Соглашусь с мнением тех, кто скажет, что зачастую мы очень часто критикуем нашу армию и ее руководство. Однако этот случай совершенно из другой оперы. Сейчас критика если и начнется, то несколько в иной плоскости.
Алексей Рощин, директор Центра социологии и социальной психологии при Московском институте экономики и управления в промышленности, и участник ряда телевизионных программ, опубликовал статью, в которой лично я узнал для себя много нового и интересного. И чем стремлюсь с вами поделиться.
Офицеры смотрят на унитазы: откуда в российской армии дедовщина.
Далее выделены цитаты.
Эта новость многих ставит в тупик. Как же так? Откуда же опять взялась дедовщина? И что это, кстати, вообще такое?»
Далее идет ряд фотографий явно из девяностых, судя по обмундированию, и рассуждения человека, явно от армии откосившего, либо совершенно не понимающего, в чем суть проблемы.
Большая часть статьи – слезки, более подходящие активистке из «комитета солдатских матерей».
Какая прелесть, не правда ли? В Советском Союзе боролись с дедовщиной и землячеством, в России тоже проблема была, а вот в чем дело: не позвали кого надо. Он бы и растолковал, и решение проблемы нашел бы моментально!
Потому что явно не служивший ни одного дня автор не знал, что несение службы в наряде – это очередная вещь. То есть в наряд ходят по очереди. Либо в качестве дисциплинарного взыскания, наряд вне очереди, если кто накосячил. Но так — согласен, повод для обращения в Гаагу имеется. Так права человека попрать…
Ну право, нельзя же так… Уж если браться обсуждать проблему, так хоть узнать, как оно вообще выглядит, мытье унитазов в армии.
Правда заключается в том, что унитаз – не автомат, надо уметь понимать. Унитаз чистить и смазывать нет необходимости, несколько иной принцип работы, особенно у армейского типа «очко». Он похож на автомат Калашникова своей простотой и безотказностью. Так что – чистить не надо, достаточно помыть.
А если произойдет авария типа «забился» – ну да, бывает. Но такие задержки тоже опытным нарядом ликвидируются в десять минут.
Да, тема, конечно, та еще, но в свою бытность суворовцем и курсантом почему-то туалет не считал такой уж грязной и зазорной работой. Наоборот, ушел и не отсвечиваешь. Вроде как и делом занят, и… Да что я, сами все все знаете. Кто (в отличие от Рощина) служил.
Видимо, времена меняются, меняются и приоритеты с ценностями. Увы.
Но не туалетом единым жив солдат. Смотрим на опус Рощина дальше.
Господи! Мы точно про армию, Алексей Валентинович? Про армию, не про пансион благородных девиц?
Все, спасибо, достаточно. Стоять на одной ноге по нескольку часов в день – все понятно. «Не служил, но заранее осуждаю». Лично в самые страшные времена кровавого советского прошлого, при подготовке к самому массовому действу — Параду на Красной площади, часами на одной ноге не стоял. Как и все участники, наверное. О чем спешу уведомить господина Рощина, но вот он мне навряд ли поверит.
А ведь Рощин и правда не служил! Но осуждает!
Справка:
Дипломная работа была посвящена вопросу изучения «дедовщины» в армии.
В 90-е годы работал на проектах по развитию российского предпринимательства и приватизации, финансируемых USAID и Мировым банком.
С 1999 года работает в сфере политконсалтинга, промышленной социологии. Занимался выборами на уровне от муниципальных депутатов до губернаторов и депутатов Государственной Думы РФ, а также участвовал в организации избирательных кампаний на территории Украины, Прибалтики и Средней Азии.
Известен также как журналист и блогер с ником sapojnik.
Публиковался на сайтах Каспаров.ру и Газета.ру, в журналах «Эксперт», «Деньги» и «Власть».
Мне все понятно, если честно. Особенно в плане «Каспаров.ру».
И вот такие люди пытаются что-то вещать. Совершенно не понимая, не разбираясь.
А ведь вполне возможно, что у нас и проблемы-то в государстве от того, что такие вот Рощины лезут во власть и пытаются что-то там нарулить/науправлять.
Но продолжаем.
Мне это напоминает «Похождения бравого солдата Швейка», там был в одном из эпизодов генерал, который считал, что главное для армии – это вечернее посещение туалета. Остальное приложится.
Рощин, понятно, в армии не был, ни в той, в которой должен был служить по идее, ни в российской. Потому откуда ему знать, чем забита голова у офицера? По Рощину понятно – чистыми унитазами.
Действительность весьма отлична от того, что намыслил господин Рощин. И точно: унитазы у офицера на последнем месте находятся. Для них вообще есть старшина роты, который и обязан следить за тем, как наряд несет службу.
А дальше у Рощина было сказано несколько весьма теплых и своеобразных слов в адрес… Сердюкова. Оказывается, бывший министр обороны очень эффективно боролся с дедовщиной путем… аутсорсинга!
Бантики! Бантики забыли! Для благородных девиц! Да, господин Сердюков облагодетельствовал сотни и тысячи аутсорсинговых фирм. Вот только не знаю, как насчет точной статистики по убийствам и самоубийствам, а денег не пойми на что из армейского бюджета качнули – мама, не горюй.
Мама и не горевала, пока ее чадо вроде как служило. Насколько была успешной программа, стоит разбирать отдельно, но в одном Рощин прав: зачем платить бешеные деньги налогоплательщиков за то, что можно получить даром?
Понимаю, что устава Рощин не читал, но там все прописано про «тяготы и лишения боевой службы». Не гадить мимо унитаза – это лишение? Убрать за собой/боевым товарищем – это тягота?
Возможно.
В любом случае, возложить все это дело на плечи многочисленных нянек их коммерческих структур не получилось. Такое не потянул даже наш бюджет. Хотя кое-что из этой программы прижилось (как салат-бары). Полезно, вкусно, нужно.
Собственно, совершенно согласен. Именно так Сердюков и разворовал армию. Именно тем, что какие-то гражданские уборщики начали драть огромные деньги за свои услуги. Какие там танки, когда за вывоз мусора не уплачено? И чистильщикам туалетов…
Да, аутсорсинг вылетел не просто в копеечку, он обошелся в огромные груды рублей. И груды были потрачены именно на то, чтобы кто-то неплохо так подзаработал под видом снятия громадной нагрузки с девиц в камуфляже.
Тихий час — тоже неплохое дело.
Видимо, дипломная работа Рощина неплохо так засела в биосе мозговом. Прошито насмерть, не стереть, ни исправить.
Не стану ничего говорить о своих личных знакомых, которые отслужили срочную в течение пяти ближайших лет, а сошлюсь на трех Смирновых: Анатолия, Валентина и Льва. Один уже отслужил свое, двое все еще несут службу в рядах. В настоящее время, кто не верит, — пишите Смирнову Вадиму.
Если бы в местах несения службы, а там много было мест вкупе с учебками, да еще и не самыми «удобными», мы бы точно заострили на этом внимание. Однако наш руководитель систематически общается со своими парнями, и… ничего, все довольны!
Ракетчик, артиллерийский разведчик, связист – ни слова о дедовщине.
Да какая, к дьяволу, может быть дедовщина, когда всего год служить? Полгода на обучение/освоение, и полгода на то, чтобы обучить преемника? Ну все просто, как холостой выстрел!
Нет, всегда найдется вот такой Рощин, который ничего не понимает в службе, но заранее со всем не согласен и осуждает.
Шамсутдинов «в долгу не остался» и, начиная свою бойню, убил этого офицера первым».
Понятно, конечно, невымытый унитаз стал причиной для «дедовщины». Конечно. Только где дедовщина, если конфликт был между офицером и рядовым?
Вообще дожили. Ладно, между солдатами. Между сержантом и солдатом. Хотя что это за сержант такой, если у него солдаты так себя ведут?
Офицер потребовал у солдата исполнения своих обязанностей… Солдат, по-видимому, обнаглел уже настолько, что отправил офицера в короткое, но унизительное путешествие. Потому и слегка был охолонут с помощью унитаза. Знакомо.
Да, папашка «хероя» объявил своего сынка «настоящим мужиком», который «дал отпор шакалам». Я весьма надеюсь, что суд отправит этого «хероя» на пожизненное заключение. Оно бы и Шамсутдинова-старшего привлечь неплохо было бы на теме того, с каких это пор шакалами стали убитые его сынком военнослужащие российской армии.
Псих, который по тонкости своей душонки расстрелял восемь человек, должен сидеть в тюрьме. Хотя именно за такие преступления надо размораживать смертную казнь и казнить таких "настоящих мужиков", поскольку они на поверку все просто трусы и убийцы.
И унитаз тут ни при чем. Этот Шамсутдинов устроил бы бойню в любом случае, не важно, унитаз, полы, наряд в столовую. Я во время своей службы насмотрелся на таких вояк, было дело.
Нарушения в части были. Возможно, что был и личный конфликт. Но конфликт между офицером и рядовым. И это не оправдание для убийцы восьми человек. Это как раз показатель того, что не всё в нашей армии ровно и прекрасно, раз туда как-то попадают люди с психическими отклонениями.
Но это тема совсем другого разговора.
Наш же разговор о том, что чем меньше в армии и вокруг нее будет вот таких откровенных дилетантов, рассуждающих о том, что надо изменить, чтобы все стало прекрасно, тем лучше будет для армии в целом.
В нашей армии нет дедовщины, там и дедов нет давно, как на годичную систему перешли. Стоит усвоить хотя бы это.
Но то, что в армии все еще есть место Рощиным, которые воюют с самой армией под видом борьбы с несуществующей дедовщиной, – вот это точно факт, который имеет место быть.