В марте прошлого года «альтернативный авиационный журнал» Hush-Kit представил концепт перспективного истребителя F-36 Kingsnake. Этот гипотетический проект предлагал оптимальный облик и методики разработки нового самолета для ВВС США, способного заменить устаревающий F-16. Очевидно, что такой концепт не получит никакого развития и вряд ли ВВС обратят на него внимание. Однако некоторые идеи этого «проекта» представляют интерес и требуют тщательного изучения.
Инициатива со стороны
В начале прошлого года представители ВВС США рассказали, что в ближайшем будущем начнется разработка нового истребителя для замены имеющихся F-16. Эти заявления привлекли внимание – и, среди прочего, стали поводом для публикации в Hush-Kit. Журнал предложил свой вариант перспективного самолета под названием F-36 Kingsnake («Королевская змея»).Концепт F-36 прорабатывался силами редакции журнала с привлечением опытных британских авиастроителей. Одним из его авторов стал Стивен Макпарлин, специалист по аэродинамике, 22 года проработавший в RAE / DRA / DERA / QinetiQ. Также свой вклад внес участник разработки ряда боевых самолетов Джеймс Смит. Графические материалы по «проекту» выполнил художник Энди Годфри из Teasel Studio.Основная идея концепта заключается в ускорении разработки и строительства самолетов за счет разумного сокращения требований и отказа от чрезмерно смелых идей. Предлагались новые организационные решения, которые помогут избежать характерных трудностей последних проектов. Кроме того, был проработан общий технический облик такого самолета.Основные особенности и преимущества концепта F-36 описали на примере автомобилей. Существующий истребитель F-35 сравнили с суперкаром Ferrari, а F-22 – с более сложным и дорогим Bugatti Chiron. Однако ВВС США нуждаются в неком подобии Nissan 300ZX, и именно им должен стать Kingsnake, не столь дорогой, но эффективный.
Новые подходы
Характерной проблемой последних американских проектов было затягивание работ и рост стоимости. В связи с этим Hush-Kit предлагает несколько принципиальных нововведений организационного характера. Любопытно, что часть таких мер прямо отвергает сложившиеся принципы.В первую очередь, заказчик должен составить разумные тактико-технические требования с минимальным уровнем рисков, а также «заморозить» их и не пересматривать в течение года. Главный исполнитель проекта должен выбираться без конкурсной стадии; он получает право самостоятельно искать субподрядчиков. То же касается и разработки двигателя. Предполагается, что это позволит сэкономить время и не увеличит стоимость работ.Проект должен развиваться максимально быстро, чтобы вокруг него не начались политические спекуляции и не образовался пресловутый «казенный пирог» с сомнительными финансовыми процессами. За разработкой проекта должен следить специально назначенный «Царь луддитов» – технически грамотный и волевой человек, не склонный к карьеризму и неприятный в общении. Он должен пресекать попытки пересмотра технических требований в сторону усложнения и повышения рисков. Впрочем, не исключается дальнейшая модернизация за счет внедрения новых агрегатов и программного обеспечения.Самолет должен создаваться под наименее крупную производственную площадку, не располагающую сложными технологиями. Соответственно, в конструкции должны использоваться только доступные материалы и компоненты, не требующие длительной разработки и освоения.
Упрощенная конструкция
Концепт F-36 предлагает строительство многоцелевого самолета-истребителя схемы «бесхвостка». Его характерной особенностью является отказ от малозаметности как одной из главных целей проекта. Как следствие, поколение такого истребителя придется понизить до «5-». Тем не менее, ожидаемые выгоды полностью покрывают возможные потери такого рода.Предлагается самолет с выраженным фюзеляжем и дельтовидным крылом. Носовая часть взята у серийного F-16, а крыло напоминает плоскости экспериментального F-16XL. Дельтовидное крыло с ломаной передней кромкой должно улучшить аэродинамику и маневренность. У задней кромки крыла предусмотрены два киля с небольшим развалом наружу.В хвостовой части фюзеляжа поместили доработанный и упрощенный двигатель F119 от истребителя F-22. Также рассматривались двигатели от F-15EX и F-35, но их посчитали нецелесообразными. Модификация F119 позволит получить нужные характеристики и ускорить работы. В частности, самолет сможет развивать скорость до 1,4 М без использования форсажа. Подключение форсажной камеры позволит разогнаться до 1,8-2 М.
В носовой части самолета должны стоять РЛС AN/APG-83 с АФАР и оптико-локационная станция. Рабочее место единственного пилота организуется по принципу «стеклянной кабины». При этом используются индикатор лобового стекла и унифицированная нашлемная система индикации. Такой состав аппаратуры будет проще и дешевле, чем на нынешнем F-35.Авторы проекта посчитали, что F-36 нуждается во встроенной пушке. Изделие M61 Vulcan поместили в правом наплыве крыла. Ракетное вооружение будет включать современные и перспективные образцы разных типов, в т.ч. изделия большой дальности. Не исключается работа по наземным целям при помощи ракет и бомб. Для оружия могут предназначаться внутренние отсеки и пилоны под крылом.
Перспективы и проблемы
Авторов концепта F-36 Kingsnake не ограничивали реальное тактико-техническое задание и утвержденный порядок разработки проектов. В связи с этим они выступили с достаточно интересными идеями во всех основных сферах, и эти предложения стоит рассмотреть подробнее.Главная идея гипотетического проекта заключается в максимальном упрощении организации, разработки и конструкции. Это позволит сэкономить время и сократить затраты, однако ограничит достижимый уровень характеристик. По сути, на смену истребителю поколения «4+» предлагается машина класса «5-», но зато ее не придется долго ждать.Предложен оригинальный подход к разработке и реализации проекта. Он исключает традиционную конкурсную часть, которая может занимать несколько лет. Кроме того, предусматривается «заморозка» технических требований – они не должны пересматриваться во время проектирования, т.к. за корректировкой задания всегда следует переработка проекта и выход за установленные финансовые и временные рамки. Любопытно предложение о «Царе луддитов», который будет защищать проект от переусложнения и сопутствующих рисков.Курс на упрощение сказался на конструкции самолета F-36. В ее основе лежат наработки по существующей и экспериментальной технике, а также готовые или незначительно измененные агрегаты. Временные и финансовые выгоды такой конструкции очевидны. При этом, как показывают предварительные расчеты, правильный выбор узлов и агрегатов позволяет получить высокий уровень характеристик без проведения дополнительных проектов.
Несмотря на все меры по упрощению, существует принципиальная возможность оснащения Kingsnake самой современной авионикой, определяющей его боевые качества. То же касается и вооружений: истребитель получит старую пушку, а вместе с ней ракеты разных моделей, включая пока не существующие.Впрочем, концепт от Hush-Kit имеет ряд серьезных проблем, которые фактически исключают его дальнейшее развитие. В первую очередь, это его происхождение. ВВС США пока не заказывали разработку замены для F-16, а предложенный F-36 является «инициативной разработкой». Более того, этот «проект» выполнен не авиастроительной компанией, а группой профильных журналистов и специалистов. Очевидно, что такой концепт не представляет реального интереса для Пентагона.Предложенные методы разработки связаны с определенными выгодами. Но они требуют полностью перестроить существующую систему оборонных заказов и сопутствующих процессов. Такие предложения точно не устроят военное ведомство. Так, руководящие документы предусматривают проведение конкурсного этапа разработки и устанавливают другие аспекты создания новой техники. Маловероятно, что эти принципы перестроят ради возможной экономии денег и времени, а также при риске возникновения новых проблем организационного или коррупционного характера.ВВС США намерены развивать 5 поколение истребителей и уже работают над следующим 6-м. Предложение о снижении поколения вряд ли найдет у них понимание. При этом следует учесть, что реальная замена для F-16 появится только к началу тридцатых годов, и к этому времени истребитель F-36 поколения «5-» попросту морально устареет. Этот факт предсказуемо скажется на мнении заказчика.Кроме того, нетрудно заметить, что F-36 не имеет принципиальных преимуществ перед F-16. Речь идет только о росте отдельных характеристик и появлении некоторых новых возможностей. Технологический прорыв, подобный разнице между F-16 и F-35, не предвидится. Это очевидным образом снижает гипотетическую ценность Kingsnake для заказчика.
Гипотетическое авиастроение
Очевидно, что концепт истребителя F-36 Kingsnake от журнала Hush-Kit и британских авиастроителей так и останется на уровне общих идей и теоретических предложений. По целому ряду причин, он не имеет шансов на практическую реализацию. Более того, ВВС США могут даже не заметить его, как и массу других журнальных «прожектов».Впрочем, в профильных отделах Пентагона, в смежных организациях и в авиастроительных компаниях уже идет проработка аналогичных идей и концепций. В следующем году ВВС собираются запустить разработку перспективной замены для F-16, и необходимо прорабатывать облик такой машины, а также составлять тактико-технические требования. Пока нельзя исключать, что в итоге ВВС потребуют некое подобие «бумажного» F-36, но этот вопрос прояснится только в будущем.