Один из самых знаменитых адмиралов мировой истории родился 29 сентября 1758 года в Бёрнем-Торп – небольшой деревушке, расположенной в графстве Норфолк. Любопытно, что знаменитый линейный корабль Victory, на борту которого погибнет герой нашей статьи, лишь немного младше его – он был заложен в Чатаме 23 июля 1759 года и спущен на воду в 1765-м. Это судно оставалось в строю до 1812 года, а потом встало на «вечную стоянку» в городе Портсмут:
Схема линейного корабля Victory:Три поколения мужчин семьи Нельсона были священниками (в англиканской Церкви браки священнослужителям разрешены). Позже духовную карьеру избрал и брат Горацио – Уильям. Будущий адмирал рос довольно тщедушным и болезненным ребенком, к тому же после начала службы на флоте выяснилось, что при сильной качке он подвержен морской болезни (как и Джеймс Кук). В характеристике, данной потом служащими адмиралтейства, о Нельсоне будет сказано:
«Смел, предприимчив, прекрасно управляет судном; слабое здоровье, но на службе это не отражается.»
В возрасте 12 лет мальчик проявил характер. Прервав обучение в частной школе Норвича, поступил юнгой на корабль «Резонабль», капитаном которого был Морис Саклинг – дядя нашего героя. Родственник от такого «приобретения» был не в восторге, история сохранила слова, сказанные им о племяннике:
Начало карьеры военного моряка
«Чем провинился бедный Горацио, что именно ему, самому хрупкому из всех, придётся нести морскую службу? Но пусть приезжает. Может, в первом же бою пушечное ядро снесёт ему голову и избавит от всех забот.»
Однако тяга юного Нельсона к морю была так велика, что он попросил перевести его на линейный корабль «Триумф», который отправлялся в далёкую Вест-Индию. Об этом плавании он потом говорил, что приобрел в нем «много практических навыков и отвращение к Королевскому флоту». Условия морской службы на британских кораблях, действительно, были поистине каторжными, неудивительно что многие члены команд тогда вербовались насильно (с 1664 года процесс принудительной вербовки был утверждён на законодательном уровне) и количество дезертиров достигало 25 %. Познав на себе все «прелести службы», Нельсон, будучи очень строгим командиром, всегда старался как-то улучшить условия службы матросов своих кораблей. В отличие от многих капитанов и адмиралов, он даже не гнушался вступать в неформальные разговоры с ними. Летом 1773 года 14-летний Нельсон под командой капитана Фиппса отправился уже в Арктику. Целью этой экспедиции были поиски северного прохода из Атлантического океана в Тихий. Поход оказался неудачным, в Баффиновом море корабль вмерз в лёд и с трудом сумел вернуться обратно. А в ноябре того же года неугомонный юноша на 20-пушечном фрегате Seahorse («Морской конёк») отправился в Индию. Во время этого плавания он получил звание матроса 1-го класса. В 1775 году Нельсон серьезно заболел какой-то тропической лихорадкой, был списан с корабля и на судне «Дельфин» отправлен в Англию. Позже вспоминал, что во время этого путешествия в горячечном бреду видел «свет, нисходивший с неба, зовущий к славе и триумфу». За время плавания, которое продолжалось 6 месяцев, он выздоровел и снова поступил на службу.
Морской офицер Горацио Нельсон
Весной 1777 года Нельсон, которому ещё не исполнилось 19 лет, сдал экзамен на первый офицерский чин, став лейтенантом королевского флота. Недоброжелатели говорили, что сделал он это не без помощи своего родственника – Мориса Саклинга, который по счастливой случайности занимал тогда пост председателя экзаменационной комиссии. Но вряд ли эта протекция сыграла решающую роль. Ведь Нельсон к этому времени, не будучи офицером, уже занимал должность вахтенного начальника корабля «Вустер». Получив назначение на 32-пушечный фрегат «Ловестов», Нельсон отправился на Карибы, где его корабль патрулировал торговые пути, защищая британские торговые суда от пиратов и каперов. У начальства был на хорошем счету и 8 декабря 1778 года получил звание коммандера с назначением на должность капитана брига «Беджер». В том же году благодаря оперативным действиям Нельсона и экипажа этого корабля были спасены моряки загоревшегося брига «Глазго». А в июне следующего 1779 г., после гибели капитана фрегата «Хинчинбрук» именно Нельсон стал командиром этого весьма серьезного 28-пушечного корабля (самым молодым капитаном судна такого ранга во всем британском военном флоте). Кстати, именно Нельсон первым назвал фрегаты «глазами флота». На новой должности Нельсон действовал вполне успешно: уже летом этого года его подчинённые захватили испанский форт Сан-Хуан (на территории современного Никарагуа). Затем Нельсон выполнял обязанности командира форта «Чарльз» в знаменитом Порт-Ройале (Ямайка) и осенью 1779 г. получил звание капитана первого ранга. Форт Чарльз, Ямайка, пригород Кингстона:
В 1780-м снова воевал на суше против испанцев – на границе современных государств Коста-Рика и Никарагуа, но особых успехов не добился. Здесь он заразился дизентерией и потому не смог принять под командование линейный корабль «Янус». Полностью оправиться от болезни ему удалось лишь к весне 1781 года. Получив назначение на 28-пушечный фрегат «Албемарль», Нельсон вначале сопровождал торговые суда в Северном море, а затем был отправлен к берегам Северной Америки, где началась война с мятежными колонистами. Боевого флота у восставших колоний практически не было, так что Нельсону пришлось ограничиться перехватом американских торговых кораблей. Здесь Нельсону удалось близко познакомиться с принцем Уильямом (в будущем, с 1830 г. – король Вильгельм IV) и адмиралом Сэмюэлем Худом. В Лондон он вернулся в 1783 году и даже был представлен при Дворе. На некоторое время Нельсон тогда отошёл от морских дел: посетил Францию, попытался избраться в парламент. Наконец, снова получил командование военным кораблем – фрегатом «Бореус», который вошёл в эскадру его знакомого – адмирала Худа. Вернувшись в Вест-Индию, Нельсон прославился непримиримой борьбой с контрабандистами и нажил немало врагов, в том числе – в руководстве Вест-Индской компании. Тогда же, в 1787 году, он женился на молодой вдове Фанни Нисбет, племяннице богатого антильского плантатора. Несмотря на заступничество принца Уильяма, из-за конфликта с Вест-Индской компанией Нельсон, в конце концов, был отозван в Англию и отправлен в отставку с половинным жалованьем. Более 5 лет он находился на берегу, и на службу вернулся лишь 26 января 1793 года – благодаря протекции лорда Худа, который собирал эскадру для действий в Средиземном море. Нельсону было доверено командование 64-пушечным линейным кораблем «Агамемнон». Буквально через несколько дней, 1 февраля того же года, Французская республика объявила войну Англии и Голландии. Эскадра Худа отправилась к Тулону, где к ней скоро присоединились испанские корабли. Этот город был сдан Худу местными роялистами. Солдат для удержания крепости было мало, и потому Худ отправил Нельсона на переговоры с союзниками – в Сардинию и Неаполь. Там он должен был договориться о выделении дополнительных сухопутных войск. Именно тогда наш герой и увидел впервые Эмму Гамильтон.
Леди Гамильтон
Эмма Лайон родилась в английской провинции Чешир 26 апреля 1765 года. Отец девочки то ли умер, то ли бросил семью, и потому мать и дочь сильно нуждались. Уже в 6 лет девочке приходилось на тележке, запряжённой ослом, развозить уголь по домам соседей. В 10-летнем возрасте она устроилась нянькой в дом местного врача. Затем работала служанкой в трактире и продавщицей в лондонском ювелирном магазине. Зарабатывать Эмме удавалось буквально лишь на хлеб с водой. Между тем, с детских лет она обращала на себя внимание выдающейся красотой и, казалось, что, учитывая обстоятельства, рано или поздно, окажется в каком-нибудь из многочисленных лондонских борделей. По утверждению самой Эммы, девственность она потеряла, решив заступиться за земляка, насильно «завербованного» в королевский флот – заплатила за его свободу невинностью. После этого один любовник у нее начинает сменяться другим, заканчивается все беременностью. Оставив ребенка матери, 17-летняя Эмма решила начать новую жизнь и даже сменила имя, став Эмили Харт. Она согласилась стать содержанкой молодого аристократа Чарльза Гревилла, который увез ее в свое загородное поместье. Здесь на протяжении трёх лет он играл в профессора Хиггинса из написанной в 1912 году пьесы Б. Шоу «Пигмалион». Девушку стали обучать хорошим манерам, рисованию, музыке, иностранным языкам. Известный художник Джордж Ромни написал несколько ее портретов.Будущая леди Гамильтон с ролью Элизы Дулиттл справилась превосходно и, похоже, даже полюбила своего «учителя». Правда, она была все же не женой, а любовницей молодого аристократа, и потому перед его гостями часто изображала «живые картины» эротического содержания, но, похоже, нисколько не комплексовала по этому поводу. Наконец, отец сэра Чарльза потребовал, чтобы тот женился на «достойной» (и весьма богатой) девице из «хорошей семьи». И Гревилл решил передать содержанку родственнику – лорду Уильяму Гамильтону, который занимал пост британского посланника в королевстве Обеих Сицилий, а также был известным коллекционером предметов античности. В 1774 году в Италии Гамильтон оказал большую услугу Алексею Орлову: через своего коллегу Джона Дика (посланник в Ливорно) он известил «охотника» Екатерины II о местонахождении авантюристки, которая вошла в историю под именем «княжны Таракановой». Будучи в Лондоне, сэр Гамильтон заехал в поместье племянника и познакомился с его пассией. Эмма произвела на него очень хорошее впечатление – и внешними данными, и умением вести светскую беседу, умело поддерживая разговор практически на любую тему – три года обучения дали свои плоды. Гамильтон решил перекупить у племянника уже не нужную тому девицу. Тот нисколько не возражал, поскольку у него накопились большие долги, которые согласился оплатить Гамильтон. Джентльмены ударили по рукам, и в 1786 году 21-летняя Эмма отправилась «погостить» в Неаполь. Оттуда она писала жалобные письма Гревиллу, пока не поняла, что стала не нужна прежнему «хозяину». Но быть простой содержанкой 56-летнего «старика» она не желала и отправила Чарльзу послание с последним предупреждением:
«Если Вы доведёте меня до крайности, я женю лорда Гамильтона на себе. Я не буду любовницей, я буду женой. Вы не знаете всей моей власти здесь.»
Убедившись, что Гревилл окончательно отказался от нее, она действительно вышла за Гамильтона замуж. В это время ей было 26 лет, Гамильтону – 61. Свадьба состоялась 6 сентября 1791 года в Лондоне. Известие об этом браке шокировало все лондонское высшее общество. Распространялась эпиграмма:
О рыцарь неаполитанский, правда ль то,
Что, бросив галерею, где хранил
Ты мраморных и бронзовых богов,
Женился на богине, но живой?
Запри чертог на хитрых сто замков
Из опасенья, что красавица твоя
Уйдет бродить — вот так, из баловства.
И если вдруг, хватившись божества,
Ты бросишься на поиски во храм,
Не удивляйся, если ты ее найдешь –
Как следует пошарив по кустам.
Знаменитый Джакомо Казанова оказался более снисходительным:
«Гамильтон был умным человеком, но кончил тем, что женился на молодой женщине, которая сумела его околдовать. Такая судьба ждет интеллектуала в старости. Женитьба – это всегда ошибка, а когда умственные и физические способности человека идут на убыль – это уже катастрофа.»
В Неаполь супруги возвращались через Париж, где сэр Гамильтон получил аудиенцию при королевском дворе. Эмма была представлена Марии Антуанетте – сестре королеве Обеих Сицилий Марии Каролины Австрийской. Это очень помогло ей в Неаполе, так как у местной королевской семьи теперь не было удобного повода отказать даме, которую принимала их родственница – королева Франции. Дальнейшее было «делом техники»: Эмма Гамильтон буквально очаровала всех в Неаполе, стала близкой подругой королевы и оказалась в центре светской жизни. Теперь она любезно согласилась выступить посредницей в переговорах Нельсона и короля Фердинанда IV. Ставший легендарным роман Горацио Нельсона и Эммы Гамильтон начнется позже – в 1798 году. Пока же, получив 4 тысячи солдат, Нельсон отплыл из Неаполя к Тулону, который уже осаждали французские республиканские войска. Британцы собрали здесь настоящую «интербригаду»: город защищали 3 тысячи англичан, 4 тысячи неаполитанцев, 2 тысячи сардинцев и 5 тысяч испанцев. В Тулоне Нельсон не остался – был отправлен к берегам Корсики, где скоро получил командование над эскадрой, состоявшей из линейного корабля «Агамемнон», трех фрегатов и шлюпа. Между тем, французы, благодаря плану, составленному мало кому тогда известным артиллерийским офицером Бонапартом, отвоевали Тулон. Отход английского флота из его гавани проходил без участия Нельсона.В следующей статье мы продолжим рассказ и о Горацио Нельсоне и леди Гамильтон.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!