Лоран де Гувион-Сен-Сир был разносторонне одарённым человеком: неплохо рисовал (и серьёзно учился живописи), был хорошим чертежником, пробовал себя в качестве архитектора, занимался музыкой. Однако популярностью в армии и среди других соратников Наполеона он не пользовался. Виной тому была неприятная «холодность» и необщительность этого маршала, благодаря чему он приобрёл не слишком лестные прозвища «Сова» и «Ледяной человек». Причиной, возможно, были неурядицы в семье, деформировавшие характер будущего маршала: его мать ушла из семьи, бросив малолетнего сына, с отцом отношения также были весьма сложными.При этом, в отличиt от того же Даву, который часто бывал груб с офицерами, но заботился о рядовых. Сен-Сир был равнодушен к любым вопросам, не касающихся непосредственной подготовки к сражениям. Марбо пишет: этот маршал
«хотел, чтобы ему на поле битвы приводили полки, полностью готовые к сражению, и чтобы ему не приходилось заниматься теми делами, цель которых – сохранять воинские части в хорошем состоянии.»
Современные исследователи, признавая военные таланты Сен-Сира и считая его хорошим тактиком, всё же не называют его большим полководцем, способным самостоятельно выигрывать боевые кампании. Отмечают его хладнокровие на поле боя, предусмотрительность, тщательность в разработке планов. Стендаль пишет, что Сен-Сир «». В то же время говорят об упрямстве и негибкости этого маршала, который, сталкиваясь с критикой, либо продолжал делать то, что считал нужным, либо впадал в апатию и бездействовал, обвиняя в своих неудачах кого угодно (даже Наполеона), но только не себя.Лоран Гувион Сен-Сир родился 13 апреля 1764 года в Лотарингии (город Туль) в достаточно обеспеченной семье потомственного кожевенника Жана-Батиста Гувиона. Из предыдущих статей вы помните, что практически все наполеоновские маршалы поступали на военную службу добровольно и часто против воли родителей. Совсем другую картину мы видим в случае с Сен-Сиром: отец определил его в Артиллерийское училище, но он становиться военным не захотел и в Париже стал учеником местного художника Брене. Не удовлетворившись его уроками, уехал в Италию. Когда молодой человек вернулся во Францию, выяснилось, что картины никому не известного живописца интереса у публики не вызывают, жить не на что, а домой возвращаться стыдно, да и не слишком хочется. И будущий маршал устроился в одну из небольших и не слишком известных театральных трупп, правда, играл в ней без особого блеска и успеха. В общем, в королевской Франции Сен-Сир был типичным неудачником без будущего и перспектив. Возможность изменить свою судьбу ему, как и многим другим, дала Великая Французская революция.
Молодость Сен-Сира
Гувион Сен-Сир в республиканской армии
В 1792 году 28-летний Сен-Сир поступил в один из волонтерских батальонов, где, благодаря учёбе в Артиллерийском училище, был выбран сержантом, а затем назначен капитаном. Поскольку он был хорошим чертежником и прекрасно разбирался в топографии, скоро оказался в штабе генерала Адама Филиппа Кюстина. Был на хорошем счету и его продвижение по службе было стремительным: в 1793 году Сен-Сир получил звание майора штабной службы, в 1794 – стал полковником топографического отдела штаба армии. Именно тогда он добавил к своей фамилии ещё и фамилию матери (Сен-Сир). Сделал он это из-за того, что среди его сослуживцев оказались однофамильцы и нередко происходила путаница. В июне 1794 года Сен-Сир получил звание бригадного генерала, но уже через 6 дней был повышен до дивизионного. В ходатайстве о присвоении нового звания говорилось:
«Его безупречное поведение и гражданская доблесть известны всем боевым товарищам. Таланты, стойкость, предприимчивость, храбрость, успехи в кампании получили новое подтверждение на всех должностях, которые он занимал.»
В 1795 году Сен-Сир получил назначение в Рейнскую армию, где ему довелось служить под командованием таких блестящих генералов, как Гош (которого традиционно считают главным соперником Бонапарта), Журдан (будущий маршал) и Моро. Жан-Виктор Моро, с которым Сен-Сир не слишком ладил, был достаточно высокого мнения об этом генерале. В армии была известна его фраза:
«С Дезэ сражения выигрывают, с Сен-Сиром их не проигрывают.»
И Марбо в своих мемуарах называет Сен-Сира «» (в 1804 году). Но не будем забегать вперёд и вернёмся в 1796 год, когда Сен-Сир оказался в Рейнско-Мозельской армии Жана-Виктора Моро. Несмотря на первоначальные успехи, после поражения союзной Самбро-Масской армии Журдана, Моро вынужден был отойти от Дуная к Рейну. Это отступление традиционно оценивается очень высоко, исследователи считают его одной из вершин полководческого искусства Моро. И Сен-Сир действовал тогда весьма эффективно.В 1798 году он был направлен в Италию, где в марте сменил увлёкшегося «
» генерала Массену на посту командующего Римской армией. В следующем году Сен-Сир снова оказался в подчинении у Моро, армия которого в Италии противостояла русско-австрийским войскам Суворова. В проигранной французами битве при Нови он неплохо проявил себя, командуя арьергардом, благодаря чему Моро удалось отвести остатки своих войск к Генуе. Однако при этом недоброжелатели обвиняли Сен-Сира в том, что он не пришёл на помощь дивизии Ватрена. Уверяли даже, что, наблюдая за её избиением со стороны, он с удовлетворением заявил:
«Будет неплохо преподнести несколько уроков генералам Неаполитанской армии.»
(Сен-Сир, как вы помните, был представителем северных армий Французской республики). Уже на острове Святой Елены Наполеон сказал, вспоминая о Сен-Сире:
«Он позволял разбивать своих товарищей.»
В 1800 году Сен-Сир командовал III корпусом Рейнской армии Моро. При этом он часто игнорировал приказы командующего, предпочитая действовать самостоятельно. В результате, во время сражения при Мескирхе корпус Сен-Сира подошёл слишком поздно, что позволило австрийцам спасти свою армию от полного разгрома. Правда, на следующий день опоздавший корпус Сен-Сира разбил австрийцев у Бибераха. Тем не менее, не только Моро, но и другие генералы и высшие офицеры стали обвинять Сен-Сира в высокомерии и даже намекали на предательство. Оскорблённый «герой» в знак протеста вообще практически прекратил взаимодействие с основной армией. Моро в данном случае явно не хватило решительности Бонапарта, который однажды, видя нежелание Сен-Сира отправиться командовать войсками в Неаполе, сообщил строптивому генералу, что если через два часа его не увидят на дороге к Неаполю, то до полудня он будет расстрелян на Гренельском поле. На этом дискуссия тогда и закончилась. В 1801 году Сен-Сир сменил Люсьена Бонапарта на посту посла Французской республики в Испании. Затем вернулся в Италию.
В 1804 году член Трибуната Жан Франсуа Кюре выступил с предложением избрать Наполеона императором:
Имперский период службы Сен-Сира
«Век Бонапарта продолжается уже четвертый год, и нация хочет лидера, столь же прославленного, как ее судьба.»
Так в Париже появился каламбур:
«Республика умерла, и Кюре похоронил ее.»
В первый раз, кстати, с похожим предложением к Бонапарту обратился Бертье – ещё в 1801 году. Это вызвало гнев Наполеона, который даже прилюдно побил своего ближайшего соратника. Большинство историков считают эту сцену заранее срежиссированным спектаклем, призванным показать неизменность республиканских убеждений Первого консула. Другие полагают, что маршал поторопился: он угадал направление мыслей Бонапарта, но озвучил их слишком рано. Кюре, которому Наполеон потом даст титул графа, вероятно, также действовал далеко не спонтанно. Сенаторы тоже всё поняли правильно и, «
», провозгласили Бонапарта «». Они учли, что Наполеон не хочет быть королём – «наследником» скомпрометированных Бурбонов, а желает стать вровень с Августом, Траяном и Карлом Великим. Правда, не все и не сразу поняли, насколько кардинально изменилась ситуация в стране. Дело в том, что революционная Франция ориентировалась на республиканский Рим, где imperium, как символ высшей военной и гражданской власти, получали консулы и преторы. А «республиканские императоры» не были наследственными монархами и получали «imperium» не «божьей милостью», а от имени римского народа, и не пожизненно, а на определённое время. Кроме того, после большой победы императорами могли провозгласить своих полководцев солдаты какой-то из армий. Это было всего лишь почётное звание, и никаких дополнительных прав и привилегий такие «армейские» императоры не имели. Первым императором Римской республики был Публий Корнелий Сципион Африканский. Imperium имели Сулла и Помпей. А последним из таких республиканских императоров стал Гай Юлий Цезарь. И самые недогадливые некоторое время пытались называть Наполеона «
». Сен-Сир был одним из немногих, кто отказался подписать петицию о принятии Наполеоном титула императора. Однако никаких последствий эта его «фронда» не имела. Сен-Сир стал генерал-полковником кирасиров имперской гвардии, во время кампании 1805 года возглавил один из корпусов в армии Массены. Тогда он разбил австрийцев в битве у Кастельфранко, взяв в плен около 5 тысяч человек. Затем Сен-Сир исполнял обязанности начальника опустевшего Булонского лагеря. По свидетельству современников, особого интереса к делам не проявлял, полагаясь на заместителей, и занимался в основном живописью. В 1807 году он приобрёл замок Реверсо. Именно в нём он провёл последние 10 лет своей жизни. Этот замок до сих пор принадлежит его семье.
В 1808 году Сен-Сир был отправлен в Каталонию. Здесь 21 декабря он одержал победу при Молино дель Рей, но это был его единственный успех. Позже Сен-Сир даже обвинял Наполеона в том, что тот специально отправил его на Пиренейскую войну, чтобы дискредитировать и нанести ущерб репутации – в отместку за то, что он был представителем Рейнской армии и долгое время служил под командованием опального генерала Моро. В итоге Наполеон приказал Сен-Сиру передать свой корпус генералу Сюше, который как раз действовал весьма эффективно. Об этом было рассказано в статье «Возможно, Сюше?»
.Звание маршала Гувион Сен-Сир получил в 1812 году во время похода в Россию. В то время он возглавил VI корпус Великой армии, который должен был оказать поддержку направленным к Полоцку войскам маршала Удино. Им противостояла русская армия Витгенштейна, прикрывавшая дорогу на Петербург. Первые боевые столкновения здесь произошли 16 августа – одновременно со Смоленским сражением. Войска Витгенштейна сильно потеснили французов, а Сен-Сир был в своём репертуаре, на все вопросы Удино отвечая издевательскими поклонами и словами «
1812 год
» Марбо поясняет:
«Это должно было значить: поскольку вас произвели в маршалы, вы должны знать обо всем больше меня, простого генерала, поэтому выходите из положения как можете!»
Лишь после ранения Удино, который был эвакуирован в Вильно, Сен-Сир, приняв командование на себя, отбросил Витгенштейна, за что получил звание маршала. После этого Сен-Сир, с удобством разместившись в одном из монастырей, бездействовал до середины октября. Наконец, Витгенштейн решил вновь атаковать Полоцк. Это нападение Сен-Сир отбил (в одном из боёв он получил ранение), но, узнав, что по левому берегу Двины к Полоцку движется русский корпус генерала Штейнгеля, он оставил город и пошёл навстречу новому противнику. Разгромив Штейнгеля, он двинул свои войска на соединение с основной армией. Навстречу ему Наполеон отправил IX корпус Виктора. Сен-Сир же, передав командование генералу Леграну, под предлогом необходимости лечения отправился во Францию.Вернувшись в строй, Сен-Сир получил под командование XIV корпус, с которым принял участие в поначалу успешной Саксонской кампании. Ему было поручено защищать Дрезден, который выполнял роль главной базы французской армии. Пока Наполеон пытался разбить в полевом сражении отступающего перед ним Блюхера, к городу подошла русско-австрийская армия под командованием Шварценберга. Сен-Сиру удалось продержаться до подхода главных сил, и в двухдневном сражении коалиционные войска снова потерпели поражение. И здесь вновь проявился характер Сен-Сира: недоброжелатели утверждали, что он намеренно слишком медленно преследовал отходивших противников и не оказал помощи генералу Вандаму. В результате Вандам был разбит и попал в плен у Кульма. Эта неожиданная победа воодушевила союзников и побудила их отказаться от новых переговоров с Бонапартом. Во время грандизного трехдневного сражения у Лейпцига Сен-Сир находился в Дрездене. Ему было поручено собрать войска в крепостях, расположенных на Эльбе и отвести их за Рейн. Однако после отхода Наполеона во Францию, Дрезден был осаждён войсками генерала Кленау. Попытка прорваться на соединение с французскими войсками в крепости Торгау (в 77 км к северо-западу от Дрездена) успехом не увенчалась. 11 ноября Сен-Сир заключил с Кленау договор об оставлении Дрездена в обмен на возможность свободного прохода во Францию. Однако верховное командование союзников отказалось этот договор соблюдать. Поскольку его солдаты испытывали недостаток в продовольствии и боеприпасах, Сен-Сир, единственный из маршалов Наполеона, предпочёл сдаться. Свою шпагу он отдал малоизвестному русскому генералу М. Л. Булатову. Комментируя падение Дрездена, Бонапарт писал:
Кампания 1813 года
«Капитуляция Сен-Сира в Дрездене – ошибка школьника, она во многом подобна капитуляции Мака при Ульме. На месте Сен-Сира Рапп, Карно и Даву показали бы, как надо защищать крепости.»
И далее:
«Моя вина состоит в том, что я использовал Сен-Сира; он не шел в огонь, позволял сражаться своим товарищам одним, и мог бы помочь Вандаму. Он был любим теми, кто служил под его началом, потому что сражался редко и готовился к миру».
До отречения Наполеона Гувион Сен-Сир с комфортом жил в курортном Карлсбаде, затем присягнул на верность Бурбонам, получив от Людовика XVIII титул пэра и пост командующего войсками в Орлеане.После возвращения Наполеона, Сен-Сир отказался примкнуть к императору, но и не захотел отправиться в Вандею, чтобы возглавить там новый роялистский мятеж. После возвращения Людовика, маршал был назначен военным министром и стал инициатором реформ, которые достаточно высоко оцениваются специалистами. В 1817 году Сен-Сир получил титул маркиза. Однако до конца Бурбоны ему всё же не доверяли, и потому в 1819 году он был отправлен в отставку. Тихо и незаметно маршал жил в своём замке почти 11 лет, писал мемуары и занимался сельским хозяйством. Здесь он и скончался в марте 1830 года. Причиной его смерти стал инсульт. Похоронен Сен-Сир был на кладбище Пер-Лашез.
На службе у Бурбонов
А теперь посмотрите на портрет Сен-Сира работы О. Верне:Похоже, не правда ли?Надгробную речь у его могилы произнёс маршал Мортье, который переживёт его на 5 лет, и в июле 1835 года погибнет в результате террористического акта.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!