Наполеон не скупился на высокие титулы для своих маршалов, но королями суждено было стать лишь двум из них. Первый – это знаменитый Иоахим Мюрат (Жоаким Мюра), который получил трон Неаполя благодаря женитьбе на сестре императора – Каролине Бонапарт.
Надо сказать, что у этой пары был шанс удержать трон. Мюрат (при полном одобрении жены) вовремя предал своего благодетеля. Еще 17 января 1814 года он опубликовал воззвание «К народам Апеннинского полуострова», которое фактически стало объявлением войны «французскому императору». Таким образом, Неаполитанское королевство неожиданно вошло в состав VI антифранцузской коалиции. Не менее решительно предала брата и Каролина, которая, пытаясь удержать неаполитанский престол за собой и мужем, отчаянно интриговала, действуя через бывшего любовника Меттерниха. Эту достаточно успешную игру спутало внезапное возвращение Наполеона с Эльбы. Вновь поверивший в «звезду» императора Мюрат прервал переговоры и объявил войну Австрии, которую быстро проиграл, и бежал в Канны. Попытка повторить наполеоновский «полет Орла» провалилась, и Мюрат был расстрелян – 13 октября 1815 года. Вторым маршалом, получившим корону, был Жан-Батист Бернадот. Но, в отличие от Мюрата, королем он стал в известной мере случайно и практически без помощи могущественного императора Франции. О Мюрате уже было рассказано в двух статьях (Иоахим Мюрат. Герой, ставший предателем
и Две «гасконады» Иоахима Мюрата). Сегодня мы поговорим о Бернадоте.
Первые годы жизни гасконского короля Швеции
Жан-Батист Бернадот (Bernadotte) родился 26 января 1763 года на юге Франции – в гасконском городе По. Его семья не принадлежала к привилегированному дворянскому сословию, но особо и не бедствовала. Отец занимался адвокатской практикой, а вот сын Жан (младший из пяти детей) предпочел военную службу. В сентябре 1780 года он поступил в Беарнский пехотный полк, который предназначался для действий за пределами материковой Франции и потому назывался «Морским». С этим полком он попал на остров Корсика, служил в Аяччо – родном городе Бонапарта. В 1784 году был переведен в Гренобль, где будущему республиканцу пришлось поучаствовать в подавлении антиправительственного мятежа (в 1788 году). Незадолго до этого Бернадот получил звание сержанта. Дорогу наверх ему, как и многим другим, открыла Французская революция. Именно тогда он, кстати, взял ещё одно имя – Жюль: в честь Юлия Цезаря. В феврале 1790 года Бернадот получил первый офицерский чин и назначение в 36-й пехотный полк, входивший в Рейнскую армию генерала Кюстина.
За 1793 год прошел путь от капитана до полковника. В 1794 году мы видим его бригадным генералом, но в битве при Флерюсе (6 июня) он командовал дивизией. А 22 октября того же года Бернадот был официально произведен в дивизионные генералы. До 1797 года Бернадот успешно воюет в Бельгии и в Германии. А затем получает приказ отправиться в Италию во главе корпуса поддержки армии Бонапарта.
Бонапарт, Бернадот и Дезире Клари
Здесь Бернадот и встретился в первый раз с этим «широко шагающим» корсиканцем (который был на 6 лет моложе его). С Наполеоном у него поначалу установились дружеские отношения. Бонапарт тогда как-то сказал о Бернадоте:
«Голова француза, сердце римлянина».
В том же 1797 году Бернадот познакомился с Дезире Клари. Эта дочь марсельского судовладельца и торговца шелком ранее считалась невестой Наполеона. А старшая сестра Дезире, Джулия (Мари-Жюли), стала женой его брата – Жозефа Бонапарта. С этой девушкой Наполеон был знаком еще с 1794 года. Почему расстроились отношения Бонапарта и Дезире доподлинно неизвестно. Вероятно, инициатором разрыва был все же Наполеон, который увлекся Жозефиной Богарне. К своей прежней невесте он, кстати, сохранял самые теплые чувства (либо испытывал чувство вины перед ней). А вот она ему этой измены так и не простила.В январе 1798 года Бернадот был назначен послом в Вену. В столицу Австрии он отправился из Милана, не удосужившись даже выправить соответствующие документы. А бюрократам-пограничникам, которые не желали пропускать его на австрийскую территорию, пригрозил началом военных действий. В общем, послом Бернадот оказался немногим лучше, чем Ожеро, восстановивший против себя всех в Лиссабоне. В августе того же года Бернадота отозвали, и он смог жениться на Дезире Клари. Ему тогда было уже 35 лет, Дезире – 22 года. Так Бернадот, женившись на младшей сестре жены брата Наполеона, стал фактически членом семьи Бонапартов (свояк Жерома Бонапарта), а семейные отношения для корсиканцев – дело святое. Но Бернадот и его жена корсиканцами не были. Некоторые исследователи полагают, что именно благодаря влиянию Дезире Бернадот стал таким твердым и последовательным врагом Бонапарта. По крайней мере, сама она на вопрос, почему вышла замуж за Бернадота, как-то ответила:
«Потому что он был способен противостоять Наполеону».
Это противостояние началось почти сразу. Уже в 1799 году Бернадот демонстративно отказался встретиться с вернувшимся из Египта Бонапартом, цинично заявив:
«Я не желаю подцепить чуму».
Многочисленные попытки Джулии Бонапарт (сестра Дезире, жена брата Наполеона – Жозефа) сгладить ситуацию, предпринятые ею в разные годы, оказались безуспешными. Через год Дезире родила сына Оскара (полное имя – Жозеф-Франсуа Оскар), которому суждено было стать шведским принцем и королем.
Но не будем забегать вперёд.В 1799 году Бернадот на короткое время становится военным министром (занимал эту должность с июля по сентябрь). В государственном перевороте 18 брюмера (9 ноября 1799 года), в результате которого Бонапарт стал Первым консулом, он участия не принимал, но и никак ему не противодействовал. На этой иллюстрации Анри Феликса Эммануэля Филиппото генерал Бернадот решительно отказывается поддержать Бонапарта.
Военная карьера генерала Бернадота
Однако Наполеон уже не считал Бернадота «римлянином». Будущему консулу Камбасересу он сказа тогда:
«Не стоит его опасаться. Он скорчит мрачную мину, произнесет речь о своей пламенной якобинской вере и возмущении нарушителями законности, но ничего серьезного против нас не предпримет».
В 1800–1801 годах Бернадот возглавлял армию, действовавшую против мятежной Вандеи, подавив последние очаги сопротивления. В 1802 году он был заподозрен в участии в так называемом Реннском заговоре генералов и старших офицеров. И в дальнейшем его имя периодически «всплывало» при расследовании республиканских заговоров. Но, как мы помним, Бернадот был членом семьи Бонапартов и мужем первой невесты Наполеона. И потому никаких последствий эти обвинения для него не имели.
Маршал Бернадот
В 1804 году во время церемонии коронации Наполеона Бернадот нес цепь ордена Почетного Легиона, а его жена – головной убор Жозефины (что не доставило Дезире ни малейшего удовольствия). На следующий день Бернадот был включен в число первых маршалов, а затем получил должность военного губернатора Ганновера. В 1805 году Бернадот командовал I корпусом Великой армии, который принимал участие в битвах при Ульме и Аустерлице. Под его руководством этот корпус занял Ингольштадт и Зальцбург. По итогам этой кампании Бернадот получил титул князя Понтекорво. В 1806 году корпус Бернадота, находившийся между войсками Наполеона и Даву, разгромил у Галле противостоявшие ему прусские части генерала Блюхера. Он преследовал их до Любека, вынудив капитулировать (7 ноября).
Именно здесь Бернадот взял в плен около тысячи шведов во главе с полковником Мернером. Мягкое и гуманное обращение с ними сыграло потом большую роль в его судьбе. В январе 1807 года соединения Бернадота приняли участие в авангардном бое с русскими войсками при Моруагене. Здесь он потерял попавшего в плен секретаря и контрибуцию, собранную с прусских городов, но выиграл время для сосредоточения своих отрядов в Остероде и подхода основных сил Бонапарта. После заключения Тильзитского мирного договора, Бернадот был назначен командующим войсками в Северной Германии и Дании, а затем – губернатором Ганзейских городов.В 1809 году в сражении при Ваграме возглавляемый им IX корпус действовал неудачно и особого успеха не добился, потеряв при этом от трети до половины личного состава. Затем Бернадот сумел отразить нападение англичан на голландский остров Вальхерен.
На пути к престолу
Между тем в Швеции назревал династический кризис, вызванный отсутствием наследников у правящего этой страной Карла XIII (в Русско-шведской войне 1788–1790 годов он командовал флотом, королем Швеции стал лишь в 1809 году в возрасте 61 года). Психическое и физическое состояние этого монарха не оставляло надежды на благополучное разрешение этого вопроса. И вот тогда в Швеции вспомнили о гуманном князе Понтекорво – Жане Батисте Бернадоте. Самое любопытное, что таким образом шведы намеревались установить дружеские союзные отношения с Наполеоном. С помощью французского императора они надеялись получить Финляндию (входившую в состав Российской империи) и Норвегию (находившуюся в составе Датского королевства). Так что при желании Наполеон легко мог эту интригу прекратить, и никакой династии Бернадотов в Швеции сейчас бы не было.«Прозондировать почву» взялся Карл Отто Мернер, который как раз отправлялся с дипломатической миссией в Париж. По другой версии, вступая в такие переговоры, Мернер действовал на свой страх и риск. Так или иначе, в Париже он встретился и с Наполеоном, и с Бернадотом, которые отнеслись к его предложению весьма благожелательно. Император, правда, попытался взять с Бернадота письменное обязательство не воевать против Франции, но, наткнувшись на сопротивление, настаивать не стал. Видимо, Бонапарт решил положиться на патриотические и семейные чувства этого маршала. Очень уж красивая намечалась комбинация: муж одной из сестер Клари, его брат Жозеф – король Испании, супруг другой, Бернадот – правит Швецией. В Нидерландах вначале был посажен королем другой брат Наполеона – Луи, а потом эта страна и вовсе была присоединена к Франции. В Неаполе сидит женатый на Каролине Бонапарт Мюрат. Король Дании – союзник Франции. Россия, согласно Тильзитскому мирному договору, должна соблюдать условия Континентальной блокады. И Британии перекрыты практически все входы на континент. Чтобы облегчить избрание Бернадота, император уволил его с французской службы, зато потом удостоил титула барона империи.Но у Бернадота были свои планы, и он тайно встретился с полковником Чернышевым, представлявшим Александра I. В разговоре с ним он, в обмен на согласие видеть его наследником шведского престола, обещал отказаться от антироссийской политики. После возвращения Мернера в Стокгольм, в Швеции (в Эребро) созвали сейм для выборов наследника престола. Здесь 23 июля 1810 года было принято официальное решение о передаче короны Бернадоту при условии принятия им лютеранства. Бывший маршал, ещё недавно слывший пламенным республиканцем, сразу же согласился стать королем-лютеранином и отправился в Стокгольм.
Кронпринц и регент королевства Швеция
21 августа 1810 года Бернадот был избран кронпринцем. 20 октября – перешёл в лютеранство, 31 октября – был представлен собранию государственных чинов Швеции. Наконец, 5 ноября 1810 года его усыновил правящий монарх – Карл XIII. После чего объявленный регентом Бернадот фактически стал править Швецией. Уже 17 ноября 1810 года он формально объявил войну Англии, а также издал указ о присоединении Швеции к Континентальной блокаде. Но трения с Наполеоном начались почти сразу – по вопросам континентальной блокады, разумеется. Бернадот с раздражением говорил, что не желает быть «префектом или офицером таможенной стражи у Наполеона». Впрочем, чему тут удивляться, если континентальную блокаду тайком нарушали и женатый на сестре Наполеона неаполитанский король Мюрат, и брат Бонапарта – Луи, которого обозленный император даже лишил короны Нидерландов в 1810 году. Окончательно обиделся Бернадот на Бонапарта после того, как французские войска в январе 1812 года заняли шведскую Померанию. Наполеон, правда, предлагал ему вступить в войну с Россией, обещая после победы Финляндию, Мекленбург, Штеттин и денежную компенсацию, но Бернадот ему не верил. В начале апреля 1812 года он пошел на подписание за спиной Бонапарта тайного соглашения с Россией. А в августе во время личной встречи с Александром I в Або (Турку) и вовсе был заключён договор, согласно которому Швеция должна была вступить в войну против Франции в обмен на гарантию присоединения Норвегии (в то время она принадлежала союзной Франции Дании). В качестве аванса Бернадот получил российский орден Святого Андрея Первозванного. Но воевать с Францией он, разумеется, не торопился, и потом особого рвения не проявлял – не из патриотических и сентиментальных побуждений, разумеется. Чистый и незамутненный прагматизм.В марте 1813 года Бернадот подписал союзный договор с Англией (и получил британские субсидии). Затем им были подписаны союзные договоры с Австрией (13 марта 1813 года) и с Пруссией (22 апреля 1813 года). В Швеции был сформирован корпус численностью до 28 тысяч человек, который высадился в Померании. Здесь Бернадот возглавил стотысячную союзную Северную армию, в которой пруссаков и русских было больше, чем шведов. Вместе с ней он в битве при Гроссберене (23 августа 1813 года) разбил 4 корпуса маршала Удино, не позволив ему овладеть Берлином и установить связь с Даву, действовавшим у Гамбурга. Однако следует сказать, что к битвам бывший наполеоновский маршал отнюдь не стремился, его медлительность и нерешительность выводила союзников из себя. Не помогло и награждение Бернадота высшими военными орденами России, Австрии и Британии. Личному представителю Александра I графу Рошешуару он так объяснил свое поведение:
«Мой друг, подумайте сами, в моем положении нужна величайшая осторожность... Мне необходимо поддержать свою славу, я не должен ею злоупотреблять: моя судьба зависит от битвы, если я ее проиграю, то никто во всей Европе не одолжит мне ни одного экю».
Потом Бернадот принял участие в битве у Лейпцига. Затем атаковал Данию. Уже 14 января 1814 года заключил с датчанами Кильский мирный договор, обменяв бывшую шведскую Померанию на Норвегию. После чего, оставив свои войска в Голландии, отправился в уже занятый союзниками Париж. Здесь в это время шла большая игра разных партий, ставкой в которой был королевский престол Франции. Рассматривались разные кандидатуры, в том числе – Эжена Богарне и Бернадота. Однако престол в итоге победители отдали Бурбонам. Ничего хорошего, как известно, из этого не вышло. И уже в 1830 году французы окончательно избавились от этой династии. В праве жить по своему разумению тогда было отказано не только французам, но и норвежцам. 18 мая 1814 года в норвежском Эйдсвольде было собрано Учредительное собрание, которое выработало конституцию и провозгласило норвежским королём датского принца Христиана Фридриха. «Великие державы» такую «наглость» терпеть, разумеется, не собирались. С их согласия шведская армия Бернадота вторглась в Норвегию. 14 августа 1814 года норвежцы вынуждены были заключить соглашение о личной унии между Швецией и Норвегией, и 4 ноября Бернадот был признан королём Норвегии. Но нашлись и более сильные хищники: 7 июня 1815 года шведы вынуждены были отдать Пруссии Померанию и остров Рюген.
Бернадот – король Швеции и Норвегии
5 февраля 1818 года умер номинальный король Карл XIII. На шведский престол (точнее престолы Швеции и Норвегии) вступил Карл XIV Юхан – таково было коронационное имя Бернадота. А в Норвегии Бернадот известен как Карл III Юхан.Шведский язык Бернадот так и не выучил, к кухне своего королевства относился с презрением, делая исключение лишь для печеных яблок. Пищу для него готовили исключительно французские повара. На официальных обедах со шведской кухней перед королем ставили вареное яйцо на подставке – ничего другого он есть был не в состоянии.В конце жизни бывший маршал часто хворал и сильно обленился: практически не вставал с кровати, заслужив в Европе прозвище «постельный монарх». Может, поэтому и отошла при Бернадоте окончательно Швеция от активной внешней политики. Практически все государственные дела после 1828 года новый король перепоручил своему риксмаршалу – графу Магнусу Браге.
Не нравилась Швеция и королеве Дезидерии (Дезире Клари), которая старалась проводить в своем королевстве как можно меньше времени.
«Не говорите мне о Стокгольме, я подхватываю простуду сразу, как слышу это слово» ,
– говорила она своим знакомым в Париже. В 1829 году правление бывшего наполеоновского маршала омрачилось кровавым разгоном демонстрации в Кристиании (Осло). Дело в том, что 17 мая норвежцы решили отпраздновать годовщину принятия Конституции 1814 года (что было запрещено делать с 1827 года). Шведский генерал-губернатор Бальцар фон Платен приказал размещенным в городе войскам (в том числе и кавалеристам) разогнать народ. В свалке многие люди были растоптаны лошадьми либо заколоты штыками (точное число жертв неизвестно), еще больше получили ранения и травмы. В историю этот инцидент вошел под названием «Битвы за площадь Гран-Плас».
После этого в Норвегии вспыхнули беспорядки во многих других городах, также жестоко подавленные. В 1836 году Бернадот (который в 1833 году в беседе с историком Жаном-Жаком Ампером – сыном знаменитого физика, скромно назвал себя «единственным республиканцем среди монархов Европы») и вовсе распустил парламент Норвегии, потребовавший больше прав для своей страны. Умер Бернадот 8 марта 1844 года в возрасте 81 года. Широко известна легенда о том, что при подготовке к бальзамированию тела умершего Бернадота на его груди была обнаружена татуировка с надписью: «Смерть королям!».На самом деле, татуировка находилась на руке и, по более достоверной версии, надпись была другой: «Да здравствует республика» (Vive la Republique).Наследовал трон сын Оскар. Женат он, кстати, был на старшей дочери пасынка Бонапарта Эжена Богарне – Жозефине. На этой картине, написанной в 1837 году Фредриком Вестином, мы видим королевскую семью: сам бывший маршал, Дезире, их сын с женой, внуки и внучка:
В настоящее время королем Швеции является седьмой представитель династии Бернадотов.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!