В ближайшие годы Королевский флот Великобритании должен серьезно обновиться. Реализуемая английским правительством «Национальная стратегия судостроения» предполагает закупку для флота больших надводных кораблей. Не так давно в состав флота были включены авианосцы «Королева Елизавета» и «Принц Уэльский», ставшие самыми крупными боевыми кораблями в истории Великобритании. Масштабное пополнение ждёт и ряды фрегатов.
Планы военно-морского строительства Великобритании
В ближайшем будущем Королевский военно-морской флот Великобритании должны будут пополнить принципиально новые фрегаты. К постройке готовятся две серии. Противолодочные фрегаты Тип 26 и фрегаты общего назначения Тип 31. К фрегату проекта Тип 26 проявляют повышенный интерес и доминионы Великобритании. Известно, что 9 кораблей заказала Австралия и 15 – Канада. Фрегаты проекта Тип 26, основной задачей которых станет борьба с субмаринами противника (при этом корабли смогут решать также задачи противовоздушной обороны и привлекаться к операциям общего назначения), планируется строить серией из 8 кораблей. Первый корабль серии «Глазго» был заложен летом 2017 года. Планируется завершить их постройку к середине 2020-х годов. Строительство данных кораблей стандартным водоизмещением более 6 900 тонн дорого обходится короне. Закладка трех первых фрегатов Тип 26 на верфях в Глазго обошлась бюджету в 3,7 миллиарда фунтов стерлингов, а общая стоимость постройки 8 кораблей в 2016 году оценивалась в 8 миллиардов фунтов стерлингов. Фрегаты разработаны и строятся компанией BAE Systems.Фрегаты общего назначения Тип 31 Великобритания рассчитывает построить меньшей серией. В настоящее время заключены контракты на постройку пяти фрегатов стандартным водоизмещением 5 700 тонн. Ещё два корабля будут построены для ВМС Индонезии. Из всей серии в настоящее время заложен один корабль.
Программа их строительства рассчитана на 2021–2027 годы, при этом ввести все корабли серии в эксплуатацию рассчитывают к февралю 2030 года. Сегодня уже известны имена всех пяти фрегатов проекта Тип 31: Venturer, Bulldog, Campbeltown, Formidable, Active. Первым построенным фрегатом станет Venturer. Второе название боевых кораблей данного проекта: фрегаты типа Inspiration.Помимо Индонезии, которая уже заключила контракт на строительство двух боевых кораблей данного проекта, интерес к ним проявляют военные Греции, Польши и двух других стран, которые до сих пор не разглашаются. Экспортное название фрегатов данного типа Arrowhead 140. За их разработку и создание отвечает судостроительная компания Babcock International.Стоит отметить, что компания Babcock International ранее стала главным промышленным партнером и подрядчиком Украины в вопросах строительства и расширения флота. Именно эта компания спроектирует и частично построит для Украины 8 больших ракетных катеров водоизмещением от 400 тонн и длиной не менее 50 метров. Предполагается, что основой для них могут стать малые патрульные корабли семейства Protector.
Что известно о фрегатах проекта Type 31
За разработку и строительство фрегатов проекта Type 31 отвечает компания Babcock International – это крупная британская оборонная компания, которая специализируется на выпуске оборонной, аэрокосмической и ядерной продукции. В сентябре 2019 года стало известно, что именно Babcock International будет выполнять контракт на постройку серии фрегатов Тип 31 для Королевского военно-морского флота Великобритании. Тогда среднюю стоимость постройки одного корабля серии оценили в 250 миллионов фунтов. По сравнению с фрегатами Тип 26, эти боевые корабли можно назвать бюджетными. В компании Babcock International особо подчеркивают важность проекта для экономики Великобритании. Постройка кораблей позволит загрузить местные предприятия и создаст новые рабочие места, поддерживать сохранение которых позволит, по задумкам разработчиков, хороший экспортный потенциал новинки.
В пресс-релизах особо указывается на цепочку поставок комплектующих для фрегата по всей территории Великобритании и широкий спектр экономических возможностей и потенциала трудоустройства. На пике развития программы будет привлечено 1 250 новых высококвалифицированных сотрудников, ещё столько же рабочих мест будет создано в широкой цепочке поставок внутри страны. Новый военный корабль вырос из проекта Arrowhead 140, он сочетает внедрение инновационных решений и опыт, накопленный кораблестроителями Великобритании. Arrowhead 140 (140 в названии – общая длина корабля) – экспортное, коммерческое обозначение новых боевых кораблей. По заверениям разработчиков, это современный военный корабль, который сможет противостоять морским угрозам дня сегодняшнего и завтрашнего. Особо подчеркивается, что корабль создан с опорой на британские инженерные решения и изобретения.Корабль выделяет модульная конструкция и гибкая, легко адаптируемая платформа, которая обеспечивает хорошие экспортные преимущества. Фрегат может конкурировать на рынке за счет изменения соотношения цены и качества. В Королевском военно-морском флоте Великобритании фрегаты Тип 31 будут решать широкий спектр задач: от миротворческих и гуманитарных миссий до проведения различных боевых операций.Подчеркивается, что Arrowhead 140 – многоцелевой фрегат, оснащенный современными системами управления и связи. Корабль специально спроектирован таким образом, чтобы снизить эксплуатационные расходы. Особо подчеркивается, что корабли данного проекта получат систему управления боевыми действиями компании Thales. Благодаря этому Королевский флот с фрегатами Тип 31 присоединится к глобальному сообществу 26 ВМС мира, которые уже используют систему управления боем Thales Tacticos.
Технические особенности фрегатов Type 31
Фрегаты проекта Type 31 представляют собой достаточно крупные боевые корабли. Водоизмещение фрегатов составит примерно 5 700 тонн. Максимальная длина корабля – 138,7 метра, ширина – до 20 метров. Максимальная осадка корабля – 6,65 метра. В движение фрегат приводит двухвальная дизельная главная энергетическая установка, состоящая из 4 мощных дизельных двигателей Rolls Royce/MTU 20V 8000 M71 суммарной мощностью 8,2 МВт. Максимальная скорость корабля – более 28 узлов (примерно 52 км/ч). Максимальная дальность плавания более 7 000 морских миль (примерно 12 964 км). Автономность корабля при этом составляет до 60 суток. Фрегат может эксплуатироваться с экипажем менее 100 человек, что, очевидно, достигается за счёт большого уровня автоматизации и компьютеризации происходящих на корабле процессов. При этом на борту корабля расположены помещения, позволяющие при необходимости разместить со всеми удобствами до 180 человек команды.
Вооружение фрегатов Тип 31
За радиолокационное вооружение, средства РЭБ и БИУС корабля отвечает компания Thales. Как уже отмечалось выше, фрегаты будут получать систему управления боем Thales Tacticos. Помимо этого, все корабли будут оснащены современной системой радиоэлектронной борьбы Thales Vigile-D. Системы управления огнем также выполнены данной компанией, как и РЛС общего обнаружения целей Thales NS110.Артиллерийское вооружение экспортных кораблей будет представлено универсальной 114-мм морской артиллерийской системой Mark 8 с длиной ствола 55 калибров. Максимальная дальность стрельбы орудия слегка превышает 30 км. Такие же орудия уже установлены на эсминцах Type 45 и появятся на фрегатах проекта Type 26. Кроме этого, на корабле может быть установлено до двух 57-мм башенных универсальных артиллерийских установок Bofors Mk. III с длиной ствола 70 калибров. При этом для своих кораблей британцы выбрали более скромную модель вооружения. 1 октября 2020 года стало известно, что адмиралтейство закупило для первых пяти фрегатов Type 31 пять башенных универсальных артиллерийских установок Bofors Mk. III и 10 автоматических 40-мм пушек Bofors 40 Mk4 в башенных установках. Сверх этого, на борту будет установлено 4 шестиствольных 7,62-мм пулемета M134 Minigun и 4 пулемета общего назначения того же калибра.
Зенитно-ракетное вооружение корабля будет представлено комплексом ЗРК Sea Ceptor с 24 ячейками вертикального пуска ракет. В этом комплексе могут использоваться различные ракеты CAMM с дальностью действия от 1 до 40 км. Помимо этого, на борту корабля имеется достаточно места для размещения различных противокорабельных ракет. На демонстрируемых компанией Babcock International рендерах и роликах можно увидеть до 8 пусковых контейнеров для ПКР, которые больше всего напоминают установки для запуска ПКР RGM-84 Harpoon.На борту фрегатов имеется крытый ангар для вертолетов. При этом корабль может принимать на борту противолодочные вертолеты AgustaWestland AW159 Wildcat и AgustaWestland Merlin HM2. Последние могут использоваться также в роли вертолетов ДРЛО, оснащенных авиационным комплексом радиообнаружения и наведения (AEW) Crowsnest.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!