В этот трудный час, когда всё человечество борется за своё выживание с коронавирусом, скорее всего, созданным в США как биологическое оружие и применённое против Китая, встаёт вопрос о том, как государства всего мира должны действовать для спасения и защиты своих граждан.
Прежде всего нельзя недооценивать опасность коронавируса. Предыдущую пандемию человечество пережило в первой половине 20-го века.
Из Википедии:
«Испа́нский грипп или «испа́нка» (фр. La Grippe Espagnole или исп. La Pesadilla) был, вероятней всего, самой массовой пандемией гриппа за всю историю человечества как по числу заразившихся, так и по числу умерших. В 1919—1920 годах (18 месяцев) во всём мире испанкой было заражено около 550 миллионов человек, или 29,5 % населения планеты[1]. Число умерших оценивают от 17 млн[2] до 50—100 млн человек[3][4] или 0,9—5,3 % населения Земли[5], что позволяет считать эту эпидемию одной из наиболее масштабных катастроф в истории человечества[6][7][8][9]. Таким образом, летальность среди заражённых составила 3—20 %. Эпидемия началась в последние месяцы Первой мировой войны и быстро обошла этот крупнейший на тот момент вооружённый конфликт по масштабу жертв. Считается, что развитию пандемии способствовали тяготы войны — антисанитария, плохое питание, скученность военных лагерей и лагерей беженцев[10].»
Распространение гриппа «испанка» происходило стремительно.
Википедия
«Вследствие технического прогресса транспортных средств (поезда, дирижабли, скоростные корабли) болезнь распространилась очень быстро по всей планете. В некоторых странах на целый год были закрыты публичные места, суды, школы, церкви, театры, кино. Иногда продавцы запрещали покупателям заходить в магазины — заказы исполняли на улице. В Прескотте (Аризона, США) были запрещены рукопожатия[14]. В некоторых странах[каких?] был введён военный режим.
За первые 25 недель грипп унёс жизни 25 миллионов человек. Массовое перемещение войск стран-участниц Первой мировой войны привело к ускорению распространения гриппа. Вымирали целые деревни от Аляски до Южной Африки. Были города, где не осталось ни одного здорового врача. В Кейптауне машинист поезда заявил о смерти 6 пассажиров на участке всего в 5 км. В Барселоне ежедневно умирали 1200 человек. В Австралии врач насчитал за один час на одной только улице 26 похоронных процессий. Даже могильщиков не оставалось для того, чтобы похоронить умерших: выкапывали массовые могилы, используя при этом паровой экскаватор, людей хоронили десятками без гроба и отпеваний.»
«Основной причиной высокой смертности стала особенность этого штамма вируса, вызывающая гиперцитокинемию, приводившую к быстрому разрушению воспалённых тканей лёгких и заполнению последних жидкостью, что также объясняет молниеносность и крайне высокую летальность заболевания именно среди молодых больных с крепким и развитым иммунитетом[13].» (Википедия).
Ещё несколько цитат.
«Пандемия гриппа-«испанки» *** была вызвана вирусом гриппа серотипа N1H1, «перекинувшегося» с диких птиц — своих природных носителей — на человека.»
https://biomolecula.ru/articles/obiasnena-razlichnaia-virulentnost-virusov-grippa-vozbuditelei-ispanki
Следующая тяжёлая эпидемия, которую пережило человечество, была эпидемия т. н. «гонконгского гриппа» 1995 – 1996 гг.
«Побудителем болезни является вирус гриппа А H3N2, который имеет отношение к роду ортомиксовирусов. Этот возбудитель неустойчив в окружающей среде и умирает при воздействии кипятка. Также вирус погибает при воздействии обычных доз дезинфицирующих средств и при попадании ультрафиолета. Источником инфекции является зараженный человек. Передается болезнь воздушно-капельным методом, а также контактно-бытовым.»
https://biomolecula.ru/articles/obiasnena-razlichnaia-virulentnost-virusov-grippa-vozbuditelei-ispanki
Следующие эпидемии вирусов («птичий грипп», «атипичная пневмония» и так далее) происходили по примерно той же схеме. Поражение слизистых оболочек и лёгких (пневмония), продолжительны латентный период протекания болезни без внешне заметных признаков, передача вирусов воздушно-капельным и контактным путём, неустойчивость вирусов к высоким температурам, ультрафиолету и к дезинфицирующим средствам.
Нынешняя пандемия коронаровируса уже распространилась на большинство стран. Китай и Южная Корея уже победили эту болезнь – Китай – двухмесячным карантином, Южная Корея – массовым постоянным тестированием. Учёные и врачи всего мира работают над различными лекарствами, вакцинами, методиками, препаратами и аппаратами, есть сведения об эффективности противомалярийных препаратов с непонятным механизмом противодействия болезни на первых этапах её развития, есть ускоренное производство всех видов аппаратов ИВЛ (искусственной вентиляции лёгких), но в ближайшее время единственными способами борьбы с распространением коронавируса остаются тестирование, карантин и строжайшее повсеместное соблюдение жёстких санитарно-гигиенических правил, ношение масок против поражения лёгких, дезинфекция и так далее.
Жёсткий карантин означает принудительное прекращение работы и нахождение дома больших количеств трудоспособных людей. Это означает фактическое закрытие большинства мелких, средних и крупных предприятий, кроме предприятий и организаций медицины и здравоохранения, предприятий и организаций, обеспечивающих жизнедеятельность общества, инфраструктурных предприятий и основных государственных ведомств и служб.
С экономической и финансовой точки зрения это означает форс-мажор, форс-мажорные обстоятельства, – в силу карантина и предписаний по прекращению работы предприятия и организации не могут работать, не могут оказывать услуги, поставлять товары и продукцию, выполнять свои обязательства перед другими предприятиями и организациями и перед своими сотрудниками. Государства, принудительно отправляющие людей в жёсткий домашний карантин, должны одновременно юридически объявлять чрезвычайную ситуацию или чрезвычайное положение, автоматически «включающие» юридический режим форс-мажорных обстоятельств. Иначе всем предприятиям и организациям, не выполнившим свои обязательства перед заказчиками и клиентами, впоследствии необходимо будет доказывать в судах, что принудительное прекращение работы предприятий и принудительное заключение сотрудников в домашний карантин являются форс-мажорными обстоятельствами. Обстоятельствами «непреодолимой силы» для этих предприятий и организаций.
В ситуации, когда большинство предприятий или не работает, или работает в ограниченном режиме, а их сотрудники не получают зарплату, в ситуации резкого падения товарооборота и оказания услуг, налоговые и неналоговые источники доходов всех государств резко сокращаются. С другой стороны, резко увеличиваются необходимые государственные расходы на все виды борьбы с эпидемией, на инфраструктуру оказания услуг населению и на пенсии, пособия и дотации неработающему населению.
В условиях эпидемии опаснейшей болезни, от которой пока не найдено лекарство, единственным ограничением распространения которой является карантин, встаёт вопрос о социально-экономическом выживании людей, отправленных в принудительное домашнее заключение. Люди не просто сидят по домам, они должны кушать, пользоваться водой, электричеством, газом, платить квартплату, оплату аренды квартиры. Владельцы малых и средних предприятий должны оплачивать аренду офисных помещений. Собственных средств на всё это и у наёмных работников. И у владельцев малых и средних бизнесов хватит ненадолго – в среднем на пару месяцев. В этой ситуации понятно, что государство, отправившее людей в принудительные отпуска и принудительно закрывшее предприятия, должно, обязано людям всё это компенсировать – выплачивать отправленным в принудительные отпуска работникам и владельцем бизнесов компенсации.
Чрезвычайная ситуация подразумевает необходимость мобилизации государства. Всех ресурсов государства, в том числе и финансовых. В условиях резкого падения доходов и необходимости резкого увеличения государственных расходов необходима как мобилизация всех государственных финансовых резервов и запасов, всех этих фондов «на чёрный день», так и эмиссия национальной валюты. Грубо говоря, государство должно «раскупорить кубышку» и начать печатать деньги. Иных способов финансировать необходимые чрезвычайные государственные расходы у любого государства, у любых властей любой страны в нынешних условиях чрезвычайной ситуации просто нет. И, более того, это необходимо делать максимально быстро. Нельзя считать и пересчитывать деньги, когда от непринятия необходимых мер умирают люди. Только так, выплачивая людям пособия и мобилизовав для этого все государственные ресурсы, государства могут спасти своих граждан в эту трудную минуту.
Михаил Ошеров