«Циркон», «Кинжал» и «Авангард» – военный прорыв России, оставивший конкурентов далеко позади. Но что стоит за этими новейшими разработками, и можно ли описать это простыми словами? В чем заключается пресловутый «прорыв», и почему это настолько важно?
Основы
Гиперзвук – отнюдь не новое понятие. Данный термин, описывающий скорость объекта многократно превышающую скорость звука в атмосфере, закрепился в профессиональной среде в начале 70-х годов. Для обозначения высоких скоростей принято использовать число Маха, а одно число Маха соответственно считать равным 1062 километра в час на высоте в 11 километров. Таким образом, гиперзвук – это скорость, начинающаяся от 5 скоростей Маха и далее.
На сегодняшний день ни одна система противовоздушной обороны в мире (кроме еще не вошедшей в серию С-500) не способна сбить ракету, летящую с такой скоростью. И это наделяет нашу страну идеальным щитом от американских агрессивных намерений. Четким сигналом, что политика «первого обезоруживающего удара» больше не пройдет и ответ обязательно последует.
Как известно, с 1 марта 2018 года такое вооружение стало новостью для широкой публики, одновременно начав поступать в войска. В обращении президента Федеральному собранию в 2019 году его список дополнился новыми аспектами.
Собственно «баллистический» гиперзвук, при котором головная часть межконтинентальной ракеты под действием силы тяжести мчится обратно к земле мало чем отличается от формата гиперзвука новейших российских разработок. Ключевая разница, однако заключается в том, что баллистические ракеты на участке «падения» хотя и двигаются с гиперзвуковой скоростью, не умеют маневрировать на ключевом отрезке пути.
Единственной баллистической ракетой, способной менять траекторию на ее начальных участках, была знаменитая Воевода, названная странами НАТО индексом «Сатана». Именно её призван заменить новейший комплекс «Сармат», однако до этих пор порядка 50-ти единиц данного оружия продолжат нести боевое дежурство в шахтах на просторах страны. Воевода может корректировать курс лишь на коротком участке входа в атмосферу, однако далее, как и прочие межконтинентальные ракеты идет по баллистической кривой.
Совсем по-другому дело обстоит с российскими маневрирующими гиперзвуковыми системами. Если с баллистическими ракетами каждую следующую точку их пути можно было рассчитать, а, значит, и перехватить средствами ПРО и ПВО противника, то траекторию гиперзвуковых комплексов вычислить нельзя. Что и делает их на данный момент абсолютно неуязвимыми.
С 60-ых годов прошлого века ведущие мировые державы пытались воплотить в жизнь этот вопрос. Решить сложнейшие задачи физики высоких скоростей и энергий, поскольку поведение среды и материалов в гиперзвуковых условиях в корне отличались от физики полета сверхзвука. В итоге решение удалось найти именно нашей стране.
«Кинжал»
Как и в вопросах самолетостроения, главным в деле новейших ракет оказался двигатель. Именно принципиальное различие в устройстве двигательной системы «Кинжала» позволило совершить рывок и преодолеть разрыв между баллистическими ракетами и ракетами нового типа.
Казалось бы, и межконтинентальные и гиперзвуковые ракеты работают по классическому принципу – за счет отдачи раскаленной газовой струи. Вот только разница состоит в том, что для горения и дальнейшего хода химической реакции двигателю нужен окислитель. Баллистическая ракета огромна и поскольку вынуждена выходить в безвоздушное пространство везет окислитель с собой.
Именно поэтому данный тип ракет включает двигатели лишь на первом этапе полета, а затем боевой блок работает на принципе инерции и силе притяжения. Однако раз уж целью разработок России, Китая и США было получить ракету, способную управляться на всем участке полета, двигатель должен был работать постоянно, а значит, постоянно поддерживать реакцию горения.
Это ставило перед разработчиками новую дилемму. С одной стороны, крылатые ракеты есть у каждой из трех военных сверхдержав, и все они прекрасно маневрируют на всем участке полета. Но, с другой стороны, крылатые ракеты летят на сверхзвуке, и законы, которые оказывают на них воздействие, более-менее просты. В сверхзвуковых ракетах используется система, где в качестве окислителя применяется забортный кислород. И это логично, ведь ракета не покидает пределы атмосферы, зачем же ей везти окислитель с собой?
Вот только проблема заключается в том, что физика гиперзвука отличается от физики сверхзвука примерно также, как квантовая физика от ньютоновской. То есть чуть больше, нежели совсем. Если на сверхзвуковой и дозвуковой скорости воздух сжимают компрессором-турбиной и этот готовый окислитель подается в камеру сгорания самолетных двигателей или ракет, то на гиперзвуке, при куда больших скоростях турбореактивный принцип не функционирует. Воздух, попадающий в воздухозаборник при обычном полете холодный, однако с ростом скорости и трения его температура растет.
При этом в самом двигателе тоже происходит реакция сгорания и, если температура забортного воздуха повышается, тяга двигателя падает. А учитывая, что российские разработки невероятно быстры, рано или поздно возникает момент, при котором температура сравнивается, и тяга прекращается вовсе. Возникает вопрос, как наши инженеры решили этот аспект? В «Цирконах» – неизвестным широкой публике способом, но, вероятно, основанном на принципах прямоточного двигателя, в «Калибрах» же с присущей русским людям смекалкой.
Зачем использовать встроенный турбореактивный двигатель, подумали они, количество деталей которого лишь ведет к вероятности постоянных поломок, если можно использовать в качестве первой ступени для разгона имеющийся на вооружении страны воздушный борт? Так и поступили.
«Кинжал» – это авиационная гиперзвуковая ракета, то есть её носителем является самолет. Собственно, в этом и кроется нестандартность решения российских инженеров. Проблему состыковки сверх- и гиперзвука реализовали по-русски, то есть дешево и эффективно. В комплексе «Кинжал» многоразовой первой ступенью ракеты стал сверхзвуковой перехватчик Миг-31К, ракетоносец Ту-22М3М и в перспективе Су-57.
Именно они с учетом скорости своего полета позволяют вывести ракету на высоту в 15 километров, разогнать до сверхзвука и при низкой плотности атмосферы и температуре совершить пуск ракеты непосредственно на цель. Далее ракета комплекса включает твердотопливный двигатель аналогичный ракетам «Искандер» и разгоняется до скоростей в 10 Махов.
Ирония в том, что американцы годами пытались повторить тоже самое на Boing X-51A, но ничего так и не получилось. Именно поэтому США так долго отрицали реальность происходящего. Учитывая комплекс «исключительности» и то, что американский ВПК пытался сделать ровно то же самое, поверить в успех России долгое время Пентагону было нельзя.
Тем не менее, в феврале 2019 года на высшем уровне США все же были вынуждены признать факт сложившегося положения. Хотя и с оговорками, что ввиду отсутствия прямоточного двигателя США якобы не считают «Кинжал» «истинно гиперзвуковой» ракетой.
«Авангард»
«Авангард» – это, без преувеличения, чудо техники. Многие принципы его функционирования находятся вне плоскости классической физики и ранее имевшихся технологий. Как и сказал президент: «создание системы Авангард соразмерно по своему значению запуску первого искусственного спутника. И с точки зрения обороноспособности и по своему влиянию на укрепление потенциала науки». И это действительно так.
Дело в том, что «Авангард», чей серийный выпуск начался в феврале 2019 года, не просто двигается на гиперзвуке, он способен маневрировать и по тангажу, и по рысканью, при том, что летит быстрее комплекса «Кинжал». Совершая полет на границе космоса и атмосферы, «Авангард» двигается на скорости, превышающей скорость звука в 27 раз!
Подобное еще год назад было полной фантастикой, ввиду чего американцы до последнего момента не могли это принять. Подобное неудивительно, ведь по общепринятым нормам при такой скорости температура объекта запредельна, давление на конструкцию не знает цифровых величин, а управлять таким полетом ввиду помех и вовсе невозможно. Такова данность, считали американцы, а значит, слова русских – нелепый блеф.
Но оказалось, что русские написали новую страницу в учебнике физики, и «Авангард» все-таки взлетел. Причем не просто прошел испытания, но и имея температуру на кромке боевого блока в 3000 градусов по Цельсию, маневрировал и отвечал на сигнал. Понять, насколько беспримерен успех этого прорыва, можно лишь осознав, что температура на поверхности Солнца (в фотосфере) всего в два раза выше и составляет 6000 градусов. То есть, если вдруг понадобится, то мы можем и на Солнце полететь и добыть там необходимые элементы из фотосферы.
Помехи, вызванные «мешком» плазмы, физика высоких энергий, сопромат новейших уникальных материалов, системы связи, способные преодолеть природный РЭБ, все это настоящее чудо на стыке наук.
Но наша страна не была бы страной нестандартных решений, если бы при этом не сумела реализовать все это при минимуме затрат. Созданный новейший боевой блок будет развернут на ракетах, принятых на вооружение еще в 1979 году (УР-100Н УТТХ). Данные ракеты (по классификации НАТО SS-19 «Стилет»), за статистику своих успешных пусков признаны самыми надежными в мире и десятками хранились на консервации в нашей стране.
Уже в этом году первый полк таких ракет, вооруженных «Авангардами», встанет на боевое дежурство. «Стилеты» хранились без топлива, и потому, по сути, новы, следовательно, срок их работы будет составлять все те же 30 лет согласно штатным срокам эксплуатации. Кроме того, вся инфраструктура, развязки, Ж/Д полотно, шахты и прочее заранее готово. А по сравнению с затратами США на противодействие впору говорить, что это мы навязали им гонку вооружений, хотя по хронологии все было наоборот.
«Циркон»
Морская гиперзвуковая ракета «Циркон» – не меньший прорыв, нежели все остальные. Причина этому кроется в том, что в отличие от «Кинжала», разгоняющегося самолетом, данная ракета достигает гиперзвука сама. И не просто гиперзвука, а скорости в девять Махов. «Циркон» – ракета морского базирования, и для примера стоит сказать, что у американцев нет не только гиперзвуковых ракет как типа, но даже сверхзвуковых противокорабельных ракет морского базирования. У СССР они появились еще в конце 80-х годов, у США же их нет и сегодня.
Помимо этого, дальность ракеты Циркон превышает 1000 километров и это при том, что все мировые специалисты сходились во мнении, что такого быть просто не может. Дальность подобной ракеты по логике экспертов не могла быть больше 400 км, и то, лишь в том случае, если ее размер будет огромен. Вместо этого, из обращения Путина к Федеральному собранию мир узнал, что размер Циркона при использовании универсальных пусковых установок «3С-14», позволяет загружать его в те же контейнеры, что «Калибр» и «Оникс» в зависимости от поставленных задач.
Причина, почему подобная догадка не укладывалась в ожидания заокеанских оппонентов вполне логична. Ракету необходимо разгонять. Это требует массу топлива, плюс несколько ступеней для набора скорости, а значит, по сути, целого набора совершенно разных двигателей, работающих на разных принципах. А между тем, одинаковый с «Калибром» размер означает, что все корабли-носители военного и даже гражданского флота РФ, оснащенные пусковыми установками под данные ракеты, смогут запускать из стандартных контейнеров и гиперзвуковой «Циркон».
Кроме того, «Циркон» способен поражать не только стационарные, но и мобильные цели, причем как на море, так и на земле. Это похоже на красивую рекламу с той лишь разницей, что подобные характеристики реальны. Успешные испытания «Цирконов» были подтверждены и американцами.
Существует и еще один важный момент, о котором многие обозреватели часто забывают. В ответ на выход США из ДРСМД Сергей Шойгу без лишней шумихи заявил, что Россия намерена дислоцировать морские «Калибры» на суше. Возникает вопрос, что мешает в эти же стандартные установки установить гиперзвуковой «Циркон»? Ответ – ничего. Это просто будет крылатая ракета средней дальности, которую в отличие от западной невозможно будет перехватить.
Вот с такими достижениями наша страна подошла к моменту выхода американцев из ДРСМД. И их выход, во многом, связан с нашими военно-технологическими достижениями, на которые у них нет ответа. И не скоро появится.