США всегда плеснут бензинчика в костёр, если почувствуют хоть легкий запашок какой-то материальной или политической выгоды. А уж если дело касается такой страны, как Ливан – тут вообще никаких вопросов и сомнений быть не может. Даже несмотря на то, что столица Ливана Бейрут буквально пару дней назад пережила настоящую катастрофу, а тела многочисленных погибших горожан ещё не извлечены из-под руин зданий. Вполне возможно, что там могут быть и живые люди. Для США такая ситуация даже предпочтительнее, они отлично умеют ловить рыбку в самой мутной воде. И в воде самой кровавой.
Наверное, очень многим, по крайней мере тем, кто более-менее знаком с Ближним Востоком, известно, что Ливан — страна крайне сложная. Она – буквально канатоходец, с огромным трудом балансирующая над огромной пропастью. Страна, которая пережила не одну разрушительную гражданскую войну, иностранные вторжения, страшные военные преступления на своей территории. И конечно же – это очень лакомый кусочек на берегу Средиземного моря. Лакомый, в первую очередь, геополитически. Наверное, Ливан можно считать некими вратами на Ближний Восток. И от контроля над ними во многом зависит то, что будет происходить во всём регионе – мир, или хаос.
Внутриполитические проблемы в Ливане не есть что-то необычное. Это рутина, обыденность. Решить эту задачку хотели с самого момента обретения Ливаном независимости, предоставив три высших политических поста в стране представителям трёх самых крупных конфессий – христианам, мусульманам-шиитам и мусульманам-суннитам. Но это равновесие получилось очень хрупким, причём, не без помощи извне. Ливан очень важен для многих стран. Повторюсь – но это на самом деле геополитическая жемчужина. Там пересекаются интересы Израиля, США, Турции, Франции, Сирии и Ирана. И это только крупные, очень значимые игроки. Само собой, в стороне не остаются и монархии Персидского залива.
4 августа 2020 года в порту Бейрута взорвался склад, буквально набитый аммиачной селитрой. Это вещество используется как в качестве удобрения, так и при производстве взрывчатых веществ. Собственно, и без дополнительных операций — это уже готовая и очень опасная взрывчатка. Как она оказалось в порту и каковы были условия хранения – вопрос отдельный. Пусть в этом разбирается следствие. Взрыв был по-настоящему страшным. Наверное, его можно было бы сравнить по мощности со сверхмалым ядерным боеприпасом, но разумеется без радиации и мощнейшего теплового излучения. Сам порт превратился в поле, усыпанное обломками. Прилегающие к порту районы города пострадали очень сильно. Что-то разрушено очень сильно, где-то обрушились фасады, всё усыпано пылью, битым стеклом, покорёженным металлом. Стёкла в домах вылетали буквально на противоположной окраине города. Число погибших точно никто не назовёт, но оно может быть много больше, чем известно сейчас.
Казалось бы, весь народ Ливана должен сейчас объединиться, забыть, хотя бы на время, все разногласия. По крайней мере до тех пор, пока из-под руин не будет извлечено последнее тело. Но, нет.
Сразу же начинаются политические игры, переходящие в полное безумие. Этому способствуют и различные теории заговора, и конечно же то, что многие горожане потеряли буквально всё. Представители многих стран обещают помощь, но помимо этого, я уверен, активно работает и их агентура, цель которой взорвать страну изнутри. В первую очередь, это конечно же США. Госдеп открытым текстом поддерживает «мирные протесты», в ходе которых, и без того в разрушенном городе, громятся правительственные здания. У США свой огромный интерес – противостояние с Ираном, который имеет в Ливане очень большое влияние из-за наличия большой шиитской общины.
Само собой, активна и Турция. Эрдоган обещает отстроить полностью новый порт, но разумеется, это обратит Ливан в полнейшую зависимость от Турции, для которой Ливан является фантомной болью как бывшая часть Османской Империи. Израильтяне тоже не сидят сложа руки. В сложившейся ситуации они, как и США, видят шанс нанести удар по Ирану, в первую очередь по влиятельной ливанской «Хезболле». Наверняка, есть какие-то интересы и у Франции.
Все эти страны с одной стороны соболезнуют и предлагают свою помощь, а с другой — делают всё, чтобы накалить внутриполитическую ситуацию в Ливане до предела. И им совершенно до лампочки, что результатом такого накала может стать очередная кровавя гражданская война, которая унесёт, возможно, десятки тысяч жизней и ввергнет Ливан в новое средневековье. Всё, что происходит сейчас в Ливане очень похоже на пир падальщиков, которые вырывают куски мяса из беспомощного тела, которое, между прочим, ещё дышит.
Скорее всего, взрыв в порту Бейрута был трагической случайностью и его последствия, хоть с огромным трудом, но можно было преодолеть. Бейрут разрушали не один раз, и он всегда воскресал. Но неизвестно, что будет сейчас. Возможно последствия этого взрыва, будут для Ливана куда страшнее и губительнее, чем он сам.+