В США продолжаются работы по перспективному проекту авиационной гиперзвуковой ракеты HACM. К настоящему времени выполнена часть проектных работ и готовятся или проводятся иные мероприятия. Так, на днях с новой разработкой познакомили личный состав военно-воздушных сил. Летчикам, которым предстоит использовать будущую ракету, показали макет такого изделия и рассказали о его особенностях и возможностях.
Ознакомительный показ
29 сентября пресс-служба 412-го испытательного авиакрыла ВВС США, базирующегося на аэродроме Эдвардс (шт. Калифорния) сообщила о проведении накануне важного мероприятия. Личный состав военно-воздушных сил получил возможность ознакомиться с перспективными разработками в области гиперзвукового авиационного вооружения.На демонстрацию актуальных разработок пригласили представителей нескольких подразделений и частей ВВС из состава Командования глобальных ударов и Боевого авиационного командования. Эти летчики входят в экипажи бомбардировщиков B-1B, B-2A и B-52H, а также истребителей-бомбардировщиков F-15E.Участники мероприятия прослушали лекцию о текущем состоянии дел в области гиперзвукового оружия, обсудили эту тему, а также осмотрели макетные либо опытные образцы таких изделий. К официальному сообщению прилагалось несколько интересных фото. Так, на паре снимков летчики знакомились с ракетой AGM-183 ARRW под крылом самолета-носителя.Другие две фотографии представляют особый интерес. На них участники показа знакомятся с ранее неизвестным образцом гиперзвукового оружия. Тип этого изделия официально не назван, а его маркировка в кадр не попала. Тем не менее, характерные детали экстерьера позволяют связать это изделие с одним из актуальных проектов, разрабатываемых по заказу Пентагона и ВВС.На одном из снимков в кадр попала только секция корпуса, хотя и достаточно крупная. На фото видно, что изделие имеет выгнутые поверхности и четкую боковую грань. Также просматривается некий головной обтекатель. Второе фото показывает центральную часть изделия – узел соединение двух ступеней. Корпус с боковыми гранями имеет хвостовые стабилизаторы и соединен с цилиндрическим корпусом первой ступени.
По всей видимости, летчикам показали макет ракеты из перспективной программы HACM. Ранее организации-участники этого проекта публиковали свои концепты такого оружия, и нынешнее полноразмерное изделие вполне похоже на некоторые из них. Возможно, этот вопрос прояснят в ближайшее время. Если элементы облика новой ракеты уже допускаются к публикации, то могут раскрыть и иную информацию.Программа разработки «гиперзвуковой ударной крылатой ракеты» Hypersonic Attack Cruise Missile (HACM) упоминается в открытых материалах и официальных сообщениях с 2020 г. Предполагается, что в основе этого проекта лежали наработки по нескольким научно-исследовательским работам последнего времени. В 2021-22 гг. провели необходимые предварительные мероприятия, выделили финансирование и запустили конкурсную разработку.В конкурсе приняли участие все основные предприятия американской военной промышленности, причем крупным корпорациям пришлось объединять усилия ввиду сложности поставленных задач. Победителя конкурсной части HACM объявили в сентябре 2022 г. Более удачным посчитали проект от компании Raytheon. Теперь ей предстоит завершить проект, причем двигательную установку будут делать совместно с Northrop Grumman. Контракт на проектные работы оценили в 985 млн долл.За несколько месяцев до подписания контракта по HACM был опубликован проект военного бюджета на следующий 2023 ф.г. В этом документе были раскрыты общие планы Пентагона в контексте гиперзвукового вооружения ВВС. Оказалось, что ведомство планирует свернуть программу разработки аэробаллистической ракеты ARRW ввиду отсутствия заметных результатов. Основная часть высвобожденных денег при этом пойдет на крылатую ракету HACM.Бюджет с такими особенностями был одобрен, а позже появились новые подробности. Так, в марте 2023 г. министерство ВВС сообщило, что оставшиеся прототипы ARRW пройдут испытания, но приоритетным станет проект HACM. При этом отметили, что изделие HACM уже проходит некие испытания. При этом о проведении тестовых полетов или иных мероприятий до того не сообщалось.
Приоритетный проект
Согласно последним сообщениям, программа HACM успешно продвигается вперед, и теперь заказчик и исполнители проекта готовы знакомить с ним личный состав ВВС. Летчикам тактической и стратегической авиации показали макет изделия HACM и рассказали об этой разработке.В прошлом году сообщалось, что разработка полноценного проекта HACM займет еще несколько лет. Летные испытания ракеты ожидаются не ранее 2024-25 гг. Доводка конструкции, отработка взаимодействия со всеми предполагаемыми носителями, наладка производства и т.д. займут еще несколько лет. Поставки серийных ракет в войска планируют начать только в 2027 г. Затем некоторое время уйдет на формирование достаточных складских запасов.Ракета HACM предназначается сразу для нескольких самолетов-носителей, причем ее получит как дальняя, так и тактическая авиация. Самым легким носителем гиперзвукового изделия станет модернизированный истребитель F-15E/EX. По всей видимости, он сможет нести несколько ракет. Кроме того, HACM войдет в боекомплект стратегических бомбардировщиков B-1B и B-52H. Любопытно, что на недавнем мероприятии на базе Эдвардс присутствовали экипажи самолетов B-2A. Это может указывать на планы по оснащению таких бомбардировщиков новыми ракетами.Подобные планы по развертыванию гиперзвуковых крылатых ракет представляют определенный интерес и показывают, какие результаты хотят получить ВВС США. Так, истребители F-15E(X) позволят держать на дежурстве большее число изделий HACM и более гибко применять их. В случае с B-1B, как упоминалось в официальных сообщениях ранее, речь идет о продлении сроков службы этих бомбардировщиков с сохранением и улучшением боевых возможностей. Вероятно, такой же подход имеет место и с «невидимками» B-2A.
Планы на будущее
Технические особенности
Облик перспективного изделия HACM и его тактико-технические характеристики пока не раскрывались. В то же время, компания Raytheon в недавнем прошлом публиковала разные концепты, часть которых может соответствовать реальному проекту. Кроме того, можно сделать очевидные предположения об основных параметрах ракеты.Размеры и масса пока не уточнялись. При этом следует учесть, что ракета предназначается в т.ч. для самолета F-15E. Его максимальная грузоподъемность не превышает 10,4 т и он, по некоторым данным и предположениям, сможет нести сразу несколько HACM. Стратегические бомбардировщики, в зависимости от модели и варианта загрузки будут поднимать в воздух 20 таких ракет. Все это позволяет представить максимально возможную массу новой ракеты.
Судя по частично показанному макету, ракета HACM является двухступенчатой. Она включает разгонную ступень в цилиндрическом корпусе со стабилизаторами / рулями. Для набора требуемой скорости и высоты должен использоваться твердотопливный двигатель. После его выработки ступень сбрасывается.Боевая ступень для HACM должна являться самостоятельным летательным аппаратом. Он имеет характерную форму с верхней и нижними поверхностями разной кривизны, соединенными четкой боковой гранью. Предполагается, что проект HACM основывается на наработках программы HAWK. Если это так, то ракета получит гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель.Изделие HACM позиционируется как гиперзвуковое. Это означает, что в полете оно будет развивать скорость не менее 5-6 М. Им планируют вооружать стратегические ракетоносцы, что может указывать на дальность полета в сотни или тысячи километров.Вызывает вопросы способ наведения. Подобно другим крылатым ракетам, HACM может использовать спутниковую и инерциальную навигацию. Нельзя исключать возможность использования полноценной головки самонаведения, которая значительно улучшит показатели точности. Боевое оснащение неизвестно. Вероятно, будет использоваться конвенциональный боезаряд, а могущество ракеты в целом повысят за счет кинетической энергии.
Неясные перспективы
В связи с неудачей проекта ARRW, изменился приоритет программы HACM. Теперь именно эту ракету рассматривают в качестве основного перспективного гиперзвукового оружия для ВВС США. Изделие HACM пока находится на стадии разработки, но уже сообщается о первых испытаниях, вероятно, отдельных агрегатов. Кроме того, с ним знакомят летчиков строевых частей.Пентагон проявляет оптимизм в отношении проекта HACM и ожидает, что он будет успешно завершен в установленные сроки. Возможно, в основе этих оценок и ожиданий лежит какая-либо информация о текущем ходе проекта, не подлежащая публикации. Однако нельзя исключать, что это лишь пожелания и надежды, появлению которых поспособствовали недостаток времени и фактическое отсутствие альтернативных разработок.