ни один ветер не будет попутным".
Сенека, древнеримский мудрец.
Статус глобализма, как этапа, предопределился ростом доли производства и капитала государственной собственности в экономике страны на путях развития империалистической стадии периода ведения хозяйства финансовым капиталом на принципе планирования рынка.
В публикации «Глобализм «новой» стадией быть не может» (Politikus.ru, 13.10.18г) наглядно доказано, что империализм, как последняя стадия капиталистической социально-экономической формации научно обоснован, а для всех «новых» и «новейших» стадий теоретических доказательств нет: не найден закон экономического и политического развития и не обоснован «новый» субъект ведения хозяйства. В статье подчеркнуто, что короткое и полное определения явления империализма, выведены из материала начального периода: выделенные классиком основные признаки, являются доказательством существования явления монополистического капитализма от его зарождения до гибели включительно. Статья демонстрирует, что из материала популярного очерка «Империализм, как высшая стадия капитализма» классиком выведено и определение начального периода явления с указанием принципа ведения хозяйства финансовым капиталом (В.И.Ленин, ПСС, т.27, с.321).
Империализм является особой стадий капитализма, и эта «особость» есть возможность перехода от капитализма к социализму на всех этапах империализма: «Социализм есть не что иное, как государственно - капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией» (ПСС, т.34, с.192). Диалектика империализма выражена через корни явления: экономический закон концентрации производства и капитала обеспечивает рост незаметных и скрытых изменений количества к той величине, при достижении которой количество скачкообразно превращается в качество – финансовый капитал переходит на принцип ведения хозяйства, отвечающий новому качеству.
Примечание. Принцип ведения хозяйства – есть необходимые, устойчивые причинно – обусловленные связи экономического явления в процессе производства, распределения и обмена материальных благ. На стадии крупной промышленности субъектом ведения хозяйства выступал промышленный капитал, а на стадии империализма – капитал финансовый. Смена принципа ведения хозяйства финансовым капиталом, как изменения в экономическом базисе, вызывает необходимость перестройки всей громоздкой надстройки и таким образом отвечает на изменения внешней среды. Последовательная смена принципа ведения хозяйства финансовым капиталом, предоставляет простор явлению для реализации всех заложенных в ней производительных сил.
В этой статье нам предстоит рассмотреть материал этапа глобализма империалистической стадии – третьего и последнего этапа находящегося на той ступеньке лестницы, на которой финансовый капитал ведет хозяйство на принципе планирования и управления экономики государством - и поэтому между этой ступенькой и ступенькой простого социализма следующей формации промежуточных ступенек попросту нет. Этот этап отмечен в истории развития земной цивилизации особенностью: советское общество, не прошло вакцинации против глобализма, как новейшего империализма и социализм СССР, преданный его политической и экономической элитами, ушел с политической карты мира, так и не поняв экономических корней своего противника и не осознал его сущности.
Статус глобализма, как этапа, предопределился ростом доли производства и капитала государственной собственности в экономике страны на путях развития империалистической стадии периода ведения хозяйства финансовым капиталом на принципе планирования рынка. Великая Октябрьская социалистическая революция предопределила путь дальнейшего развития капитализма в условиях его общего кризиса. А в условиях кризиса, всегда и во все времена, объективно усиливались государственные регуляторы. Это в-первых. Во-вторых, серьезным испытанием для империализма явился мировой экономический кризис 29-33г.г. ХХ столетия который, наложившись на кризисы экономической системы и не соответствия принципа ведения хозяйства уровню концентрации производства, поставил капиталистические страны на грань хозяйственной катастрофы и от которой «спасен переводом экономики на принцип плановости» (д. э. н. профессор Н. Сачко, «Кузбасс», 19.06.93г).
Каждая страна искала свой путь выхода из кризиса. В США, к примеру, государство воздействовало («Новый курс» Рузвельта) на банки и концерны, на кредитную систему. В Италии фашистским правительством была создана система государственного участия в основных отраслях промышленности и крупных банках. В нацистской Германии государство милитаризировало экономику, усилило контроль над хозяйством, принудительно ввело картелирование. Милитаризация ограничила производство товаров народного потребления, а рыночную систему распределения дефицитных сырья, материалов и оборудования заменили централизованной. Государства развили принцип планирования рынка, как форму ведения хозяйства в период подготовки и ведения Второй мировой войны, до его апогея: крупные правительственные вложения капитала в промышленность, передача частным монополиям права на эксплуатацию государственных предприятий, предоставление займов, налоговые льготы монополистам, привели к переплетению государственного аппарата с монополистическими группами буржуазии. Сам этап глобализма, его принцип ведения хозяйства, есть ничто иное как отражение приспособления капитализма к условиям действия трех основных послевоенных факторов: становления мировой системы социализма (кто — кого), распада колониальной системы, бурного развития научно-технической революции с ее магистральным ручьем научно-техническим прогрессом.
А нельзя ли показать время начала скачка - превращения количества в качество – начало перехода финансового капитала на принцип планирования и управления экономики государством? В информационной публикации «Беды – от тупоумия в экономике» коллектив профессоров М. Друкованный, О. Ливинский, В.Федоренко и Е.Шилов отмечают: «Главным рыночным механизмом управления экономикой развитых стран (страны «золотого миллиарда» - В.Т.) является ценообразование. Каждая из них имеет единый механизм, Он охватывает все виды деятельности – сельское хозяйство, промышленность, бытовое обслуживание, торговлю, банки и др. Эти правила обязательные для всех форм собственности». И далее: «В Австрии регулирование цен было начато в 1945году и откорректировано в 1988году. Государственное регулирование цен разрабатывается и проводится специальной комиссией, в составе канцлера и трех министров. Заседание проводится ежемесячно, вносятся необходимые изменения и дополнения».
Примечание. Начало функционирования глобализма отмечено З.Бжезинским: «Начиная с 1945года, Соединенные Штаты вместе с нашими союзниками постоянно предпринимают усилия ради создания международной среды, более благоприятной с точки зрения наших ценностей, наших интересов и нашего будущего» (Бонн, октябрь 1977г). Резонно полагать явление глобализма, сформировавшимся, которому предстояло «достижения отдаленной и трудной цели – придания определенной формы миру, который внезапно пробудился в политическом отношении и стал беспокойным в социальном плане» (З. Бжезинский, Бонн, октябрь 1977г), после основания Бильдербергского клуба в 1954году из представителей финансового капитала (США, Канада), контролирующих свыше 30 % мировых богатств. Часть членов БК в 1971 году обосновали Трехстороннюю комиссию, в которую вошли финансовые олигархи, контролирующие 60% мировых богатств, всех стран «золотого миллиарда» с доминированием в ней англосаксов.
Каждая страна Запада имеет свой перечень отраслей, для которых государство регулирует цены. В США государственное регулирование ведется по 70 отраслям экономики. Наиболее совершенный механизм регулирования цен создан в Японии: регулирование цен ведется государством по 200 отраслям (на начало 21 века). Посмотрим, какими экономическими законами руководствуется государство (это может быть комиссия в составе руководителя правительства и министров-экономистов) при регулировании цен:
– законом стоимости. Это основной закон, а по нему, цена товара (превращенная форма стоимости) состоит их стоимости сырья, амортизации машин, стоимости рабочей силы и прибыли, в которой заинтересованы все, за исключением рабочего: собственник, государство, бюджет, пенсионный фонд и др. Закон регулирует пропорции общественного производства, стимулирует развитие экономических ресурсов, обуславливает обогащение одних и разорение других;
– закон ограничения нормы прибыли. Норма прибыли есть процентное отношение прибыли к авансированной стоимости на изготовление товара. Для Европы максимальная норма прибыли не может быть выше 21 процента. В 2011 году средняя норма прибыли в торговле составила 15 процентов;
– закон научно-технического прогресса. Эффективно использовался в Японии и Германии. Суть использования: через каждые несколько лет снижается потолок нормы прибыли, что стимулирует производство к выпуску новой более качественной и более совершенной продукции;
– закон нормы эксплуатации. Закон регулирует уровень заработной платы в стране. Отклонение от установленной нормы в ту или иную сторону есть признаком банкротства. Закон регулирует ценообразование относительно других стран. К примеру в 1988 году наметилось отставание промышленности США от Японии в области научно-технического прогресса. Сенат США незамедлительно поднял почасовую зарплату с 3,37 долл. до 5,34 долл. Доля зарплаты в стоимости товара выросла до 70 процентов, а уровень эксплуатации снизился к 0,2. Это потребовало от производственников внедрять новейшие технологии и соответственно поднять уровень конкурентоспособности. Сегодня доля зарплаты в себестоимости продукции стран Запада равна 58 – 75%, РФ – 20-25%, Украина – 6%;
– закон приватизации, закон эффективного использования основных фондов. Интересный закон, к примеру, в использовании земель. В США 30% земель передано сельскохозяйственным ассоциациям, 40 – обрабатывают кооперативы и только 30 – фермеры. На 100 долл. основных фондов выработано продукции: фермеры – 15 долл., кооперативы – 19, ассоциации – 37 долл. Комментировать излишне.
Как правило в каждой стране «золотого миллиарда» государством регулируется таможенная политика, в зависимости от состояния мировой экономики и состояния своей.
На позаимствованное у социализма планирование, названного директивным, сегодня повесили всех собак. К планированию же, названному индикативным, для надобности рынка, имеется разные подходы:
– первый подход представляет собой макроэкономическое планирование, основанное на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании государственного сектора. Это формирование параметров-индикаторов и системы мер государственного воздействия на социальные экономические процессы с целью их достижения (КНР). Китайцы считают планирование индикативным, но специалисты сомневаются, к тому же Китай не является страной Запада;
– второй подход основан на том, что государство разрабатывает планы экономического развития всего народного хозяйства, включая частный сектор, устанавливает конкретные хозяйственные программы, включая макроэкономические параметры, и обеспеченные ресурсами структурные показатели (Япония);
– третий подход включает в себя ориентирующие показатели – контрольные цифры, имеющие информационное значение для предприятий, отраслей и регионов, а также директивные показатели в форме государственных заказов и экономических регуляторов, включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы (большинство стран);
– четвертый подход предполагает согласование параметров деятельности центральных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них своих планов (Франция).
В настоящее время выделяют три модели госсектора: западноевропейская (Португалия, Франция и другие страны), североамериканская (США, Канада) и азиатская (Япония). Западноевропейская модель щедро финансируется и поэтому высоко эффективна. Североамериканской модели свойственно недофинансирование, низкая эффективность, недоразвитость. Обеим моделям присуща четкая грань между частным бизнесом и государством. Для азиатской модели государство оказывает существенную финансовую и организационную поддержку, но сам госсектор небольшой, а грань между бизнесами мало различима.
Таким образом:
- разные подходы к планированию, размытость моделей государственных секторов экономики и существенный разброс их долей в хозяйстве стран «золотого миллиарда»;
- конкурентная борьба между секторами экономики разных форм собственности и между самими странами Запада;
- разный уровень социальной защищенности населения стран ядра (созданной ему за социальный мир и право буржуазии выступать от его имени), скрадывают перераспределение, созданного прибавочного продукта третьим миром, в интересах буржуазии стран «золотого миллиарда».
Владимир Троян
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас