Для Китая это серьезный успех. Добыча мало того, что ведется китайской нефтедобывающей компанией Offshore Oil Engineering (CNOOC), так еще осуществляется с использованием полностью собственных технологий и китайского оборудования, исключающих любые санкционные уязвимости.
Так что Пекин можно поздравить с большой заслуженной победой, но в то же время и предупредить, что она резко усилит темпы эскалации китайско-американского геополитического противостояния.
Причин ровно две. Первая заключается в оценках объемов нефтегазовых месторождений под дном Южно-Китайского моря. Эксперты говорят о наличии там минимум 58 трлн кубических метров газа. Это в 17 раз больше, чем на всей планете всеми странами добывается в год и покрывает совокупное потребление природного газа Китаем на следующие 189,5 лет.
Даже если предположить, что Пекин увеличит его втрое, как это обещается в программах замещения потребления угля газом в планах на 2030 год, все равно получается очень и очень много. А ведь там еще найдено 29 млрд тонн запасов нефти, что Китаю хватит тоже надолго, учитывая тот факт, что всего КНР потребляет 642 тыс. тонн в год.
Тут самое время отметить, что Китай это 13,04% мирового потребления нефти и 29% природного газа. Кто не помнит, организации ОПЕК+ с большим трудом удалось вернуть мировой энергетический рынок к вменяемому состоянию на время, сократив добычу нефти на 9,5%. Причем, долго удержать это сокращение не вышло.
Для многих добывающих стран падение экспортных нефтегазовых доходов оказалось критичным, как, например, для Венесуэлы и Канады. Что случится с мировым рынком углеводородов в случае полного ухода с него такого крупного потребителя как Китай, руководству нефтедобывающих транснациональных корпораций объяснять не надо. Будет больно. Очень больно.
Вторая причина заключается в том, что месторождения найдены на спорных акваториях. В частности, то, где CNOOC проводит свой эксперимент, расположено в 300 километрах к юго-востоку от Гонконга. Это как раз спорные воды с Тайванем и Филиппинами. Собственно, Китай только что наглядно показал, зачем он так старательно напрягается по обеспечению переноса очертаний территориальных вод и достижению международного признания их новой конфигурации.
Вопрос установления максимального контроля над упомянутыми выше 58 трлн кубометров газа и 29 млрд тонн нефти самым наглядным образом переходит их абстрактно теоретической в самую, что ни на есть, наглядную практическую плоскость. Наличие насыпных островов – это больше тема для дипломатических споров. А вот нефте- и газодобывающие платформы – дело совершенно другое. Западные ТНК проигнорировать их не смогут точно.
Следовательно, в самое ближайшее время уже перед Вашингтоном ребром встанет вопрос – прогнуться под давлением китайской геополитической экспансии или безоговорочно пойти на большую войну. Потому что никак иначе через 5 лет после начала добычи в промышленных объемах в этом регионе Китаем собственных нефти и газа противостоять Пекину в рамках мирного экономического «соцсоревнования» Америка будет уже не в состоянии.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!