Из памяти регулярно всплывают разрозненные части информации, которые просятся на повторение или структурирование. Постараюсь не сильно размазывать, чтобы вышла терпимая диванная геостратегия. Начну без раскачки, публика на АШ подкованная и уверен, что переварят без труда, а возможно что-то еще и от себя дополнят.
Если кто-то до сих пор думает, что за Сталинград так стойко и упрямо сражались, потому что город носил имя вождя, то такой человек очень сильно упрощает дело. Сегодня он называется Волгоград, но значения своего не утратил, а только прибавил. На скрине ниже выделена Волга, немного левее Дон и в месте максимального сближения уже построен судоходный канал. Специально выбрал вид, который наглядно демонстрирует сближение двух хорошо известных рек.
Это не Суэц и перепад высот там основательный, поэтому судоходство осуществляется через систему шлюзов. Каспийская эскадра теперь может подсобить и поднявшись по Волге, перейти по Волго-Донскому каналу в Дон и далее через Азовское море усилить Черноморскую группировку в Новороссийске или Севастополе. Ну и на счет торговли та же самая история. Если кто-то из каспийских соседей хочет отправить товары без двойной перегрузки на ж/д через Кавказ - это по адресу обращение, прямой водный путь есть и из Каспия можно выйти в Черное море.
Но даже без этого значение Волги переоценить невозможно. Это транспортная магистраль, на которой не надо менять асфальт и по которой можно снабжать пол России (имеется ввиду плотность населения, а не масштаб территорий). А Каспийское море к тому же связывает с нефтью из Баку, Казахстана, Туркмении, ну и с Ираном в том числе. Перерезать такую торговую артерию - значит очень серьезно осложнить жизнь всем, кто к ней подключен в России.
Гитлер прекрасно это понимал, поэтому и стремился захватить именно Сталинград... много ли изменилось с тех пор? Нет. Сегодня важность не меньшая, а ситуация снова обострена. А Ростов-на-Дону (еще один узловой город) который по сути является воротами в Азовское море представляет из себя что? Прежнюю желанную цель для наших заклятых партнеров, шоб они были здоровы, как говорят в Одессе. Цель прежде всего в смысле точки приложения новой тактики на острие которой конечно же наши сверх всякой меры незалэжные соседи. А самый удобный сухопутный путь туда какой? Магистральная ж/д ветка через Донецк (и Иловайск). Скрин из старой темы про железнодорожное противостояние на Донбассе: обойдя Донецк, они отправились в Иловайск (правый нижний угол) где, как многие помнят, угодили в котел, на чем дальнейшее продвижение было остановлено. Оттуда по железке "рукой подать"... и хочешь или нет, а учитывать такие вещи надо. На словах они такие певцы сладкие, послушать - прямо только демократию несут, а как посмотришь куда они ее силой оружия продавливают, так почему-то хорошо узнаваемые и достаточно давние планы угадываются.
Вспоминать все это приходится вынужденно и зевать не рекомендуется. Госпереворот 2014 в Киеве обострил отношения до нельзя и слушать сказки про демократию уже давно немыслимо.
Что у нас еще на весах? Совсем не часто упоминаемый аргумент на счет конвенции Монтрё. Азовское море в данном случае остается особняком, а вот на первом скриншоте прекрасно видно, что у России до 2014 маленький сегмент черноморской акватории, а все остальные: Украина, Румыния, Болгария, Турция, Грузия - вообще могут объединиться (ни разу не возглавляемые США) и заявить, что пора бы конвенцию пересмотреть, что она не отвечает современным требованиям, а Россия вообще слишком много и несоразмерно по имперски что-то там требует, не учитывая интересы большинства...
После воссоединения и с возвращением Крыма, положение заметно укрепилось. Контроль черноморских прибрежных вод вышел теперь на уверенное второе место (даже не вспоминаем про углеводороды и офшорные вышки, это в данном случае не основной довесок). Но главное, что была снята угроза появления НАТОвских баз в Крыму и возможности пошатнуть позиции РФ в Черном море. Поставить под сомнение конвенцию и найти повод ее переписать теперь уже не получится, тем более что сегодня Грузия по крайней мере официально вместо воинственного махания шашкой держит нейтралитет. В данный момент уже и Азовское море полностью союзное и если можно признать, что в определенный момент мы откатились в допереяславские времена по суше, то на море чуть не были отброшены еще дальше, по сути едва не утратив над ним контроль. И всё это - изменения ставшие ребром после майдана в Киеве, хотя заложены они были после распада СССР. К чему идет дело на Украине, было видно загодя и урок не разбазаривать земли вместе с народом их населюящих, надеюсь, будет усвоен надолго.
Вот такая вот мысленная цепочка по периметру нынешнего напряжения СВО. Но в целом угадывается решение старых задач, которые ранее решать уже приходилось. Водные магистрали, экономические зоны... то что постепенно разрушалось с распадом СССР теперь приходится восстанавливать, при чем платить за это самой дорогой ценой из всех возможных.
Собственно, перечень угроз за такое короткое время и не мог кардинально измениться.
Постмайданная власть никакого доверия не вызывает по определению. В самом начале СВО казалось, что удастся выгнать взашей постмайданное правительство, оказав помощь здоровой части общества, но эта идея не получила логического завершения. Отношения разбиты в хлам и теперь чем дальше получится отодвинуть их от жизненно важных объектов, тем лучше.
И что касается Сталинграда - напоминание прилетело из европейских источников, просмотрел их обзор и выслушав вполне пристойную аналитику понял, что однажды открою тему. Ну, вот это она и есть. Они думают про тоже самое и объясняют европейцам про уязвимости России в очень схожих аргументах, только делают это с обратным акцентом и противоположной целью.