История создания и службы самоходной артустановки 2С5.Часть первая.
Самоходные артиллерийские орудия калибров 122 и 152 мм зарекомендовали себя как мощное и высокоэффективное оружие еще в годы Великой Отечественной войны. Зачастую именно группировки артиллерии, включающие в себя самоходные артиллерийские установки (САУ) типа СУ-122 и ИСУ-122, СУ-152 и ИСУ-152, обеспечивали решение исхода боя в пользу наших войск. К сожалению, в послевоенное время роль САУ постоянно снижалась. Приоритет был отдан ракетному вооружению, всячески поддерживаемому лидером СССР Никитой Хрущевым. В конце 50-х годов он практически санкционировал полную остановку в стране работ по ствольной артиллерии, в том числе и самоходной.
После войны в СССР были разработаны самоходные артиллерийские установки СУ-122-54, СУ-152П и СУ-152Г, которые не получили широкого распространения в армии. Из-за такой недальновидности были созданы предпосылки для технического отставания наших Вооруженных сил от армий вероятного противника на многие годы. За эти просчеты история неминуемо наказывает, а на войне наказание часто измеряется жизнями солдат и офицеров. Так, например, случилось в артиллерийской дуэли между Китаем и Тайванем, разразившейся в августе 1958 года. Гоминьдановцы разместили батарею дальнобойных американских гаубиц на острове Цзиньмэнь и начали спокойно обстреливать территорию материкового Китая. Китайцы располагали из артиллерийских дальнобойных средств только 130-мм пушками М-46 советского производства, которые уступали в дальности стрельбы артиллерии противника на 3–4 км.
Решение задачи, как поразить батарею противника, все же было найдено благодаря смекалке советских военных советников. Но выводы о необходимости разработки новой артиллерийской системы повышенной дальности стрельбы были сделаны. Как и о том, что значение ствольной артиллерии нисколько не уменьшилось.
РАБОТЫ ВОЗОБНОВЛЯЮТСЯ
После отставки Никиты Хрущева работы по созданию новых образцов артиллерийского вооружения в СССР были возобновлены. В 1965 году была утверждена программа развития артиллерии, направленная на разработку артиллерийских систем, не уступающих по своим параметрам современным и перспективным на тот период разработкам в области ствольной артиллерии стран НАТО.
В ноябре 1968 года Министерство оборонной промышленности утвердило решение № 592, предписывающее начать научно-исследовательскую работу (НИР) по созданию новой артсистемы для замены буксируемой пушки М-46. В период с 1968 по 1969 год специалистами 3-го Центрального научно-исследовательского института (ЦНИИ) Минобороны СССР совместно с конструкторами предприятий оборонной промышленности была выполнена НИР «Успех», в рамках которой был определен облик перспективных артсистем и направления их развития вплоть до 1980 года.
В ходе исследований в рамках указанной НИР были проработаны буксируемый вариант пушки и три варианта самоходной артустановки. Первый вариант предусматривал открытую установку орудия на бронированном гусеничном шасси. Второй – с рубочной установкой орудия по типу ИСУ-152. Третий вариант представлялся с установкой орудия во вращающейся башне. По результатам исследовательских работ было определено, что для новой самоходной пушки оптимальным вариантом будет открытая установка орудия.
В сентябре 1969 года материалы аванпроекта были рассмотрены комиссией Министерства обороны СССР. 8 июня 1970 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 427-151, в соответствии с которым официально были начаты работы по созданию новой 152-мм пушки, как в варианте САУ, так и в буксируемом варианте. Полученные в ходе НИР «Успех» проработки легли в основу опытно-конструкторской работы (ОКР), которая в традициях того времени в СССР получила очередное цветочное наименование «Гиацинт». Самоходный вариант орудия получил индекс ГРАУ 2С5, а индекс ГБТУ – «Объект 307».
Самоходная артустановка 2С5 «Гиацинт» планировалась для оснащения артиллерийских полков и бригад армейских корпусов, общевойсковых и танковых армий для замены в них 130-мм пушек М-46 и 152-мм пушек М-47.
Головным разработчиком САУ 2С5 был определен Уральский завод транспортного машиностроения – УЗТМ (ныне ПАО «Уралмашзавод»), где коллектив конструкторов под руководством главного конструктора ОКБ-3, лауреата Ленинской премии Георгия Ефимова разрабатывал и создавал самоходную артиллерийскую установку «Гиацинт-С» со 152-мм пушкой. Сама артиллерийская система – 152-мм пушка 2А37, создавалась в СКБ Пермского машиностроительного завода им. В.И. Ленина (ныне ПАО «Мотовилихинские заводы») под руководством главного конструктора завода Юрия Калачникова. Над созданием боеприпасов для новой артиллерийской системы трудился коллектив московского Научно-исследовательского машиностроительного института (ныне АО «НИМИ им. В.В. Бахирева») под руководством заместителя главного конструктора Анатолия Каллистова.
Для сокращения сроков разработки работы вели сразу в двух направлениях, в области создания как самоходного, так и буксируемого орудия. Соответственно темам были присвоены индексы С и Б – «Гиацинт-С» для САУ и «Гиацинт-Б» – для буксируемой артиллерийской системы. Главным ракетно-артиллерийским управлением (ГРАУ) данным артсистемам были присвоены обозначения 2А37 и 2А36 соответственно.
Две баллистические установки с длиной ствола 7200 мм для отработки боекомплекта к орудию были изготовлены на Пермском машиностроительном заводе уже к весне 1971 года. Однако испытания были начаты с полугодовой задержкой только в сентябре 1971 года из-за несвоевременной поставки гильз. Дело в том, что для пушек «Гиацинт» разрабатывались специальные боеприпасы, благодаря чему орудия обладали уникальной баллистикой стрельбы. Мало кто знает, что для буксируемой пушки 2А36 и для пушки 2А37 самоходной артустановки «Гиацинт» нет в арсеналах других боеприпасов калибра 152 мм, которые могли бы быть использованы этими пушками. Другими словами, боеприпасы для САУ 2С3 и 2С19 для 2С5 не подходят!
Испытания, продлившиеся вплоть до марта 1972 года, показали, что при применении полного заряда массой 18,4 кг снаряды развивали начальную скорость 945 м/с и способны были достигать дальности 28,5 км. При использовании усиленного заряда массой 21,8 кг дальность стрельбы составляла 31,5 км, а начальная скорость снаряда – 975 м/с. Однако при этом отмечалось сильное воздействие дульной волны. Для устранения этого недостатка массу порохового заряда уменьшили до 20,7 кг, а также ввели гладкую насадку на ствол пушки. В апреле 1972 года конструкция орудия была доработана, и к концу года два опытных образца пушки 2А37 были переданы на УЗТМ для установки и отработки на самоходном шасси. Опытные образцы САУ 2С5 прошли сначала заводские, а затем и полигонные испытания. К 1974 году полный цикл испытаний, включая государственные САУ «Гиацинт-С» прошла, после чего была начата подготовка к серийному производству.
Параллельно с работами над САУ «Гиацинт-С» на базе шасси 2С5 создавался другой вариант САУ под обозначением 2С11 «Гиацинт-СК». От «Гиацинта-С» эта артсистема отличалась картузным способом заряжания, который предусматривал сокращение стоимости производства зарядов за счет исключения из их состава дорогостоящих латунных гильз. При этом были использованы наработки по картузным вариантам заряжания артсистем самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика» и 2С3 «Акация». Тем не менее к производству был принят вариант с раздельно-гильзовым заряжанием.
На вооружение Советской армии самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С» была принята 20 января 1975 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 68-25.
Первая установочная партия САУ 2С5 «Гиацинт» была передана в войска в 1976 году, а с 1977 года началось полномасштабное серийное производство САУ на Уральском заводе транспортного машиностроения. Пушки 2А37 изготавливались на Пермском заводе им. В.И. Ленина. Производство САУ 2С5 продолжалось до 1993 года. Всего за 17 лет производства было выпущено около 2 тыс. единиц САУ 2С5 «Гиацинт».
Благодаря новым артиллерийским системам, коими стали САУ 2С5 «Гиацинт», Советская армия существенно повысила свои огневые и ударные возможности, живучесть и маневренность артиллерии. В1982 году самоходные пушки 2С5 поступили на вооружение артиллерийских частей и соединений в Группе советских войск в Германии (ГСВГ, ГДР). В случае боевых действий со странами – участницами НАТО системы «Гиацинт» позволяли Советскому Союзу реализовать тактику ограниченного применения тактического ядерного оружия в ходе оборонительных, контрнаступательных или наступательных операций.
В отличие от других САУ, производимых в СССР, артиллерийская установка 2С5 «Гиацинт» не поставлялась ни в одну страну, в том числе и в страны Варшавского договора. После развала СССР в 1991 году около 500 САУ «Гиацинт» остались в составе армий стран бывших республик СССР. 18 «самоходок» 2С5 приобрела Финляндия, которые там получили обозначение Telak 91. Примерно по две батареи «Гиацинтов» имеются в Эритрее и Эфиопии.
Окончание следует...