Ослабление современной системы глобальной безопасности, ее деформация и раздробленность приводят к нарастающей хаотизации международных отношений. Современные разрушительные технологии, используемые в интересах решения задачи обеспечения глобального господства Запада, в сочетании с неквалифицированными и недальновидными действиями правительств и безответственными лозунгами оппозиции ставят на грань катастрофы отдельные государства и нации. В условиях нарастания глобальной критичности меняется состав сил, принимающих участие в конфликтах, появляются новые нетрадиционные угрозы. В связи с этим, по словам президента РФ Владимира Путина, «сегодняшний мир живет в условиях очень ограниченного горизонта планирования, особенно в сфере политики и безопасности».
ГИБРИДНАЯ ВОЙНА ПРОТИВ РОССИИ
США в своем стремлении к мировому гегемонизму пытаются использовать глобальную нестабильность для ослабления стратегических конкурентов, прежде всего Китая, России и Европейского союза. Такая политика в сочетании с технологиями «управляемого хаоса» при организации цветных революций и гибридных войн наряду с некоторыми другими факторами способствует созданию глобальной критичности, которая подрывает фундаментальные основы существующего миропорядка.
Глобализация как усиление международных экономических, финансовых, политических, культурных, демографических взаимосвязей и взаимозависимостей воздействует на все три ключевые сферы управления коллективной деятельностью людей на национальном уровне: административно-государственное (политическое) управление; управление социально-экономической сферой; управление культурно-мировоззренческой сферой. В каждой сфере управления имеются ключевые области критичности, воздействие на которые способно оказывать сильное влияние на стабильное развитие отдельной страны. Стратегии цветной революции и гибридной войны, основанные на технологиях «управляемого хаоса», показывают свою высокую эффективность по дестабилизации каждой из ключевых сфер управления коллективной деятельностью людей. В условиях глобальной взаимосвязи масштабы экономики страны, подвергшейся агрессии, определяют масштабы влияния результирующих изменений, последствия которых неизбежно проецируются на другие государства вплоть до глобального охвата.
Уже в течение многих лет Россия является главной целью гибридной войны, проводимой ее геополитическими противниками в лице объединенного Запада, что требует непрерывного мониторинга обстановки, сбора и анализа информации с целью выработки шагов по противостоянию угрозе.
О неотложности решения этой проблемы говорит академик РАН Сергей Глазьев: «По-видимому, исторический выбор уже состоялся: курс руководства России на восстановление суверенитета и евразийскую интеграцию вызвал агрессию правящих кругов США против РФ путем захвата ими контроля над Украиной и превращения ее в плацдарм для развертывания мировой гибридной войны, ведущейся Вашингтоном с целью удержать мировое лидерство в нарастающей конкуренции с Китаем. Россия избрана американскими геополитиками в качестве направления главного удара в силу сочетания объективных и субъективных обстоятельств».
В рамках настоящей статьи предполагается рассмотреть вопросы использования подрывных технологий в экономической сфере и предложить возможные пути противостояния.
ЦЕЛИ УПРАВЛЯЕМОГО ХАОСА В ЭКОНОМИКЕ
В экономике, как важном объекте приложения технологий «управляемого хаоса», критичность может создаваться в каждой из четырех взаимоувязанных и взаимозависимых сфер: производства, распределения, обмена и потребления. С учетом предназначения и специфики функционирования каждой из сфер может быть подобран соответствующий набор подрывных технологий.
Так, весьма уязвимой для хаотизации представляется сфера производства, в которой осуществляется создание материальных и нематериальных благ. Материальные блага создаются в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, в добывающих и некоторых других отраслях. К сфере нематериального производства относят грузопассажирские транспортные перевозки, ЖКХ, образование, здравоохранение и т.д. Хаотизация может быть весьма эффективной в условиях недостаточного развития реального сектора экономики страны. Серьезный экономический эффект могут иметь санкции, нацеленные на нанесение ущерба энергетическому и финансовому сектору экономики, а также оборонной сфере, машиностроению и добывающим отраслям промышленности.
Отдельно следует выделить опасность внешних подрывных (а иногда просто неквалифицированных действий собственных руководителей) в сферах образования и подготовки кадров, поскольку без наличия ученых, инженеров, специалистов среднего звена и рабочих, соответствующих современным стандартам науки и производственной базы экономика любой страны будет обречена на деградацию.
В последние годы хаотизации обстановки в отдельных странах способствует растущее использование частных военных компаний (ЧВК) для обеспечения безопасности широкого круга экономических объектов и коммуникаций, что фактически выводит целые отрасли национальной экономики из-под государственного контроля. Особенно это показательно для слаборазвитых государств, не способных своими силами обеспечить контроль на национальной территории. Коммерческая выгода является определяющей в деятельности ЧВК, что предопределяет заинтересованность таких компаний в сохранении военной напряженности в стране-работодателе. Одновременно размывается суверенное право государства на использование военной силы. К сожалению, пока не созданы крайне необходимые международно-правовые нормы для регулирования деятельности ЧВК.
Во внутренней политике мощным источником напряженности могут служить нарушения принципов социальной справедливости в обществе в процессе распределения произведенных материальных благ. Такие нарушения могут быть спровоцированы коррупцией, сбоями в работе государственных учреждений – например ЖКХ, органов соцзащиты населения или налоговых органов, – непродуманными реформами, затрагивающими интересы миллионов людей.
Деятельность сферы обмена в существенной степени базируется на финансах, которые представляют собой достаточно уязвимую часть экономики любого государства. Опыт развала СССР и цветных революций в ряде стран показывает, что хаотизация финансовой сферы обеспечивается использованием подконтрольных Западу международных валютно-финансовых организаций, введением целевых санкций в сферах производства и финансово-банковской, манипуляцией ценами на нефть и газ. Так, например, сохраняющееся использование в России доллара в финансовых расчетах создает объективные предпосылки для хаотизации финансовой системы за счет целенаправленного обрушения рубля. В этом контексте своевременными и правильными представляются шаги России и партнеров по БРИКС и ШОС по формированию нового экономического порядка, созданию альтернативы вездесущему доллару. Россия и Китай в прошлом году подписали соглашение о валютных свопах на 25 млрд долл. Сбербанк России объявил о выпуске аккредитивов с привлечением финансирования от Экспортно-импортного банка Китая, российские власти изучают возможность выпуска долговых бумаг в юанях.
А после того, как на Западе заявили о возможном отключении России от SWIFT на фоне украинского кризиса, Москва и Пекин изучают возможность введения альтернативных SWIFT платежных систем для БРИКС. Предпринимаются и другие шаги стратегического размаха.
К участию в санкциях против России в рамках блоковой дисциплины привлекаются союзники США по НАТО и Европейский союз. Санкции нацеливаются на ограничение доступа страны к международным финансовым рынкам, банковской системе, на ужесточение правил ВТО и других торговых норм, отражающихся на экспорте. При этом Вашингтон предоставляет своим союзникам сомнительное удовольствие самим расхлебывать негативные для них последствия подобных авантюр.
И, наконец, хаотизация процесса потребления может осуществляться, например, путем манипуляции ценами на продукцию, введением эмбарго на поставки критически значимых товаров.
В последние годы в качестве мощной антисистемной силы для хаотизации энергетической и транспортной сфер в национальном и международном масштабах используется исламский радикализм (главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, в Афганистане и Центральной Азии). В Европе подрывной арсенал средств хаотизации пополнился воинствующим национализмом и экстремизмом на Украине и в некоторых других странах.
Таким образом, анализ особенностей использования технологий управляемого хаоса для подрывной деятельности, направленной против государств-мишеней, показывает, что первоочередными целями для воздействия технологий хаотизации наряду со сферой военной безопасности государства является ее социально-экономическая сфера, в первую очередь финансы, энергетика (добыча нефти и газа) и международные транспортные коммуникации.
Одним из средств, способствующих противостоянию подрывной деятельности и обеспечению успешного решения проблем, связанных со стабильным и устойчивым развитием национальной экономики в труднопредсказуемом мире, могут быть современные инструментальные средства поддержки принятия решений.
СЦЕНАРИИ И СИТУАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Для всестороннего и системного изучения концепции управляемого хаоса с целью выработки мер по противостоянию разрушительным механизмам ее применения против Российской Федерации одним из инструментов является модель управляемого хаоса. Подобная модель позволяет осуществить символическое отображение одного или нескольких сценариев развития процесса управляемого хаоса и механизмов подрыва с его помощью экономики государства-мишени. Исследование модели может быть полезным для прогнозирования и стратегического планирования шагов по обеспечению экономической безопасности страны, для разработки мер по недопущению хаоса.
Реакция модели на внутренние и внешние воздействия является ответом на развитие экономических и политических ситуаций, возникающих в рамках выбранного сценария управляемого хаоса. Целевая функция модели управляемого хаоса состоит в приведении экономики страны-мишени к заранее определенному уровню, заданному авторами сценария. При этом под сценарием можно понимать «заранее подготовленный план осуществления чего-нибудь».
Под экономической ситуацией предлагается понимать конкретную обстановку в сферах производства, распределения, обмена и потребления, результат какого-либо этапа развития в одной из этих сфер или преддверие более или менее значительных событий в экономике в целом.
Задачи разработки сценария и анализа ситуаций в сфере экономики сводятся к умению различать характер и опасность возникающей ситуации, отличать преходящие ситуации от безвыходных, фатальных, тупиковых, определять степень политического и экономического риска, прогнозировать результаты инициированных с помощью модели процессов в экономике и возможные действия страны-мишени с целью разрешения ситуации.
Сценарий управляемого хаоса в экономической сфере включает описание возможного начала, развития, завершения и последствий действий всех участников: международных организаций, отдельных государств и их объединений, ключевых негосударственных субъектов. Такой набор различных по своей природе участников позволяет использовать при описании сценариев «управляемого хаоса» понятий «гибридных войн и гибридных угроз», которые рассматривались в ряде публикаций «НВО».
Моделирование разработанного сценария помогает определить те поворотные моменты, когда вовремя принятое решение еще может повлиять на ход событий, на развитие экономической ситуации в нужном направлении. Модель создается на основе анализа целей подрывных действий, их характера, соотношения политических, экономических и других возможностей сторон, состояния субъективных и объективных факторов, влияющих на развитие обстановки. При разработке сценария неизбежно возникают неопределенности, которые в большинстве случаев делают весьма непростой саму формулировку начальных условий, которые кладутся в основу деятельности модели.
Как правило, в общем случае сценарий строится на преимущественно качественном описании возможных вариантов развития исследуемого объекта при различных сочетаниях определенных условий. Он в развернутой форме показывает возможные варианты будущих событий для их дальнейшего анализа и выбора наиболее реальных и благоприятных условий. Наряду с этим особенности экономической сферы позволяют широко использовать и количественные оценки.
Сценарий призван дать ответ на два вопроса: как именно, шаг за шагом, может возникнуть та или иная гипотетическая ситуация и какие возможности существуют на каждом этапе для каждого действующего лица для того, чтобы остановить процесс, изменить или ускорить его ход?
Дальнейшее рассмотрение вопросов использования технологий управляемого хаоса в экономической сфере представляется целесообразным с использованием моделей как метода системного исследования.
Модель должна удовлетворять ряду требований, связанных с ее созданием и быть адекватной сложному явлению, которым является национальная или глобальная экономика.
МОДЕЛЬ УПРАВЛЯЕМОГО ХАОСА
Применительно к теме настоящей статьи под моделью управляемого хаоса в сфере экономики можно понимать идеальный образ, аналог выбранного заказчиком сценария управляемого хаоса, воспроизводящий в символической форме комплекс мероприятий по усилению и эксплуатации критичности в экономической сфере страны-мишени. Такая модель представляет собой совокупность научно обоснованных системных компонентов, необходимых для анализа способностей выбранного сценария обеспечить выполнение согласованных и взаимосвязанных действий по достижению поставленной цели.
Отметим, что при построении модели управляемого хаоса для отдельной страны важное место отводится фиксации зон пересечения интересов действующих субъектов глобальной экономики – центров силы. Исследователи выделяют несколько современных центров силы (США, ЕС, Китай, Россия), пересечения экономических интересов которых оказывают существенное, а порой определяющее влияние на экономику конкретной страны. При этом такое влияние нередко носит дестабилизирующий характер, что требует фиксации в модели противоречащих (кризисных) точек по видам, группам и уровням и возможных вариантов их разрешения.
В общем виде модели управляемого хаоса в некоторых критических для национальной безопасности сферах рассмотрены автором в ряде публикаций.
Модель описывается с помощью четырех системных элементов: функция, вход, выход, процессор. Применительно к теме настоящей статьи целевая функция модели раскрывает предназначение модели и предполагает выработку рекомендаций (управляющих воздействий), направленных на повышение уровня конфликтности в экономической сфере страны-мишени, дестабилизации сфер производства, распределения, обмена и потребления. Функция определяет, что должно быть достигнуто в результате функционирования системы, однако не указывает, как это должно быть сделано.
На вход модели воздействуют различные факторы – вызовы, риски, опасности и угрозы, формируемые в рамках сценария развития обстановки и ситуаций, возникающих при функционировании модели в соответствии со сценарием.
На выходе между различными уровнями управления модели реализуются задачи обмена информацией, контроля, управления и обратной связи.
Процессор, как важная системная характеристика модели, обеспечивает сопоставление текущего состояния экономических сфер с заданным уровнем. В процессе управления осуществляется преобразование данных, полученных на входе в соответствующие управляющие воздействия, на выходе. Важной функцией алгоритма процессора является непрерывный мониторинг обстановки в сфере экономики и оценка влияния решений на обстановку. Каналы положительной и отрицательной обратной связи позволяют влиять на динамику процессов и придавать им нужную направленность.
Процессор модели является важнейшей системной характеристикой и включает:
– алгоритм, определяющий последовательность оценки экономических ситуаций, соответствие развития обстановки выбранному сценарию, выработку и выполнение решений, которые обеспечивают достижение целей и задач;
– базовые ресурсы модели: материальные, технические, финансовые, информационные и др.;
– катализатор, включающий совокупность внутренних факторов (ключевые компетенции модели, ее способности к оперативному и адекватному реагированию, принятые механизмы анализа информации и выработки решений), которые способствуют преобразованию действий внешних факторов в управляющие воздействия. За счет воздействия на различные чувствительные точки экономики страны катализатор позволяет осуществлять оперативное форматирование ситуации в сфере экономики с учетом изменения характеристик среды;
– человеческие ресурсы, качество которых в общем случае характеризуются профессионализмом и компетентностью персонала, качество которых определяется состоянием образования в стране.
Другими важными системными характеристиками модели являются ее способность обеспечивать адекватное применения технологий управляемого хаоса в сфере экономики, влиять на сеть союзов и партнерских связей государства-мишени, использовать потенциал международных организаций и ТНК, наличие у модели развитой сети средств наблюдения за обстановкой (система мониторинга).
Функционирование алгоритма как важной системной характеристики модели применительно к использованию технологий управляемого хаоса в ходе цветных революций и гибридных войн непосредственно связано с функциями управления и разработки решений и обеспечивает реализацию сценария за счет выполнения четко определенной последовательности действий.
С точки зрения атакующей стороны использование возможностей моделирования (включая компьютерные модели) применения технологий управляемого хаоса в рамках комплексного воздействия на жизненно важные сферы государства-мишени открывает новые возможности для переформатирования объекта к нужному для организаторов состоянию. Системный характер воздействия, комплексное применение по единому замыслу политических, экономических, идеологических способов воздействия, кибернетические атаки, использование компьютеров для оперативного анализа развития обстановки позволяет создавать лавинообразный процесс изменений, которые могут осуществляться в сжатые сроки. Такая совокупность технологий при создании необходимой концентрации и интенсивности воздействия при их применении против Российской Федерации формирует существенную угрозу для нашей страны.
С другой стороны, моделирование создает серьезные возможности для выработки управленческих решений по противостоянию технологиям управляемого хаоса.
ВЫВОДЫ ДЛЯ МОСКВЫ
Против России силами США и их союзников ведется гибридная война. Стратегия войны включает многие аспекты: информационную войну, главным объектом которой является культурно-мировоззренческая сфера, а одной из ключевых целей – дискредитация высшего руководства страны; набор экономических санкций; государственный переворот на Украине и планомерный геноцид русскоязычного населения Донбасса; попытки подрыва позиций страны в стратегически важных странах и регионах и многие другие.
Исторический опыт современной России показывает, что ни политикам, ни СМИ, ни финансовым институтам Запада доверять нельзя. Примеров этому достаточно – начиная от лукавой политики расширения НАТО, агрессии против Югославии, военной интервенции США в Афганистане и Ираке и заканчивая государственным переворотом на Украине и попытками лишить РФ права проводить чемпионат мира по футболу 2018 года.
Поскольку Запад не собирается реформировать Бреттон-Вудскую систему, звеньями которой являются Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития, своевременными представляются шаги российского руководства по созданию Банка развития БРИКС и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций как альтернативы прозападным финансовым институтам.
Для противостояния используемой против России модели управляемого хаоса в экономической сфере нужна тщательно продуманная система обеспечения национальной экономической безопасности и управления развитием страны.
Использование возможностей модели управляемого хаоса в сфере экономики является важнейшей составляющей американской стратегии, которая в известной части базируется на разработке конфликтов и угроз нового поколения – гибридных войн и гибридных угроз.
Противодействие попыткам нанести ущерб российской экономике должно осуществляться с учетом комплекса внешних и внутренних угроз и уязвимостей экономической безопасности Российской Федерации.
Внешняя угроза связана с эскалацией международной напряженности, которая сопровождается резким усилением военно-силовой составляющей в действиях США и НАТО.
Нейтрализация внутренних угроз требует внесения существенных корректив в национальную макроэкономическую политику, развития производственных отраслей экономики, оборонно-промышленного комплекса, проведения выверенной финансовой политики.
Научно обоснованному и системному изучению жизненно важных проблем и выработке решений может способствовать использование возможностей моделирования сложных процессов мировой и национальной политики и экономики.
Первоисточник http://nvo.ng.ru
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас