедные аппараты расположены не в носовой части, а по бортам "веером".
Из вооружения, по открытым данным, помимо мин и торпед подлодка несёт несколько вертикальных шахт, в которых размещаются крылатые ракеты.
В настоящий момент кораблестроители Севмаша готовят к проведению заводских ходовых испытаний следующий корабль проекта "Ясень-М" — "Новосибирск". Он станет вторым кораблём модернизированного проекта. Следом за ним ведётся достройка ещё шести кораблей данного типа. Планируется, что они будут служить в составе Северного и Тихоокеанских флотов.
Внутри атомного подводного крейсера К-561 «Казань» проекта 08851 (885М, шифр «Ясень-М») ВМФ России (с) Олег Кулешов / www.korabel.ru
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю