Главная » 2022 » Май » 23
09:30

«Город Солнца» и переформатирование сознания

«Город Солнца» и переформатирование сознания

Уже в нескольких материалах мы вели речь о том, каким образом в разное время в разных местах и по разным причинам одни люди пытались переформатировать сознание других людей. И где-то и кому-то это удавалось, а где-то и кому-то – нет! Но каким образом это переформатирование осуществлялось? А с помощью идей, которые сначала приходили в голову одному человеку либо нескольким, а потом они их распространяли самыми разными способами. Вот, кстати, для чего людям потребовалась письменность. И вот эти самые идеи, выраженные в письменной форме, постепенно распространялись и воздействовали на сознание всех прочих. То есть, грубо говоря, именно книги, сначала рукописные, а затем и печатные, стали теми кирпичиками, из которых строилось некое здание привлекательных идей, на которое все прочие обращали внимание и становились его… «обитателями». Естественно, что какие-то идеи, выраженные в книгах, были привлекательнее других. И прежде всего потому, что их авторами были люди известные, те самые, о которых «все говорят!». И случается так, что в силу целого ряда обстоятельств книги именно определённых людей становятся очень значимыми. И вот об одной такой книге монаха Томмазо Кампанеллы под названием «Город Солнца» мы вам сегодня и расскажем.

Человек, не равный многим…

«Среди одного из племен, населявшего блаженную страну Азора, появился необыкновенный шохо. Он был сыном пастуха, вырос в горах Лизиазиры и, когда ему минуло семнадцать лет, спустился в селения Азоры, ходил из города в город и говорил так…»

«Аэлита» Л. Толстой

Родился Кампанелла в семье неграмотного сапожника в 1568 году, способностями обладал такими, что не только получил духовное образование, но написал просто чудовищное количество книг. Монастырская дисциплина его не прельщала, к тому же он увлёкся магией и мистицизмом, а потому был вынужден покинуть обитель и много лет странствовал, исходив всю Италию. В 1591-1598 годах его четыре раза подвергали арестам, инквизиция признала его «» и приговорила к отречению. Всего этого ему показалось мало, и будучи выслан в Калабрию, он в 1599 году подготовил план восстания против испанского владычества при участии турецкого флота. То есть ещё и политикой занялся. Его арестовали в пятый раз, зверски пытали, но он сумел избежать смертной казни, выдержав все пытки и симулируя безумие, чего оказалось достаточно, так как сумасшедших в то время казнить было нельзя! Причём ведь не умер, не получил заражения крови и был, в общем-то, даже излечен! Но зато ему дали пожизненное заключение, и он 27 лет томился по разным тюрьмам. Своими трудами, а он написал их более 100 (!) общим объёмом около 30 000 страниц, он заинтересовал самого Папу, а также снискал благорасположение кардинала де Ришелье. В итоге за все свои мучения он получил полное признание как учёный: в 1629 году орден доминиканцев присвоил ему степень магистра теологии. А во Франции, куда он перебрался под покровительство Ришелье, его труды были одобрены Сорбоннским университетом, а король Людовик ХIII обнял его как брата и выразил сочувствие его злоключениям. В 1637 году он смог опубликовать свой «Город Солнца», в 1638 году составил гороскоп новорождённого короля Людовика XIV и даже выражал надежду, что Город Солнца удастся построить именно этому государю. Кстати, перенесённые им мучения и то, что пытками ничего добиться от него не удалось, убедили Кампанеллу, что бог предназначил его для некоей высокой миссии, и верил он в это свято, вплоть до самой своей кончины в 1639 году. О его творческом наследии можно написать целое исследование. Однако нас интересует только лишь его частичка, а именно его «Город Солнца».

«Город Солнца» и переформатирование сознанияПортрет Кампанеллы. Художник Франческо Коцца (1605–1682). Сермонета (Италия), коллекция Камилло Каэтани
Иллюстрация из книги Civitas veri sive morvm 1609 года, ошибочно используемая как наглядное изображение «Города Солнца»

«Город насильственного счастья»

В городе нашем

Ох, многолюдно, –

С тем, кто приснится,

Встретиться трудно.

Так уж бывает, так уж выходит,

Кто-то теряет, кто-то теряет,

Кто-то теряет, кто-то находит.

«Так уж бывает». Стихи Михаила Танича и Игоря Шаферана

Безусловно, и до Кампанеллы были те, кто задумывался о справедливом государственном устройстве. Платон свой диалог «Государство» создал ещё в 360 г. до н. э.; Томас Мор написал «Утопию» в 1516-ом. Но… именно «Город Солнца» стал наиболее полным воплощением всех ранее существовавших идей в этой области и программы Кампанеллы по социально-политическому переустройству общества. И, видимо, очень всем заманчивым казалось такое переустройство, под которым понималось полное уничтожение частной собственности, всеобщее равенство всех соляриев, основанное на строгой регламентации всего и вся. Причём жителей «Города Солнца» Томмазо сделал

Титульный лист первого издания «Города Солнца» 1623 года — приложение к «Политике»

«одновременно богатыми и вместе с тем бедными: богатыми — потому, что у них есть всё, бедными — потому, что у них нет никакой собственности, и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им.»

И женщины, и мужчины у него носят практически одинаковую одежду. Указывается, что надевать в городе, а что за его стенами. Предписывается даже, как часто следует её менять и стирать. Отличная идея, не правда ли? И если уж в «городе» регламентирована даже стирка и занятия искусством, то государством контролируются и отношения между мужчинами и женщинами.По сути оно занимается самой настоящей евгеникой. Мужчины и женщины спариваются не «просто так», а в интересах государства, точно так же, как и люди скрещивают между собой животных, чтобы получить максимально совершенное потомство. При этом рождение детей сравнивается с выведением породистого скота. Семьи поэтому, естественно, нет. Люди по «городу» вообще ходят… толпами, вернее отрядами, и всё делают сообща. Уединение не поощряется! Какому мужчине, с какой женщиной заниматься сексом и как часто, это решают начальники трудовых отрядов, а также врач и, разумеется, астролог. Сам половой акт проходит под контролем особого чиновника, и никак иначе. В то же время Кампанелла считал, что помимо продолжения рода, отношения между мужчинами и женщинами полезны с точки зрения удовлетворения физиологической потребности, но и не более – государственный интерес и здесь доминирует над всем прочим! Сексуальную активность создатель «города» полагал вполне естественной, но вот в зрелых летах определённо вредной. Но считал, что для профилактики старости весьма полезно возлежать с юношами и девушками, так как «

Страница из итальянской рукописи «Города Солнца». Тренто, Муниципальная библиотека

».Кстати, в «Городе Солнца» наказывают за проявление злобы, неблагодарность, отказ в надлежащем уважении, за уныние и лень, а ещё за шутовство (там очень и очень важно быть серьёзным!) и… ложь. Сначала запрещают совокупляться и изгоняют из общих трапезных, а потом могут и казнить, например, за повторную содомию. И как? А опять-таки сообща: преступников в «городе» побивают камнями, и это тоже важный элемент воспитания.

План Города Солнца из книги Гутнов А. Э., Глазычев В. Л. Мир архитектуры. Лицо города. М., 1990 г.
Разворот «Города Солнца» в издании Carabba 1915 года

Вы, наверное, уже обратили внимание, как много всего из того, о чём написано в «Городе Солнца», впоследствии люди пытались претворить в жизнь, причём довольно рьяно. Например, принципы воспитания и обучения детей соляриев оказали впоследствии просто огромное влияние на Яна Амоса Коменского. Среди коммунистов и социал-демократов «Город Солнца» вновь стал популярным в середине XIX века. Различные «половые инновации» имели место после революции 1917 года в России, а «общий труд» – это вообще была фишка всех социалистов. Наконец, идеологи Третьего Рейха точно так же, как это предлагал Кампанелла, открыто занимались евгеникой. А ведь, казалось бы – книга написана в XVII веке, но «кирпичиком» и каким, в матрицу общественного сознания человечества встала навсегда! Ну а насильственного счастья путём всеобщей организации и реорганизации очень многие желают и сейчас. Есть даже страна одна такая, где эти принципы давно уже реализованы на практике. И ничего… живут люди!Управление в «городе» носит теократический характер, при том что основано оно на астрологии. И разве сегодня у нас не существует могущественной теократии? Или нет астрологов, на всех уровнях вещающих про благоприятное либо неблагоприятное расположение звёзд?

Ю. Селивёрстов. Город Солнца. Иллюстрация для суперобложки 34 тома «Библиотеки всемирной литературы», 1971 г.
Водоподъёмное устройство. Гравюра Георга Бёклера из книги «Theatrum Machinarum Novum» (1661)

То есть научно-технический прогресс идёт достаточно быстро, а вот изменения в сознании происходят по большому счёту очень медленно. Хотя бывают и исключения, но о них как-нибудь в другой раз…



Источник

Просмотров: 228 | Добавил: Dmitrij | «Город Солнца» и переформатирование сознания | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Май 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх