Примерно шесть лет назад, когда в il Manifesto (9 июня 2015 года) мы озаглавили свою статью «Возвращаются ли ракеты в Комизо?» («Are the missiles returning to Comiso?») наша гипотеза о том, что США хотят вернуть свои ядерные ракеты в Европу, была проигнорирована всем сонмом политических СМИ. Дальнейшие события показали, что тревога, к сожалению, была обоснованной. Теперь у нас впервые есть официальное подтверждение той версии.
Несколько дней назад, 11 марта, нашу версию подтвердил один из высших военных американских руководителей — начальник штаба Армии США генерал Джеймс МакКонвилл. Не в интервью CNN, а во время выступления на встрече экспертов в «Школе СМИ и связей с общественностью университета Джорджа Вашингтона» (George Washington School of Media and Public Affairs) — здесь у нас официальная стенограмма — генерал МакКонвилл сообщил не только то, что Армия США готовится к размещению в Европе новых ракет, явно нацеленных на Россию, но раскрыл, что эти ракеты будут гиперзвуковыми, т.е. относящимися к чрезвычайно опасной новой системе вооружений.
Это решение создает ситуацию с очень высоким уровнем риска — похожую на ту, в которой Европа оказалась во время холодной войны. Возможно, эта ситуация похуже той прежней, когда Европа превратилась не во что иное, как в передовую линию ядерного противостояния между США и СССР.
Гиперзвуковые ракеты — их скорость в 5 раз выше скорости звука (Мах 5), то есть более 6000 км/ч — представляют собой новую систему вооружений, способных наносить ядерные удары. И эта способность у них выше, чем у баллистических ракет. В то время, как баллистические ракеты движутся по траектории в форме дуги, по большей части над атмосферой, гиперзвуковые ракеты движутся в атмосфере по маловысотной траектории непосредственно к цели, которую они — преодолевая оборону противника — достигают за меньшее время.
В своем выступлении в «Школе СМИ и по связям с общественностью» генерал МакКонвилл раскрыл, что Армия США готовит «оперативную группу» с возможностями ведения «высокоточного огня на больших расстояниях; (эти возможности — С.Д.) могут варьироваться от гиперзвуковых ракет до ракет средней дальности и до высокоточных ударных ракет. Эти системы обладают способностью проникать в среду, доступ и манёвр в которой ограничены и запрещены (Anti-Access Aerial Denial environment)». Генерал заявил, что «мы видим, как это будущее наступает в Тихом океане, возможно, в двух направлениях в Тихом океане» (одно явно направлено против Китая); мы видим такое будущее в Европе (явно направленное против России); и мы создаем это будущее как раз в то время, как мы беседуем".
В официальном заявлении DARPA сообщается, что компании Lockheed Martin заказано производство «гиперзвуковой системы вооружений средней дальности наземного базирования», то есть ракет с дальностью от 500 до 5500 км, относящихся к категории, запрещенных Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД)*, подписанном в 1987 году президентом Горбачевым и президентом Рейганом. Этот договор был разорван на части президентом Трампом в 2019 году. Согласно техническим спецификациям, предоставленным DARPA, это будет «новая система, позволяющая планирующему оружию с гиперзвуковым ускорителем быстро и точно поражать критические, хронологически чувствительные цели, одновременно преодолевая современную противовоздушную оборону противника. В рамках этой программы разрабатывается усовершенствованная ракета-носитель, способная доставлять различные полезные нагрузки на различные дальности, а также совместимые мобильные наземные пусковые платформы быстрого развертывания».
В связи с этим начальник штаба Армии и Исследовательское агентство Пентагона сообщили, что Соединенные Штаты вскоре развернут гиперзвуковые ракеты, вооруженные «различными полезными нагрузками» (то есть ядерными и обычными боеголовками) в Европе. Ходят слухи о вероятности создания первой базы в Польше или в Румынии. Ядерные гиперзвуковые ракеты средней дальности, установленные на «мобильных наземных пусковых платформах», то есть на специальных транспортных средствах, могут быть быстро развернуты в ближайших к России странах НАТО (например, в прибалтийских республиках). Уже имея возможность летать со скоростью около 10 000 км/ч, гиперзвуковые ракеты смогут достичь Москвы примерно за 5 минут.
Россия также создает гиперзвуковые ракеты средней дальности, но запустив их со своей территории, она не может ими поразить Вашингтон. Однако российские гиперзвуковые ракеты смогут за несколько минут достичь американских баз, прежде всего ядерных — таких, как базы Геди и Авиано, — а также других целей в Европе. Россия — так же, как США и другие страны, — развертывает новые межконтинентальные ракеты: «Авангард» — гиперзвуковую ракету с дальностью действия 11 000 км и вооруженную несколькими ядерными боеголовками, которая после баллистической траектории скользит более 6000 км со скоростью почти 25 000 км/ч. Гиперзвуковые ракеты также строит Китай. Поскольку гиперзвуковые ракеты управляются с помощью спутниковых систем, противостояние все чаще происходит в космосе — для этого в 2019 году администрацией Трампа были созданы Космические силы США.
Военно-воздушные и морские силы, обладающие большей мобильностью, также оснащены гиперзвуковым оружием. Это оружие открывает новую фазу гонки ядерных вооружений, в результате чего Договор СНВ-III, только что продленный США и Россией, в значительной степени устарел. Эта гонка все больше переходит с количественного уровня (количество и мощность ядерных боеголовок) на качественный (скорость, проникающая способность и географическое положение средств доставки ядерного оружия). В случае нападения — реального или предполагаемого — ответ все чаще поручается искусственному интеллекту, который должен принять решение о запуске ядерной ракеты за несколько секунд или за несколько долей секунды. Это экспоненциально увеличивает вероятность ядерной войны по ошибке, риск которой во время холодной войны повторялся несколько раз. «Доктор Стрэнджлав» будет не сумасшедшим генералом**, а сошедшим с ума суперкомпьютером. В отсутствие человеческого разума, способного остановить этот безумный порыв к катастрофе, инстинкт выживания должен, по крайней мере, сработать.
Пока что этот инстинкт пробуждает только пандемия Covid-19.
Автор: Манлио Дануччи — Manlio Dinucci — научный сотрудник Центра исследования глобализации (Centre for Research on Globalization, Монреаль, Канада).
Перевод Сергея Духанова.
Публикуется с разрешения издателя.
*Примечательно, что в англоязычном варианте названия договора Intermediate-Range Nuclear Forces Treaty (IRNFT) слово «ликвидация» отсутствует.
** «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (англ. «Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb») — кинофильм режиссёра Стэнли Кубрика, вышедший в разгар холодной войны (1964 год), немногим более года после Карибского кризиса как антимилитаристская сатира на военные программы правительства США того времени и гонку вооружений в целом. Снят по мотивам триллера Питера Джорджа «Красная тревога» (Red Alert), впервые опубликованного в 1958 году, в котором отражена обстановка всеобщего страха перед ядерным апокалипсисом. Кубрик переосмыслил первоисточник, сделав чёрную комедию. Картина рассказывает об одержимом американском генерале Джеке Д. Риппере (другой вариант перевода — Джек Потрошиллинг), который на почве антикоммунистической паранойи в обход высшего командования США и президента начинает ядерную атаку на СССР, и о последующих событиях.
Доктор Стрейнджлав — эксперт по стратегии, прикованный к инвалидному креслу. На совещании в «Военной комнате» доктор Стрейнджлав с энтузиазмом рекомендует президенту собрать в подземных убежищах несколько сотен тысяч «лучших представителей человеческой расы», отобранных в пропорции «десять женщин на одного мужчину», чтобы они могли там беспрепятственно и усиленно размножаться, а через несколько десятилетий вернуться на очищенную от прочей жизни поверхность Земли.
Доктор чудесным образом встаёт с инвалидного кресла, делает пару шагов и радостно восклицает: «Мой фюрер, я могу ходить!». Прямой монтажной склейкой под лирическую песню времён Второй мировой войны «We'll Meet Again» (Мы снова встретимся) один за другим по всей планете взрываются ядерные заряды.
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю