Во-первых, премьер подтвердил, что “строительство "Турецкого потока" отвечает интересам России и Турции”.
Была подтверждена готовность России и дальше развивать экономические отношения с Евросоюзом. Попеняв еврочиновникам на политически ангажированное давление с целью помешать строительству Южного Потока, глава правительства тем не менее заметил:
Тем не менее желание взаимовыгодного сотрудничества с европейцами не означает готовность россиян “отдать Кемску волость” - то есть вошедший в состав РФ по итогам волеизъявления своих жителей Крым.
“Вопрос о Крыме действительно закрыт, и закрыли его прежде всего сами жители, решив свою судьбу в ходе референдума 16 марта прошлого года. Это был их выбор, сделанный в полном соответствии с демократическими процедурами и нормами международного права”, - заявил Медведев.
Здесь можно было бы добавить, что данный выбор произошел не только в соответствии с демократическими традициями – но и подтвержден авторитетными социологическими службами тех стран, которые монополизировали для себя право решать, что соответствует демократии, а что нет. Например, старейшим в этой сфере американским Институтом Гэллапа.
***
Но, пожалуй, самым резонансным в ряду заявлений Медведева стало сообщение о возможности продления транзитного контракта с Украиной по транспортировке газа в Европу после 2019 года. Ведь ранее Газпром достаточно жестко предупреждал Киев о том, что такого продления не будет. А следовательно, украинская газовая “Труба” станет трубой просто пустой, никому не нужной – и ржавеющей. После чего ценность “незалежной” как транзитного государства, и так находящаяся в глазах Европы, уставшей от выходок Киева по воровству купленного европейцами российского газа, чуть выше плинтуса – упадет уже до полного нуля.
Собственно, радостные вопли “всепропальщиков” на счет “Медведевслил” (Донбасс, интересы России и т.д.) мало обоснованы даже по чисто формальной оценке высказываний главы правительства. Да, сохранение транзита по Украине резко улучшает ее перспективы в политической и экономической области. А пока при власти там находится камарилья победивших на Майдане нацистов, такое улучшение ни России, ни всем честным людям на самой “незалежной” невыгодно – так как ведет к “консервации” агрессивно-антироссийского режима.
Но ведь Дмитрий Анатольевич высказался на этот счет настолько дипломатично, что, наверное, даже сам признанный “ас” в этой сфере - глава российской дипломатии Лавров - не смог бы найти в данной ситуации более подходящих формулировок.
То есть, “готовность продлевать контракт” с Киевом на самом деле была озвучена в варианте “невыгодные условия нам не нужны”. Ну так ведь понимание “невыгодности” – понятие ну очень растяжимое. Вкладывается в него наличие при власти на Украине русофобского правительства? Или его неспособность решать вопросы снабжения газом собственного населения иначе как банальным воровством ввиду отсутствия денег?
Ответ очевиден – а кроме того, под “выгодностью” (то есть, интересами России) можно понимать очень много разных других моментов. Запад, вон, тоже на словах готов отказаться от антироссийских санкций, но выгодные для него условия для такого решения абсолютно неприемлемы для российских интересов.
***
Думается, за заявлениями Медведева относительно гипотетического продления украинского транзита лежат вполне прагматические моменты газовых переговоров с партнерами более предсказуемыми, чем практически полностью недоговороспособный Киев. В первую очередь это – Турция.
Однако последняя тоже пытается преследовать в проекте Турецкого Потока цели, далекие от чисто экономических выгод. Например, свои интересы в отношении Сирии, где она выступает в качестве противника дружественной Москве законной власти в лице президента Асада. Плюс вопрос по Крыму, хотя в настоящее время в турецко-российских отношениях особо не будируется, но может всплыть в любой момент.
А подталкивать Анкару для использования заинтересованности России в "Южном потоке" в своих политических целях как раз и может оценка ситуации “без нас Москве не обойтись”.
Вот на такой случай руководство РФ и припасло немало ну очень действенных контраргументов. Самый главный из которых – это, конечно же, недавнее соглашение с европейцами о строительстве двух новых веток "Северного потока", способных увеличить его пропускную мощность в два раза, на 55 млрд кубометров, до 110 млрд кубов в год. В то время как проектная пропускная мощность потока "Южного" – всего лишь чуть больше этих самых двух веток, 63 млрд кубометров/год.
Ну а упоминание о возможности возобновления транзита через Украину является еще одним, более чем убедительным фактором для турецких партнеров России. Ведь мощность украинской “трубы” будет побольше 100 миллиардов кубов, и продолжение ее эксплуатации, да еще в контексте "Северного потока", делает строительство его южного “собрата” экономически малообоснованным.
Ну а что нынешний режим в Киеве невыгоден для российских интересов – так кто сказал, что он там будет вечно? Собственно, даже реально руководящие Украиной США запланировали на осень “перезагрузку власти” – перевыборы Верховной Рады и замену правительства “ястребов” на что-то менее доставшее до печенок не только жителей Донбасса, но и остальных украинцев. И вообще до 2019 года еще очень много времени, и в “незалежной” может произойти немало интересного…
Так что гипотетическую возможность возобновления газового транзита в Европу по украинским газопроводам стоит понимать именно в контексте дополнительных аргументов России на переговорах с Турцией. Чтобы та не артачилась с разработкой технической документации, выдачей нужных разрешений, ассигнований своей доли на строительство “Южного потока” – и, главное, даже не думала об использовании “газопроводного аргумента” для проталкивания в переговорах с россиянами каких-то выгодных ей политических уступок. А то ведь Москва может обойтись и без нее, о чем прозрачно и напомнил Анкаре глава российского правительства.
Источник: http://politrussia.com