Я вот рассказываю рассказики о своей службе в морской авиации Тихоокеанского флота и совсем забыл поведать о том самом гарнизоне, где я прослужил почти 26 лет. Сейчас все расскажу и даже покажу.
Монгохтяне
Гарнизон, в котором я служил, официально на военном языке называется «Каменный ручей». Да, по городку действительно протекает ручеек, который на картах обозначен как «ручей Каменный». Отсюда и название гарнизона. Второе название гарнизона гражданское, для общего применения – Монгохто (с ударением на вторую букву «о»). Жители называются – монгохтяне (с ударением на «я»).Такое название носила ближайшая к поселку железнодорожная станция, которая сейчас разрушена. Что именно означает слово «Монгохто», никто не знает, даже аборигены под названием орочи. Честно говоря, гарнизон построен в очень диком месте, и когда кто-нибудь говорит, что Монгохто переводится как «долина смерти», то ему хочется верить. Но это – миф.Ближайший к гарнизону гражданский поселок – Датта, там живут аборигены – орочи, которые работают в рыболовецком колхозе. Поселок – это сильно сказано, вернее – место компактного проживания аборигенов. Ближайший центр цивилизации – поселок Ванино. До него около 30 км, и знаменит поселок большим портом и песней про «я помню тот Ванинский порт». В 70 км от гарнизона есть город Советская Гавань. Хотя, как мне кажется, название «город» дано этому поселению авансом. Вот и все, что есть около гарнизона, на что можно обратить внимание.До ближайшего настоящего города Комсомольска-на-Амуре надо ехать на поезде 12 часов, а до столицы Дальнего Востока – Хабаровска, на поезде ехать около 24 часов. Сейчас проложили автомобильную дорогу от Ванино к трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре, но я бы не рискнул по ней ездить.До середины 90-х годов гарнизон считался одним из крупнейших в стране авиационным гарнизоном, там базировалась авиационная ракетоносная дивизия из двух полков Ту-16, позже Ту-22м2(3), отдельный противолодочный авиационный полк на Ту-142 и много частей обеспечения. Население гарнизона приближалось к 10 000 человек. Что сейчас творится в гарнизоне, я рассказывать не буду, скажу кратко – радоваться нечему.Ну и пара историй, связанных с необычным названием гарнизона.
История 1
В одном из первых отпусков я в Луганске встретился со своими однокашниками по штурманскому училищу. Пошли в лучший в городе бар «Перник», начали делиться впечатлениями от службы. Товарищи выпускались по профилю военно-транспортной авиации (ВТА), уже полетали по миру и хвастались:– Побывали в Африке, в странах соцлагеря – ГДР, Польша, Венгрия…Мне хвастаться нечем, сижу, молчу, я выпускался по профилю морская ракетоносная авиация (МРА), наши полки базируются внутри страны, по периметру, в основном. Один из ВТА-шников не выдерживает:– Что молчишь? Ты где служишь?– Где, где… В Монгохто!– Как? Монгохто? А это в какой стране?– Ну вы же штурмана, е-мое…
История 2
Обычно деньги в отпуск перевозили «на аккредитиве», это бумажка такая ценная, её в сберкассу сдаешь – тебе выдают деньги. Приехал в отпуск в Луганск, там родители жили, пошел в сберкассу, деньги получить, отдал кассирше аккредитив, который мне выписали в сберкассе Монгохто, а дальше случилась непонятка. Кассирша напряглась, косо на меня посмотрела, взяла мой аккредитив и быстро убежала в недра сберкассы. Через некоторое время кассирша вернулась с группой поддержки – заведующей и милиционером, и они приступили к следственным действиям:– Скажите, подозреваемый, а разве есть в Советском Союзе такой город – Монгохто?– Города нет, но поселок есть и сберкасса там есть, видите, на печати написано «Монгохто».Короче, деньги мне выдали, но чуть позже, после консультаций с вышестоящей сберкассой.
История 3
И еще расскажу про небольшую военную тайну, ну, такую – бывшую в употреблении. Давным-давно моя Родина – Союз Советских Социалистических Республик, построила сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Не то, чтобы нам совсем уж плохо жилось без этой диковинки, но так, на всякий случай, чтобы знали всякие заморские иностранцы, что можем мы построить многое, хотя и не всегда можем объяснить – зачем.
Впрочем, мы и сейчас идем той же дорогой, по тем же граблям, достаточно вспомнить возню с «пассажирским Ту-160». Ну ладно, не буду о грустном. Так вот, самолет построили, похвасталась на весь мир, и тут вдруг призадумалась – а зачем он нужен? Ну, полетали на нем из Москвы в Алма-Ату, поняли, что очень дорого обходится эксплуатация, и решили куда-нибудь пристроить.Где у нас деньги не считают? В армии! Вот туда и отдадим, в Дальнюю авиацию. А Дальняя авиация не хочет брать, мол, пассажиров у нас мало, и так быстро нашим пассажирам летать не надо, а стрелять этот самолет не умеет.Ну, тогда на флот отдадим, там любят все большое. Сам флот вроде не против и даже решил, что будут делать из этого монстра дальнего разведчика-целеуказателя или даже самолет радиоэлектронной борьбы, но вот Авиация флота сопротивляется, мол, зачем нам эта дурра: ни петь, ни свистеть...А военно-морские стратеги придумали – пусть разведку разведуют, а потом помехи ставят на сверхзвуке, быстро и много, будут ваши самолеты-ракетоносцы прикрывать, когда вы дивизиями на удар по авианосцам полетите.Пока ученые думали, какую разведывательно-целеуказательную начинку вставить в самолет, вдруг очень неожиданно приняли решение заранее обустроить инфраструктуру для монстров и сразу начали строить для них стоянки, ведь самолеты большие – им и стоянки нужны большие.Где будем строить? Да в самом неудобном месте, где нормальный человек и не додумается разместить этих гигантов. Самолет будет секретный, вот и стоянки надо строить секретные, в стороне от других, потом эту зону обнесем колючей проволокой, и никого туда не пустим.Да там же болото... Ну и что? Болото осушить, стоянки построить! А сколько надо стоянок? Ну, с количеством пока не определились, так что постройте десяток, для начала, а там посмотрим. Несколько стоянок успели построить, а потом концепция изменилась...
Так и остались эти огромные стоянки с обвалованиями, никому не нужные, мы в них стрельбище устроили. Надо же летчикам и техникам из пистолета пострелять, чтобы не забыли, как это делается?