А было так, что установление советско-германского сотрудничества в 20-е годы ХХ века приветствовалось далеко не всеми. Причем не только в Европе, у которой были свои взгляды на то, как должна вести себя страна, проигравшая мировую войну, но и в самой Германии, и даже в СССР. Начнем с того, что советские представители очень часто немцам намекали, что, в случае их неуступчивости, они могут обратиться к заклятому врагу Германии – Франции, и понятно, что немецким промышленникам и политикам такие намеки не нравились. Кроме того, в это время отношения Германии с СССР постоянно портили различные «дела».Так, советская сторона после подписания Берлинского политического договора предложила 7 мая 1926 года устранить все препятствующие его реализации политические инциденты. Прежде всего, имелось в виду, что германская сторона помилует и произведет обмен всех арестованных и осужденных лиц, имеющих отношение к передаче СССР военных секретов. В СССР тоже были осуждены 14 немецких подданных, 4 из которых грозила смертная казнь за экономический и военный шпионаж, а остальным – либо пожизненная тюрьма, либо продолжительное заключение.
Берлин с идеей обмена согласился. Но в германском МИДе решили, что военное министерство будет против. Там считали, что такой шаг может быть расценен Советами как слабость, и они в дальнейшем станут таким образом шантажировать Германию. С другой стороны, суд над «немецкими шпионами» был опасен тем, что на нем всплыли бы связи «Юнкерса» и военного министерства Веймарской республики с «Красным воздушным флотом», а это не понравилось бы странам-победительницам.Чтобы просчитать все варианты событий, 12 июля 1926 года немцы составили любопытный документ:«Компрометирующий материал».1. 200 тысяч артиллерийских снарядов, заказанных германской стороной в СССР, изготовлены и складированы в Ленинграде для перевозки в Германию, что является прямым нарушением Версальского договора.2. В Липецке происходит обучение немецких курсантов в школе военных летчиков. А это также нарушение Версальского договора.3. Имел место обмен военными и морскими миссиями. Нарушения, в принципе, тут нет, но этот факт можно использовать чтобы скомпрометировать Германию в глазах международного общественного мнения.4. Германия строит в России химзавод.5. Германия содержит в России танковую школу.6. Фирма «Юнкерс» осуществляет тесное сотрудничество с Россией.7. Планируются переговоры с Уншлихтом о переводе немецкой (военной) промышленности в Россию («Рейнметалл», «Крупп»), что является прямым нарушением договора.8. Германия инвестировала в военную промышленность 75 млн марок. Вполне возможно обвинение в ремилитаризации!В документе также шла речь о том, что советских летчиков обучают германские инструкторы; о работе летной школы в Липецке; а также о неоднократных посещениях СССР делегациями рейхсвера, ВМФ и ВВС Германии. Имело место и участие германских офицеров в маневрах РККА в 1925 году под вымышленными именами. Однако был еще и Коминтерн, засылавший своих эмиссаров в Германию с целью разжигания революционной активности. И в Берлине начали опасаться, что Москва попытается подстраховать их работу в Германии арестом новых заложников-немцев в Союзе.
Компрометирующий материал
В итоге 19 июля 1926 года было принято решение о «политическом помиловании» наших «шпионов», с целью освобождения «их шпионов». Рейхсвер в лице своих генералов возражал, что это опасный прецедент. Но… 20 августа президент Гинденбург все же подписал соответствующие бумаги, и вопрос был решен: 14 немцев, осужденных в СССР, уже в сентябре обменяли на четырех, осужденных «шпионов» в Германии. То есть военное сотрудничество между СССР и Германией, безусловно, место имело, но подвергалось серьезным испытаниям, во-первых, собственно политическим курсом СССР, в котором не переставая говорили о приближающейся мировой революции, а во-вторых – взглядами на поведение Германии таких стран, как Англии и Франция.
Опасный прецедент
А закончилось все это грандиозным скандалом, получившим название «гранатной аферы». Дело в том, что слухи о транспортировке морем военных грузов из Германии в Советскую Россию (маузеры, химикаты для производства отравляющих веществ, в частности, иприта, а также порох, снаряды, запасные части для самолетов и стрелкового оружия и многое другое) начали распространяться в Финляндии еще в феврале 1926 года. Тогда несколько пароходов в Финском заливе были затерты льдами, и в ходе их спасения сведения о перевозимом грузе сохранить в тайне не удалось. Затем в ноябре 1926 года финны подготовили даже список советских предприятий, на которых при содействии Германии в СССР налаживалось военное производство. И… сообщили об этом в Варшаву, Париж, и Лондон. Французская газета «Аксьон Франсез» сообщила об этом 9 августа 1926 года. Ну, а пресс-атташе польского посольства в Берлине Б. Эльмер поступил еще лучше: передал одному американскому журналисту материалы о германских поставках в СССР вместе с просьбой все это опубликовать.Германия попыталась эти слухи дезавуировать. Было сообщено всем заинтересованным сторонам, что официальные германские власти никакого отношения к перевозкам оружия не имеют. Что это… международная контрабанда на зафрахтованных в Германии судах. А перевозят это оружие Россия и Китай. А еще его, причем в больших количествах, через Чехословакию, Данию и Советскую Россию в Китай сбывает итальянское правительство! Ну и, возможно, что возят его и германские суда, зафрахтованные частным образом. И, кстати, два примера контрабанды оружия Италией найти удалось. А где два – там и много!Скандал, однако, замять не удалось, из-за чего главнокомандующий рейхсвером генерал Ганс фон Сект вынужден был уйти в отставку, а его место занял генерал В. Хайе. Однако эта перестановка ничего не дала.
В начале декабря 1926 года влиятельная английская газета «Манчестер Гардиан» 3 и 6 декабря опубликовала статьи, в которых резко критиковала позиции СССР и Германии. Затем 4, 5, 6 и 7 декабря аналогичные материалы появились в газете СДПГ «Форвертс». В Англии статьи 3 декабря 1926 года появились статьи: «Грузы боеприпасов из России в Германию» и «Визиты офицеров в Россию». В них в сенсационном ключе и с привлекающими внимание огромными заголовками на первой странице сообщалось о существовании секретных связей между германским рейхсвером и Красной армией на протяжении пяти последних лет. Излагалось, что авиационная фирма «Юнкерс» построила в СССР авиационный завод, который выпускает военную продукцию и для Советской России, и для Германии, что является прямым нарушением Версальского договора. Что в СССР строятся германские химические заводы для производства химического оружия, а офицеры рейхсвера ездят в Советский Союз по фальшивым документам. Ну, а генерал Сект все это, разумеется, знал, но не пресек, хотя и был обязан!
Русские пули
Сообщал «Манчестер Гардиан» и о пароходах, набитых снарядами, которые курсирует между Ленинградом и германскими портами. Все это происходило на фоне переговоров в Женеве, на которых должен был решиться вопрос о прекращении деятельности Межсоюзнической контрольной комиссии. Берлин, понятно, сделал официальное опровержение, но тут масла в огонь 5 декабря 1926 года подлила теперь уже германская социал-демократическая газета «Форвертс», напечатавшая статью: «Советские гранаты для пушек рейхсвера». В публикации говорилось: Советская Россия «вооружает германскую контрреволюцию», снабжает оружием рейхсвер, и она же подстрекает немецких рабочих на революционные выступления.
«Не были ли ружья, стрелявшие в рабочих-коммунистов в Саксонии, Тюрингии и Гамбурге, заряжены русскими пулями?»
– спрашивала газета. И кто же тогда мог бы прямо и честно ответить на этот вопрос?В итоге газета «Берлинер Тагеблат» была вынуждена признать наличие фактов советско-германского сотрудничества в военной области, но напомнила его мотивы, как-то: крайне тяжелые требования Версальского договора, а еще «Лондонский ультиматум», Генуэзская конференция, оккупация Рура и ожидание нападения со стороны Польши. Объяснялось, что политика Антанты очень сильно ударила также и по самолетостроению Германии, поэтому многие фирмы были вынуждены работать в зарубежье: «Фоккер» – в Голландии, «Дорнье» – в Италии. И что Версальскому договору все это не противоречит. А что касается заказов боеприпасов и оружия в Советской России, то после состоявшейся конференции в Локарно, по словам газеты, Германия новых заказов в СССР больше не размещала.
В общем, поливали грязью Германию все, кому было не лень. И «снаружи», и «изнутри». А вот швейцарская газета «Нойе Цюрхер Цайтунг» 9 декабря написала, что, мол, «всему миру было известно» о том, что «Юнкерс» в России построил самолетостроительный (а также химический) завод. Но Россия не была связана, как Германия, никакими договорами в этой области и поэтому «может, как и другая военная держава, обеспечивать себя военными самолетами и отравляющими газами».Забавно, что «раскаявшемуся» Густаву Штреземану, который был в это время рейхсканцлером и министром иностранных дел Веймарской республики, несмотря на все эти разоблачения, 10 декабря 1926 года вручили Нобелевскую премию мира. А в Женеве 12 декабря 1926 года ему, наконец-то, удалось добиться очень важной уступки со стороны стран-победительниц – отмены унизительного межсоюзнического военного контроля над Германией.
1. Горлов С. А. Совершенно секретно: Альянс Москва – Берлин, 1920–1933 гг. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.2. «Советско-германское военное и военно-техническое сотрудничество 1920–1933 гг.» Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Байков, Алексей Юрьевич, 2007, Москва.3. «Военно-политические отношения Советской России и Германии 1921–1939 гг.» Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, доктор исторических наук Кантор, Юлия Зораховна, доктор исторических наук 2006, Санкт-Петербург.4. «Историки СССР – России о советско-германских отношениях в 1917–1941 гг.» Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.09, кандидат исторических наук Милованов, Сергей Васильевич, 2008, Воронеж.5. «Юнкерс» в России
.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!