Решение России закрыть проект газопровода «Южный поток» — итог давления на Москву, включая и санкции, заявил радио «Спутник» представитель Совета национальной безопасности при Белом доме Марк Строх.
«Эти сообщения (о закрытии «Южного») являются свидетельством давления на Россию со стороны целого числа факторов, включая санкции, а также свидетельством усилий европейских стран по осуществлению рыночных реформ и желанию уменьшить способность России использовать газ в качестве инструмента сдерживания», — сказал мистер Строх.
Радость американцев понятна, хотя, конечно, хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
Если полистать страницы газет, и российских, и западных, то прояснятся некоторые числа, а также те условия, на которых Россия собирается вести дела с Турцией.
Во-первых, совершенно ясно следующее: Россия полностью не отказывается от проекта газопровода, альтернативного маршруту через «незалэжную». Кремль собирается продвинуть проект нового газопровода в Турцию. Этот маршрут будет рассчитан на тот же объём поставок, что и закрытый «Южный» (63 млрд. кубометров голубого топлива в год). То есть надо понимать, что новый проект — своего рода замена «Южного».
И посредством этого проекта Москва достигнет той же цели, что ставилась и для «Южного»: обход Украины.
Во-вторых, при реализации проекта поначалу предполагается поставлять по трубопроводу около 50 млрд. куб. м газа в год. И тут интересно вот что: 14 млрд. кубометров пообещала купить, причём по льготной цене, Турция, однако куда девать остальной газ? На сей вопрос никто ясного ответа пока не дал. Имеется лишь предварительная договорённость по проекту, а конкретики нет. Известно лишь, что дополнительный объём газа пойдёт в Европу через «хаб», который придётся специально построить на границе Турции с Грецией. Видимо, продавать этот дополнительный газ будет уже Турция. То есть для Анкары подобное соглашение с «Газпромом» сугубо выгодно: и скидка будет на газ, и возможность самим стать экспортёром газа. На своих условиях, да.
В-третьих, Россия себя тоже не забывает: тот газ, который будет предлагать на рынок Турция, станут покупать государства, ранее заключившие с Москвой соглашения в рамках «Южного потока». Это называется — зайти с чёрного хода.
Есть, правда, ещё и в-четвёртых. Как напоминает «РБК-ТВ», «Южный поток», который теперь закрыт, уже обошёлся российскому «Газпрому» почти в пять миллиардов долларов. С другой стороны, большую часть денежных средств потратили не напрасно. Деньги были израсходованы на исследования и оборудование, объяснил глава комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Язев. Что до построенной инфраструктуры, то она находится в основном на территории Российской Федерации.
В среде экспертов, которых цитируют и наши, и западные СМИ, отнюдь не преобладает пессимистическая точка зрения.
К примеру, заместитель декана факультета мировой экономики ВШЭ Игорь Ковалёв назвал заявление Путина «очень сильным шагом» и сказал, что отмена строительства «Южного» в преддверии зимы должна дополнительно стабилизировать энергетический рынок.
«Это решение должно показать Европе, что никакой диверсификации не будет, и они, вполне возможно, получат проблему с поставками газа. Либо экономические соображения возьмут верх над политическими, и всё-таки Западная Европа поймёт, что без российского газа действительно никуда», — цитирует Ковалёва «Би-би-си».
По словам того же Ковалёва, транспортировка газа через Украину осложняется не только ненадёжным партнёрством, но и тем, что газопроводные линии на 80% изношены.
Есть мнения отечественных экспертов и по «Южному». Не все считают, что проект похоронен.
«В политике ничего не бывает навсегда, — сказал «Свободной прессе» депутат Госдумы РФ Вячеслав Тетёкин. — Поэтому я бы не стал однозначно говорить, что о «Южном потоке» можно забыть. Изменится ситуация в той же Болгарии или в целом в Евросоюзе, и всё может повернуться с точностью до наоборот. Экономическая целесообразность у «Южного потока» была, и она никуда не делась».
Турцию депутат при этом назвал российским соседом и авторитетным участником мирового сообщества. С Турцией «надо поддерживать хорошие отношения», сказал он.
Тут же он отметил и то, что у России «опять на первом плане идея: как побольше продать углеводородов», а «в первую очередь надо думать о глубокой переработке нефти и газа». Для этого в стране следует «строить новые нефтехимические предприятия, чтобы продавать свою продукцию в разы дороже, чем просто сырьё».
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин сказал «Свободной прессе», что если на первом этапе затраты по строительству «Южного» оценивались в 10 миллиардов евро, то под конец его стоимость возросла почти до 25 миллиардов евро. Объём же прокачки газа не вырос. С учётом удешевления нефти, вероятно, со следующего года снизятся и цены на газ, считает эксперт. Вывод: экономические параметры «Южного» в конце его существования ухудшились. Второй вывод: закрытие «Южного» из-за позиции ЕС, может иметь для России плюсы — ведь «Газпрому» было бы трудно найти 20 миллиардов долларов на строительство.
Читатели крупных западных СМИ тоже не обязательно тявкают в сторону России. Многие из них не считают, что Россия, отказавшись от «Южного потока», потерпела экономическое и геополитическое поражение. Подборку комментариев читателей ведущих иностранных СМИ разместило на своём сайте РИА «Новости». Приведём лишь несколько отзывов.
Читатель «Financial Times» под ником Cheetah43 пишет, что проект нового газопровода принесёт пользу и России, и Турции. Мало того, достаточно посмотреть на карту, чтобы уяснить: поставки газа в Южную Европу через Турцию более логичны, чем строительство подводного трубопровода в Болгарию. «Вот что значит умение со стороны Турции проводить независимую политику, — пишет комментатор. — Очевидно, что по политическим причинам ЕС лишил такой возможности Болгарию».
Другие читатели «FT» напоминают, что в мире нет дешёвой альтернативы российскому газу. «По моему мнению, это начало конца американской империи», — заявляет посетитель под ником bernhard otto.
Читатель «Associated Press», выступающий под псевдонимом Freon, указывает, что соглашение между Путиным и Эрдоганом принесёт пользу всем, а вот нескольким южноевропейским странам, через которые мог бы пройти «Южный поток», не повезло. Новый газопровод, ведущий в Турцию, даст целому региону «надёжные поставки газа».
Читатель «Нью-Йорк Таймс» jamil simaan пишет: «Не могу понять, почему это победа для Запада и поражение для Путина. Вместо продажи больших объёмов газа в Европу теперь Россия будет продавать его Турции. Что свидетельствует об успехе Запада? То, что он принуждает Россию заключать энергетические сделки не с Европой, а с Турцией и Китаем?»
Человек под ником kook1979 на сайте немецкого издания «Шпигель» пишет: «ЕС и США препятствовали строительству, но теперь в том, что проект остановлен, виноват Путин. Безупречная логика».
Посетители британской газеты «Guardian» полагают, что Кремль заключил с турками блестящую сделку. К примеру, пользователи hiiipower и Bob Vavich называют соглашение, подписанное Путиным, «блестящим ходом».
А теперь самое время вернуться к Болгарии.
Напомним слова Путина. 1 декабря президент России сказал, что потери Болгарии от приостановки «Южного потока» составят 400 миллионов евро в год. «Если уж Болгария лишена возможности вести себя как суверенное государство, то хотя бы пускай они потребуют от Еврокомиссии деньги за неполученную выгоду, потому что только прямые доходы бюджета Болгарии составили бы от транзита не менее 400 миллионов евро в год», — цитирует Владимира Путина РИА «Новости».
По мнению лидера России, Болгария обязана потребовать от Евросоюза компенсации.
На следующий день, 2 декабря, будто давая ответ на ироническое заявление Путина, в Брюсселе выступила Анна-Кайзер Итконен, пресс-секретарь ЕК по энергетическим вопросам. По её словам, Еврокомиссия не видит оснований для компенсаций Болгарии в связи с остановкой «Южного потока».
«Мы проанализируем ситуацию, и я могу только подчеркнуть нашу приверженность региону. Безопасность и солидарность — основные компоненты энергетического союза; с юридической точки зрения нет оснований для компенсации», — приводит РИА «Новости» слова Итконен.
Что ж, добавим от себя, видно, натовской Болгарии живётся так хорошо в братском Евросоюзе, что ей даже не нужны 400 миллионов евро в бюджет каждый год. Лишние деньги, подумать только!
Напомним кое-какие болгарские экономические показатели. Темпы роста объёма промышленного производства Болгарии: 2012 г. — 0%, 2013 г. — 1,0%; уровень безработицы: 2012 г. — 11,1%, 2013 г. — 11,6%. Внешний долг Болгарии на 31 декабря 2013 года составлял 37,850 млрд. долларов, или 70% от годового ВВП.
Ну, теперь понятно: при таких-то числах 400 миллионов евро в год погоды не сделают. К тому же Софии дороже верность идеалам Брюсселя. То есть Вашингтона.
В заключение приведём два заявления болгарских официальных лиц по поводу «Южного».
Министр экономики Болгарии Божидар Лукарский сказал, что власти страны пока считают «Южный поток» работающим проектом, ведь София не получала официального заявления от России. «Для меня проект «Южный поток» еще не закрыт, официального заявления России мы пока не получили. Когда оно поступит, тогда и будем комментировать эту тему», — цитирует Лукарского газета «Взгляд».
Меглена Кунева (вице-премьер правительства) высказалась несколько яснее. Она подчеркнула, что «Болгария выступает за то, чтобы иметь экономически выгодный проект и соблюдать при этом европейское законодательство».
Вот мы и говорим: ясно, откуда ветер дует.