В чём разница между разведчиком и шпионом, я думаю, понимают все. Разведчик – это гражданин страны, на которую он работает. Шпион же, по сути, предатель, который работает против страны, гражданином которой он является. Потому и отношение к этим людям совершенно разное. Один работает на благо своей страны, другой наносит ущерб своей стране.
Потому и видим мы провалившихся и получивших реальные сроки разведчиков через какое-то время дома. Обмены, помилование и прочее. Проще говоря, дашь на дашь. Вы нам нашего, мы вам вашего... Обычная рутинная ситуация. Одни ищут чужие секреты, другие ищут их.
Россияне почему-то пребывают в полной уверенности в том, что предательство, измена Родине – это было тогда, во время Великой Отечественной, во время холодной войны, во время нахождения наших граждан где-то там, за рубежом… Между тем предательство – это неотъемлемая, увы, часть нашей жизни.
При том, что большинство россиян находится в полной уверенности в том, что они-то уж точно не заинтересуют чужие спецслужбы и не будут завербованы. Да что я вообще такого секретного знаю, что не знают другие? Военный завод рядом? Так любой мальчишка вам расскажет, что там делают. Воинская часть? И что? Подойди к КПП и посмотри на ворота или шевроны военных…
Я долго думал, как рассказать о том, как становятся предателями. И решил, что стоит придумать историю предательства. Несколько гротескную, шутливую, но со смыслом. Так что расскажу-ка я вам сказку для поднятия настроения.
Исповедь секретного агента западной спецслужбы
от жителя деревни Малые Большуны Плохишова М.
Уважаемый начальник всех ловцов иностранных шпиёнов, извините, что не знаю вашего имени-отчества, но хочу сообщить, что я и есть этот самый шпиён. Правда, узнал я об этом только недавно, когда, как мне сообщили оттуда, я выдал важную военную тайну. Или государственную, я так пока и не понял.
Поэтому прошу меня арестовать, допросить, рассказать, чего же я всё-таки выболтал врагам, и отпустить. Так как скоро весна и мне нужно обязательно посадить овощи (картошку всякую, свеклу, лук и прочую будущую еду) на собственном огороде. У нас без этого нельзя. Сельпо в соседней деревне, а зимой туда только на снегоходе можно добраться. А снегоход только у внука бабки Агафьи есть.
Теперь по порядку. Я человек простой. Из своих Малых Большунов выезжал всего два раза в жизни. Когда в армию забирали и пару лет назад, когда армейский друг письмо написал и пригласил к себе в гости в Европу. Он живёт в Эстонии, а работает у нас. Вот и решил мне показать своё хозяйство.
Про историю с паспортом рассказывать не буду. Опять внук Агафьи помог. По интернету какому-то всё заказал, а я просто получил этот чудной паспорт в нашем паспортном столе. Вопроса с деньгами тоже не стояло. Пенсия у меня большая. Северная. А тратить негде. Так что на билеты туда и обратно мне хватило, да и заначка была на подарки другу.
Знаете, товарищ начальник, чудны́е люди живут там, в пограничных районах. И наши и не наши. Половина из тех, с кем прощался на пограничном переходе, сидели со мной за столом уже в этой самой Эстонии. А как спорили эти самые эстонцы и россияне о том, какая страна лучше. У меня аж шея заболела от поворотов к очередному спорщику.
Достаёт такой эстонец свой паспорт и кричит, что Эстония лучше всех. А потом достаёт российский паспорт и кричит, что этот паспорт ему нужен для того, чтобы в России зарплату побольше получать. А с другого конца стола россиянин трясёт своим русским паспортом, а эстонский, синий такой, который у него тоже есть, ему нужен для того, чтобы уехать на заработки в Германию… В одном только сошлись противники. Паспорт нужен, чтобы к родственникам и друзьям в гости ездить. Короче, цирк.
Я было спросил о том, какая же страна для них своя, так чуть морду не набили. Патриоты, однако. А я дремучий этот ретроград, который застрял в 19 веке. И вообще, в Печорском районе Псковской области паспорт не главное. Они, как это, мобильные. Живут в одном государстве, работают в другом, а отдыхать ездят в третье.
Надоела мне эта политика до икоты и решил почитать местную прессу. В смысле газету почитать. А что самое интересное в газете, что показывает уровень жизни? Правильно, объявления. Читаю, а там на работу приглашают:
Вот ведь демократия. Даже шпиёнов по объявлению набирают. Как землекопов каких или лесорубов. Отстали мы, товарищ начальник, от Европ этих в вопросах набора кадров. Недоработочка получается. Ну да ладно, вы начальник, вам и решать. Я даже подумал, а не поедет ли внук Агафьи на такую работу, грешным делом. Только там приписочка была – «со знанием русского и английского языка». Не поедет, он и по русски-то не всегда понятно говорит, куда ему ещё и английский…
И тут подходит ко мне один патриот эстонский. Из тех, что орал больше всех. Присаживается и начинает разговор о паспорте для меня.
А что на них смотреть-то? Я за длинную жизнь насмотрелся. На всяких разных.
Засомневался я, что меня с моими Малыми Большунами в разведку возьмут. А он прямо так и говорит:
Намекает вроде как, что может меня порекомендовать. Но я-то тоже не лыком шит. Не смогу, мол, умишком слаб, да и этой самой мобильности, особенно зимой, у меня практически ноль. В смысле не могу я из деревни выехать на задание из-за снега. А он мне дальше рассказывает:
Вроде как хвалит, значит, меня за умище мой великий. А потом ещё и предупреждает об опасности будущей работы:
Ну, думаю, надо этого вербовщика гнать от себя пинками. А он, гадёныш, мне сразу так прямо и говорит. Откажешься – посадим твоего друга за шпионаж, а тебя под суд отдадим как русского резидента, приехавшего на встречу со своим агентом. Попал я, короче, как кур в ощип. А вербовщик этот совсем уже прямо со мной разговаривает. Свои же люди, вроде бы.
Короче, выбрался я, товарищ начальник, из этой самой Эстонии кое-как. Решил забыть этот случай. Ничего же не подписывал, ничего не рассказывал. Да и что я расскажу-то. Живу опять в Малых Большунах.
И тут приходит мне письмо от друга. Рассказывает он о своём житье-бытье, о семье, хозяйстве, погоде, о том, что вербовщика этого больше на порог не пускает. Обычное такое житейское письмо. И вопрос в конце – «А как у тебя дела?».
Пришлось ответить. А что отвечать-то. Написал про бабку Агафью, про огород свой, про погоду. И тут сосед пришёл. Рассказывает, что в соседнюю деревню, недалеко тут, километров 300 всего, белые медведи пришли. Помойки местные грабить. Весна, с едой сейчас у них проблемы. Они же на льдинах охотятся. А сейчас лёд слабый, крошится. Вот и рыщут зверюги по помойкам.
Ну, я и эту новость другу отписал. Появились, мол, у нас тут белые медведи нежданно-негаданно. Ну и отправил письмо в эту самую Эстонию. А оттуда от друга гневная отповедь. Типа – ты что же гад такой Родину предаёшь? Ну и всё в таком стиле. И вырезка из местной газеты.
Товарищ начальник, прошу сообщить куда мне явиться для ареста и, если вас не затруднит, пришлите какой-нибудь вездеход для проезда по тундре. Не могу простить себе то, что выдал государственную тайну. Очень прошу в моей просьбе не отказать.
Сказка ложь, да в ней намёк. Я придумал героя, я придумал заявление. Но есть в этой сказке и совершенная правда. Я о тех цитатах, за исключением последнего сообщения о новом авиационном подразделении стратегических бомбардировщиков армии России.
Все цитаты взяты из эстонских газет. В частности, разговор с главным героем вербовщика из Департамента внешней разведки – это фрагменты интервью действующего сотрудника этого департамента корреспонденту газеты Postimees, которое появилось буквально через неделю после появления объявления. А само объявление было опубликовано в газете EestiEkspress.
Понятно, что Эстония маленькая страна, и найти людей для работы в разведке там сложнее, чем в более крупных государствах. Да и объявления о наборе разведчиков – не эстонское изобретение. Любому государству хочется знать о «партнёрах» больше, чем говорится в открытых источниках. Но я сегодня о другом. Я о тех, кто выбирает путь шпиона, путь врага России.
В прессе промелькнуло сообщение о вступлении в силу приговора в отношении жителя Печоры, эстонского шпиона Сергея Лыхмуса. Как и описанные в «заявлении» жители приграничных районов, он имел двойное гражданство. За посулы карьерного роста, денежных вознаграждений, квартиры и хорошей жизни в Эстонии пошёл на сотрудничество со спецслужбами Эстонии.
Кстати, человек совсем не такой, как «товарищ Плохишов». Юрист, имеет высшее образование, но при этом не сумевший найти своё место в жизни. Работал на местной лесопилке, охранником на автозаправке в Санкт-Петербурге, но ни дня по специальности.
Напомню, по статье за шпионаж Лыхмусу грозило 20 лет. Однако после полуторагодичного следствия Сергей Лыхмус получил 29 января этого года по приговору Псковского областного суда 7 лет колонии строгого режима. Отсюда можно предположить, что во время следствия он активно сотрудничал с российскими спецслужбами.
Меня всегда поражает тот факт, что некоторые наши граждане даже не понимают простых, азбучных истин. «Да что там нам может сделать какая-то «микробная» Эстония». И даже мыслей не возникает, что разведка Эстонии – это часть глобальной разведки Запада, часть разведки НАТО. Часть большой системы.
И ещё одно. О том, как относятся к провалившимся агентам спецы. Вспомнилось, как шесть лет назад, в сентябре 2014 года, в том же Печорском районе был пойман сотрудник Полиции безопасности Эстонии Эстон Кохвер. Тогда тот же Псковский суд приговорил его за шпионаж к 15 годам строгого режима. Но отсидел тогда разведчик всего несколько месяцев. После чего, по договорённости между спецслужбами России и Эстонии, провалившийся агент был обменян и сегодня вновь работает в разведке.
За шпиона Лыхмуса не вступился никто. И переговоров по нему, по моим сведениям, не ведётся. Он не интересен никому. Мавр сделал своё дело… Я не знаю, где будет отбывать свои 7 лет строгого Сергей Лыхмус, но знаю, что эти семь лет он точно проведёт в местах отдалённых, холодных и не очень комфортных. Так стоило оно того? Это нормальная цена предательства? Из человека стать тварью, презираемой всеми...
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю