В Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть портретная галерея героев войны 1812 года, где можно увидеть весь генералитет Российской императорской армии, увековеченный талантливой кистью английского портретиста Джорджа Доу. Мы смотрим на их мужественные лица, но порой забываем посмотреть на мундиры, в которых они позируют художнику. Интересно: копии этих портретов стали со временем… популярным настенным украшением в крестьянских избах. Причем выпускались они в виде и черно-белых печатных гравюр – ценой подешевле, и в виде цветных литографий – подороже. Между тем как сами эти портреты представляют собой ещё и исторически точный источник по истории униформы, причем исключительно точный в деталях. А ведь еще были портреты петровских и елизаветинских вельмож, приближенных ко двору фаворитов Екатерининской эпохи, зачастую тоже генералов, словом, если мы приглядимся ко всем этим портретам, то узнаем очень много интересного… да-да, о генеральской военной униформе за долгие-долгие годы. Хотя, разумеется, рассказывается про неё и в различных изданиях по униформологии. Итак, сегодня рассказ у нас пойдет о генеральских мундирах разных стран и народов за срок без малого в 300 лет!
Во все времена командиры отличались пышностью своего военного костюма, причем пышность была прямо пропорциональна участию того или иного начальствующего лица. Хотя случались и такие люди, что, возможностям вопреки, одевались подчеркнуто просто. Ну взять хотя бы того же Наполеона.В России, когда заводили «регулярство», то сначала ограничивались цветными шарфами да опушками на треуголках, потом появились галуны, множество пуговиц, однако как таковой генеральский мундир в российской армии не существовал, вернее – не был регламентирован вплоть до 1745 года.
Однако есть протокол заседания Адмиралтейской Коллегии от 17 мая 1745 года, в котором речь идет о том, чтобы подать на высочайшее имя проект новой униформы для флотских офицеров флота, причем на основе цветов Андреевского флага, то есть иметь белый мундир с синим прибором и камзолом или же, напротив – синий с белым. А ещё там сказано следующее:
«А понеже… флагманам и состоящим в бригадирских рангах кафтаны и камзолы такового ж цвета, какие будут у морских офицеров, по примеру сухопутного генералитета камзолы богатые с широким золотым галуном».
То есть новое флотское обмундирование для флагманов флота планировалось создавать на основе армейских генеральских мундиров, но в отличных от сухопутных «морских цветах». Государыня императрица подумала и повелела господам морским офицерам иметь мундир белого цвета с зеленым прибором и камзолом, и приказывалось «построить образцы для флагманов, штаб и обер-офицеров». То есть генеральские мундиры в 1745 году уже были и включали головной убор, кафтан и «нижнее платье».Шляпы полагалось украшать «золотым позументом и... пристойными плюмажами». Причем позумент сей был не из дешевых и стоил около 12 рублей. Причем на обшивку всего одной шляпы его тратилось до 2 аршин (1,42 м). Плюмаж был тоже недешевый и стоил до 5 рублей, тогда как штаб-офицерский – всего 3 рубля. Белого банта-кокарды с золотой петлицей до 1764 года генеральские шляпы не имели.
Цвет мундирного кафтана образца 1745 года у генерала определялся по роду войск. Если мы посмотрим на портретах генералов тех лет, то увидим, что у пехотных генералов цвет был темно-зеленый с красным, у генералов «от кавалерии» – синим с красным, и белый с зеленым – для высшего флотского офицерства. Из адмиралтейских протоколов известно, что на один флагманский мундир вместе с камзолом нужно было 5 аршин (3,55 м) сукна белого цвета и 2 аршина (1,42 м) зеленого, по цене 3 рубля за аршин. Да ещё на подбой шло 8 аршин (5,68 м) зеленой и ещё 2,5 аршина (1,78 м) белой ткани. Прибавим сюда 29 медных (и скорее всего, позолоченных), кафтанных пуговиц, затем 39 пуговиц на камзол и 45,5 аршина (32,3 м) золотого позумента шириной в 1,25 вершка (5,6 см) на обшивку. То есть цена мундира была просто «поднебесной».
Покрой генеральского мундира 1745 года был типичным для мужского костюма середины XVIII века, то есть имел небольшой отложной воротник, большие карманные клапаны и разрезные обшлага, причем размеры последних не регламентировались и могли быть как угодно велики. Галуны, причем двойные, нашивались по обоим бортам, шву на спине, а одинарными обшивали воротник и прочие швы, а также и фалды боковых разрезов. Но, судя по портретам, галуны могли нашиваться в соответствии со вкусами владельца данного мундира, ну и его финансового положения, если вдруг ему хотелось чего-то там к казенному мундиру прикупить. При этом галунная выкладка по бортам кафтана могла располагаться как в виде петель, так и зигзагов.Что касается цвета штанов, то они, как правило, повторяют цвета и камзолов, и кафтанов.
Подобные мундиры, естественно, предназначались не для повседневного ношения, а в качестве парадного генеральского обмундирования, которое, впрочем, нередко носили и на службе «по всяк день», был бы лишь к тому «случай», например, вызов во дворец. Но, поскольку стоили оно дорого, в феврале 1746 года последовал указ Адмиралтейств-коллегии о необходимости генералам и офицерам флота шить повседневные мундиры простыми, без галунной отделки, но цвет их должен был повторять цвет парадных. Это был так называемый вицмундир, употреблявшийся в качестве служебной строевой и походной формы. Но в этом случае ранг генералов определяли по плюмажам на шляпах, шарфам и… теснящимся на груди орденским звездам!Кстати, генеральские шарфы, известные по портретам сухопутных генералов, были тоже недешевы, так как делались из золотой и черной шелковой нити, и имели массивную бахрому на кистях. Богато выглядели и темлячные кисти, а сами темляки шились из шелка.
Примерно по таким же принципам создавались генеральские мундиры и за рубежом, хотя, вне всякого сомнения, в их построении имелись серьезные различия и по странам, и по моде.
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю