Главная » 2022 » Февраль » 25
23:01

Глубокая модернизация: из «Раптора» в «Супер Раптор»

Глубокая модернизация: из «Раптора» в «Супер Раптор»

F-22 самолет парадоксальный. Введенный в эксплантацию еще в 2005 году, он и сейчас по сумме возможностей остается мощнейшим оружием завоевания господства в воздухе. Вместе с тем это в какой-то мере «неудачник». Ему «посчастливилось» родиться на свет в переходный период: когда одна холодная война завершилась, а другая еще не успела стартовать. Как итог – вместо сотен F-22, которые должны были заменить F-15 Eagle, построили только 187 серийных экземпляров. На сегодня производство «Рапторов» завершено. И хотя в СМИ фигурировали данные о возможном возобновлении постройки новых самолетов, можно с полной уверенностью говорить, что этого не произойдет. У американцев и так масса всевозможных военных программ, которые стоят сотни миллиардов долларов. При этом даже произведенные истребители могли в обозримом будущем уйти в небытие в связи с планами американцев резко сократить количество типов истребителей

Оставить нельзя отказаться

в составе Военно-воздушных сил.

«Я намерен сократить их количество до четырех. Важно понять, насколько сочетание самолетов будет правильным. F-22 будет заменен на истребитель Next Generation Air Dominance (NGAD), который будет летать вместе с F-35. В строю будут находиться F-15EX и F-16»,

– заявил не так давно начальник штаба Военно-воздушных сил генерал Чарльз Браун. Называли разные сроки отказа от «Раптора», однако, очевидно, это не самая близкая перспектива. Да и планы всегда можно пересмотреть.

Модернизация без модернизации

Лучшим свидетельством этого можно считать озвученные недавно планы провести глубокую модернизацию F-22. Усилия в этом направлении предпринимались и раньше. 5 ноября 2021 года Военно-воздушные силы США и компания Lockheed Martin подписали соглашение на модернизацию всего парка «Рапторов». Речь шла про обновление БРЭО и программного обеспечения, доработку планера и общесамолетных систем, а также замену радиопоглащающего покрытия. А еще раньше, в 2006 году, запустили программу «структурных» улучшений, касающихся увеличения срока эксплуатации истребителя.

Однако, несмотря на все эти начинания, самолет так и остался с ограниченными возможностями. В частности, F-22 не способен эффективно поражать движущиеся наземные цели. Истребитель может брать до восьми миниатюрных авиабомб GBU-39 (Small Diameter Bomb). Это весьма современное оружие с дальностью полета после отделения от носителя более 100 километров, однако оно способно поражать лишь стационарные объекты с заранее известными координатами. Самолет также не имеет оптико-локационной станции, позволяющей обнаруживать неприятеля в небе на большой дистанции, без включения РЛС.

F-22 с плюсом

Таким образом, потребность в модернизации назрела давно, и сейчас США как никогда близки к ее реализации. Один из пунктов в документе, недавно выпущенном в рамках программы Small Business Innovation Research (SBIR), призывает предоставить материалы, которые связаны с установкой оптико-электронной системы (IRST), которая позволит обнаруживать воздушные цели в инфракрасном диапазоне и сопровождать их. Кроме того, самолет должен получить системы, которые позволяли бы летчикам обмениваться данными с БПЛА и взаимодействовать с ними.Примечательно, что установку датчика IRST изначально рассматривали как опцию в программе Advanced Tactical Fighter (ATF), в рамках которой создали F-22. Однако его не получил ни серийный самолет, ни даже его демонстратор YF-22. Причина – желание сэкономить ресурсы.

Глубокая модернизация: из «Раптора» в «Супер Раптор»

В теории установка IRST даст самолету принципиально новые возможности, так как теперь истребитель сможет выявлять воздушные цели, не опасаясь быть демаскированным при включении РЛС. Его радиолокационная станция AN/APG-77 может работать в режиме низкой вероятности перехвата (LPI), что снижает вероятность быть обнаруженным станцией предупреждения об облучении (СПО). Однако, как это будет работать на практике с учетом наличия у России и Китая новых СПО, сказать тяжело. Иными словами, IRST сделает F-22 еще менее заметным для противника. При этом его ни в коей мере нельзя рассматривать как альтернативу бортовой РЛС, хотя бы лишь в силу ограниченной дальности обнаружения. Проще говоря, радиолокационная станция была, есть и будет главным способом обнаружения воздушных целей.

Трудности перехода

Планируемая модернизация F-22 несет в себе технические риски. Если допустить, что датчик IRST размесят в подвесном контейнере, как можно видеть на примере F/A-18 Super Hornet Block III, то такой шаг нарушит тщательно выверенную малозаметность истребителя. Возможно, американцы выберут вариант со встроенной системой, однако здесь возникает сразу несколько проблем. Во-первых, неизвестно, имеется ли вообще сейчас такая техническая возможность. Во-вторых, подобный шаг непременно скажется на цене модернизации, увеличив ее, по всей вероятности, в разы (что, впрочем, с учетом военного бюджета американцев едва ли критично). Примечательно, что принадлежащий 411-й испытательной эскадрилье F-22 недавно заметили с новыми подвесными контейнерами неизвестного типа.

Их размеры позволяют делать самые разные предположения, и далеко не факт, что речь идет о новой оптико-электронной системе. Более вероятно, что перед нами некие средства радиоэлектронной борьбы. Отдаленно контейнеры напоминают станцию радиоэлектронной борьбы EL/M-8222 от израильской Elta – дочерней компании Israel Aerospace Industries. Впрочем, какие-то конкретные выводы делать преждевременно. Итак, можно выделить несколько направлений модернизации F-22. Это:– продление ресурса;– обновление БРЭО;– интеграция в состав вооружения новых управляемых бомб и ракет.В последнем случае речь идет, прежде всего, о бомбах GBU-53/B StormBreaker, имеющих дальность после отделения от носителя около 100 километров и способных поражать подвижные цели. Такое оружие превратит F-22 в полноценный истребитель-бомбардировщик.

Несомненно, обновится и его вооружение класса «воздух-воздух». Скорее всего, в ближайшие десять лет Штаты откажутся от знаменитой средней дальности AIM-120 AMRAAM: несмотря на все улучшения, это довольно старая ракета, которая постепенно устаревает. Другой вопрос, что будет вместо нее? Пока что на него сложно ответить, однако в прошлом году Boeing показала на конференции Air, Space & Cyber Conference концепт двухступенчатой ракеты LRAAM (Long-Range Air-to-Air Missile).

По сравнению с AMRAAM и российской Р-77 она должна будет иметь более высокую скорость, дальность полета и лучшую маневренность на конечном участке. Впрочем, пока что этот проект находится на ранней стадии, а кроме того, у американцев есть альтернативные варианты.



Источник

Просмотров: 405 | Добавил: Dmitrij | Глубокая модернизация: из «Раптора» в «Супер Раптор» | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 1
avatar

0
1
наверняка, в чертежах уж есть истребитель шестого поколения. Технологии развиваются.
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх