Уже в нескольких материалах мы вели речь о том, каким образом в разное время в разных местах и по разным причинам одни люди пытались переформатировать сознание других людей. И где-то и кому-то это удавалось, а где-то и кому-то – нет! Но каким образом это переформатирование осуществлялось? А с помощью идей, которые сначала приходили в голову одному человеку либо нескольким, а потом они их распространяли самыми разными способами. Вот, кстати, для чего людям потребовалась письменность. И вот эти самые идеи, выраженные в письменной форме, постепенно распространялись и воздействовали на сознание всех прочих. То есть, грубо говоря, именно книги, сначала рукописные, а затем и печатные, стали теми кирпичиками, из которых строилось некое здание привлекательных идей, на которое все прочие обращали внимание и становились его… «обитателями». Естественно, что какие-то идеи, выраженные в книгах, были привлекательнее других. И прежде всего потому, что их авторами были люди известные, те самые, о которых «все говорят!». И случается так, что в силу целого ряда обстоятельств книги именно определённых людей становятся очень значимыми. И вот об одной такой книге монаха Томмазо Кампанеллы под названием «Город Солнца» мы вам сегодня и расскажем.
Человек, не равный многим…
«Среди одного из племен, населявшего блаженную страну Азора, появился необыкновенный шохо. Он был сыном пастуха, вырос в горах Лизиазиры и, когда ему минуло семнадцать лет, спустился в селения Азоры, ходил из города в город и говорил так…»
«Аэлита» Л. Толстой
Родился Кампанелла в семье неграмотного сапожника в 1568 году, способностями обладал такими, что не только получил духовное образование, но написал просто чудовищное количество книг. Монастырская дисциплина его не прельщала, к тому же он увлёкся магией и мистицизмом, а потому был вынужден покинуть обитель и много лет странствовал, исходив всю Италию. В 1591-1598 годах его четыре раза подвергали арестам, инквизиция признала его «» и приговорила к отречению. Всего этого ему показалось мало, и будучи выслан в Калабрию, он в 1599 году подготовил план восстания против испанского владычества при участии турецкого флота. То есть ещё и политикой занялся. Его арестовали в пятый раз, зверски пытали, но он сумел избежать смертной казни, выдержав все пытки и симулируя безумие, чего оказалось достаточно, так как сумасшедших в то время казнить было нельзя! Причём ведь не умер, не получил заражения крови и был, в общем-то, даже излечен! Но зато ему дали пожизненное заключение, и он 27 лет томился по разным тюрьмам. Своими трудами, а он написал их более 100 (!) общим объёмом около 30 000 страниц, он заинтересовал самого Папу, а также снискал благорасположение кардинала де Ришелье. В итоге за все свои мучения он получил полное признание как учёный: в 1629 году орден доминиканцев присвоил ему степень магистра теологии. А во Франции, куда он перебрался под покровительство Ришелье, его труды были одобрены Сорбоннским университетом, а король Людовик ХIII обнял его как брата и выразил сочувствие его злоключениям. В 1637 году он смог опубликовать свой «Город Солнца», в 1638 году составил гороскоп новорождённого короля Людовика XIV и даже выражал надежду, что Город Солнца удастся построить именно этому государю. Кстати, перенесённые им мучения и то, что пытками ничего добиться от него не удалось, убедили Кампанеллу, что бог предназначил его для некоей высокой миссии, и верил он в это свято, вплоть до самой своей кончины в 1639 году. О его творческом наследии можно написать целое исследование. Однако нас интересует только лишь его частичка, а именно его «Город Солнца».
«Город насильственного счастья»
В городе нашем
Ох, многолюдно, –
С тем, кто приснится,
Встретиться трудно.
Так уж бывает, так уж выходит,
Кто-то теряет, кто-то теряет,
Кто-то теряет, кто-то находит.
«Так уж бывает». Стихи Михаила Танича и Игоря Шаферана
Безусловно, и до Кампанеллы были те, кто задумывался о справедливом государственном устройстве. Платон свой диалог «Государство» создал ещё в 360 г. до н. э.; Томас Мор написал «Утопию» в 1516-ом. Но… именно «Город Солнца» стал наиболее полным воплощением всех ранее существовавших идей в этой области и программы Кампанеллы по социально-политическому переустройству общества. И, видимо, очень всем заманчивым казалось такое переустройство, под которым понималось полное уничтожение частной собственности, всеобщее равенство всех соляриев, основанное на строгой регламентации всего и вся. Причём жителей «Города Солнца» Томмазо сделал
«одновременно богатыми и вместе с тем бедными: богатыми — потому, что у них есть всё, бедными — потому, что у них нет никакой собственности, и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им.»
И женщины, и мужчины у него носят практически одинаковую одежду. Указывается, что надевать в городе, а что за его стенами. Предписывается даже, как часто следует её менять и стирать. Отличная идея, не правда ли? И если уж в «городе» регламентирована даже стирка и занятия искусством, то государством контролируются и отношения между мужчинами и женщинами.По сути оно занимается самой настоящей евгеникой. Мужчины и женщины спариваются не «просто так», а в интересах государства, точно так же, как и люди скрещивают между собой животных, чтобы получить максимально совершенное потомство. При этом рождение детей сравнивается с выведением породистого скота. Семьи поэтому, естественно, нет. Люди по «городу» вообще ходят… толпами, вернее отрядами, и всё делают сообща. Уединение не поощряется! Какому мужчине, с какой женщиной заниматься сексом и как часто, это решают начальники трудовых отрядов, а также врач и, разумеется, астролог. Сам половой акт проходит под контролем особого чиновника, и никак иначе. В то же время Кампанелла считал, что помимо продолжения рода, отношения между мужчинами и женщинами полезны с точки зрения удовлетворения физиологической потребности, но и не более – государственный интерес и здесь доминирует над всем прочим! Сексуальную активность создатель «города» полагал вполне естественной, но вот в зрелых летах определённо вредной. Но считал, что для профилактики старости весьма полезно возлежать с юношами и девушками, так как «
».Кстати, в «Городе Солнца» наказывают за проявление злобы, неблагодарность, отказ в надлежащем уважении, за уныние и лень, а ещё за шутовство (там очень и очень важно быть серьёзным!) и… ложь. Сначала запрещают совокупляться и изгоняют из общих трапезных, а потом могут и казнить, например, за повторную содомию. И как? А опять-таки сообща: преступников в «городе» побивают камнями, и это тоже важный элемент воспитания.
Вы, наверное, уже обратили внимание, как много всего из того, о чём написано в «Городе Солнца», впоследствии люди пытались претворить в жизнь, причём довольно рьяно. Например, принципы воспитания и обучения детей соляриев оказали впоследствии просто огромное влияние на Яна Амоса Коменского. Среди коммунистов и социал-демократов «Город Солнца» вновь стал популярным в середине XIX века. Различные «половые инновации» имели место после революции 1917 года в России, а «общий труд» – это вообще была фишка всех социалистов. Наконец, идеологи Третьего Рейха точно так же, как это предлагал Кампанелла, открыто занимались евгеникой. А ведь, казалось бы – книга написана в XVII веке, но «кирпичиком» и каким, в матрицу общественного сознания человечества встала навсегда! Ну а насильственного счастья путём всеобщей организации и реорганизации очень многие желают и сейчас. Есть даже страна одна такая, где эти принципы давно уже реализованы на практике. И ничего… живут люди!Управление в «городе» носит теократический характер, при том что основано оно на астрологии. И разве сегодня у нас не существует могущественной теократии? Или нет астрологов, на всех уровнях вещающих про благоприятное либо неблагоприятное расположение звёзд?
То есть научно-технический прогресс идёт достаточно быстро, а вот изменения в сознании происходят по большому счёту очень медленно. Хотя бывают и исключения, но о них как-нибудь в другой раз…