Два года назад, в последние дни 2019 г., на боевое дежурство заступили первые ракетные комплексы «Авангард» с одноименным гиперзвуковым планирующим боевым блоком. Благодаря высочайшим летным характеристикам последний способен прорывать любую существующую и перспективную противоракетную и противовоздушную оборону. Однако уже ведутся работы по дальнейшему улучшению таких возможностей.
С прицелом на будущее
17 декабря, в День ракетных войск стратегического назначения, издание «Красная Звезда» опубликовало интервью с главкомом РВСН генерал-полковником Сергеем Каракаевым. Темой беседы стало текущее положение дел в ракетных войсках и перспективы их развития. Среди прочего, затронули вопрос современных и будущих гиперзвуковых вооружений. Также рассмотрели тему противоракетной обороны потенциального противника и ее влияние на наши проекты.В этом контексте рассмотрели и комплекс «Авангард». По словам генерала Каракаева, в настоящее время его гиперзвуковой боевой блок попросту недосягаем для существующих и разрабатываемых средств ПРО. Скорость более 20 М и способность к выполнению маневров позволяют ему обходить зоны действия обороны, а противник не имеет возможности спрогнозировать цель атаки. Соответственно, «Авангард» имеет практически стопроцентный шанс прорвать любую ПРО.

В то же время, командующий отметил, что развитие противоракетных систем тоже показывает высокие темпы. За рубежом проводятся необходимые исследования, и продолжается поиск технологий поражения гиперзвуковых целей. Так, США приложат все усилия для успешного выполнения таких проектов, что позволит им сократить потенциал российских стратегических ядерных сил.Российские РВСН намерены сохранять и улучшать свой потенциал по преодолению ПРО. Для этого научно-исследовательские организации и оборонно-промышленный комплекс в целом ведут разработку новых систем прорыва обороны. Некоторые из таких образцов создаются специально для гиперзвуковых боевых блоков. При этом, по понятным причинам, главком РВСН не стал приводить какие-либо подробности.
Актуальная защита
Вопросы преодоления противоракетной обороны вновь стали актуальными 20 лет назад – после выхода США из Договора по ПРО. Американская сторона в одностороннем порядке вернула себе право развертывать системы ПРО в любых районах и в любом количестве. Последующее военное строительство на суше и на море, в т.ч. вблизи российских границ привело к созданию достаточно крупной и мощной ПРО.Американские проекты в области обороны, несмотря на декларируемые цели, представляли очевидную опасность для стратегических ядерных сил России, в первую очередь, для их наземной компоненты. В связи с этим российская армия и промышленность приняли необходимые меры. Началось оснащение имеющихся ракетных комплексов средствами прорыва ПРО, а параллельно велась разработка принципиально новых ударных систем.По открытым данным, на протяжении долгих лет все российские межконтинентальные баллистические ракеты, задействованные в боевом дежурстве, оснащены средствами прорыва ПРО. Известно, что комплекс таких средств включает приборы активных и пассивных помех, а также ложные цели, имитирующие реальные боевые блоки.При помощи помех затрудняется обнаружение и сопровождение летящих целей, а имитаторы боевых блоков должны отвлечь на себя огневые средства ПРО, обеспечивая безопасный пролет реальных боезарядов. Таким образом, массированный ракетно-ядерный удар гарантированно перегрузит даже развитую и многочисленную ПРО.


Ракетный комплекс «Авангард» построен с применением принципиально новых технических решений, что, среди прочего, дает ему особые возможности в контексте прорыва ПРО. В его случае преодоление обороны обеспечивается не за счет перегрузки, но при помощи высоких летно-технических характеристик. По разным оценкам, это делает перехват невозможным или неприемлемо сложным.Гиперзвуковой боевой блок в полете развивает высокую скорость, которая резко сокращает время для выявления атаки и реакции на него. При этом противнику не поможет даже относительная простота обнаружения такого летательного аппарата, окруженного плазменной оболочкой. Наведение на подобную цель резко затрудняется из-за ее способности к маневрированию. Кроме того, полет может осуществляться по самой сложной траектории, в т.ч. с обходом потенциально опасных районов.
Пути развития
По словам главкома РВСН, российская наука и промышленность готовы разработать новые средства прорыва ПРО для гиперзвуковых ракетных комплексов. Какими они будут, когда появятся и как будут использованы – неизвестно. Можно предположить, что в будущем их внедрят в совершенно новых проектах вооружения, а также используют при модернизации «Авангарда».Очевидным способом повышения потенциала комплексов по прорыву ПРО является дальнейшее улучшение летных и маневренных характеристик. Современный блок «Авангард» летит со скоростью порядка 20 М, и это делает его практически недосягаемым для нынешней ПРО. Дополнительный рост скорости на основном участке полета на несколько километров в секунду станет еще более сложным вызовом для средств обнаружения и перехвата. Сохранение или улучшение маневренности на таких скоростях даст прирост вероятности прорыва. Кроме того, следует учитывать, что от максимальной скорости планирующего блока прямо зависит дальность полета – не менее важный параметр.Вероятно, гиперзвуковой комплекс можно оснастить «традиционными» средствами прорыва. Вместе с реальным боевым блоком к цели должны запускаться источники помех и даже ложные цели. Ввиду превосходства в летных характеристиках боевой блок быстро выделится на фоне таких средств, но противник все равно потеряет ценное время на реакцию.Вполне возможно, что в научно-исследовательских и проектных организациях прорабатываются не только эти, но и другие способы противодействия и прорыва противоракетной обороны противника. Однако не следует ожидать, что в ближайшее время они станут раскрывать свои планы и успехи в этой области.


Текущее состояние стратегических ядерных сил России, в т.ч. их наземной компоненты, в целом располагает к оптимизму – как в целом, так и в контексте средств преодоления противоракетной обороны. «Традиционные» МБР несут необходимые системы и способны решить поставленную боевую задачу, хотя и понесут некоторые потери от ПРО противника. Гиперзвуковые «Авангарды», в свою очередь, должны показывать практически стопроцентную вероятность преодоления современной ПРО.Учитывая последние тенденции развития зарубежных вооружений и систем обороны, можно предположить, что текущее соотношение сил будет сохраняться, как минимум, в течение нескольких следующих лет. Лишь во второй половине десятилетия – если не позже – наиболее развитые зарубежные страны смогут поставить на дежурство свои первые комплексы ПРО, в теории способные противодействовать стратегическому гиперзвуковому оружию.К этому времени свои текущие работы могут закончить российские ученые и инженеры. Благодаря этому наши ракетные комплексы получат новые средства преодоления ПРО, а вместе с ними и особые боевые возможности. Лидерство вновь перейдет к российским ударным системам, тогда как иностранная оборона вернется на позицию догоняющей.При всей своей сложности, такая «гонка вооружений» позволит нашим РВСН сохранять необходимые преимущества и возможности. При этом они на протяжении долгого времени смогут оставаться высокоэффективным военно-политическим инструментом, удерживающим иностранные горячие головы от необдуманных решений.
Несмотря на то, что оттуда идёт большое количество продукции, которая нужна РФ на фронте каждый день, такой помощи на коммерческих условиях недостаточно и концепцию этих отношений неплохо было бы пересмотреть. Особенно