Инициатива Дмитрия Медведева, руководителя партии «Единая Россия», далеко не нова. Её корни на самом деле находятся в XVIII веке. Одними из первых на подобный эксперимент решились в Британии, в графстве Брекшир, когда приняли закон Спинхенлемда. Закон добавлял к доходу бедняков пособие, привязанное к ценам на хлеб. Таким образом пробовали бороться с голодом и нищетой. Ничего их этой инициативы не вышло: упала производительность труда, развелась безработица, а население все больше маргинализировалось. Один из адептов социальной справедливости, Томас Пейн, в 1797 году опубликовал труд «Аграрная справедливость», в котором предлагал выплачивать каждому жителю Англии, достигшему 21 году, 15 фунтов единовременно. Конечно, это не регулярный безусловный доход, но для своего времени мысль очень прогрессивная. Примечательно, что по достижении 50-летнего возраста полагалось уже по 10 фунтов ежегодно. Очень небольшая нагрузка для государства, надо сказать, учитывая среднюю продолжительность жизни.
Таким был главный аргумент Пейна.
В первой половине XX века схожую идею развивал британский инженер Клиффорд Дуглас. Он полагал, что каждому гражданину страны принадлежит доля национального богатства и ввел понятие «социальный кредит». Концепция Дугласа заинтересовала многие политические движения в разных странах и даже правительства. Он много путешествовал с лекциями, в которых рассказывал о ее эффективности и справедливости. Однако широкой поддержки она так и не получила, а в большинстве стран были реализованы проекты социальной поддержки в том виде, в котором они известны нам сейчас: чтобы получить социальную выплату, человек должен подходить под определенные требования, например, стаж, уровень дохода, возраст и прочее.
Опыты по внедрению данного института продолжаются в современности: в голландском Утрехте с начала 2016 года идет эксперимент по выплате безусловного базового дохода. Есть информация, что к данному проекту готовы присоединиться и другие города Нидерландов. Вопрос также рассматривается в Финляндии, Калифорнии и Кении. В Соединенных Штатах к проблеме безусловного дохода подключились негосударственные органы: в частности, организация Y Combinator. Руководители стран опасаются прямого и повсеместного внедрения безусловных выплат. Это неизведанная практика, которая может привести к необратимым эффектам. Поэтому только аккуратные и планомерные эксперименты. Например, тот, который проводило правительственное агентство социальной защиты Kela в Финляндии. Случайным образом были выбраны две тысячи граждан в возрасте от 25 до 58 лет, которые еще до эксперимента получали государственные субсидии и пособия по безработице, составлявшие 800 евро. Интересно, что выплату даже уменьшили до 560 евро, но теперь не требовались сложные бюрократические механизмы для ее получения. При средней заработной плате в стране около 3400 евро деньги безусловного дохода, конечно, небольшие (к примеру, проездной стоит 50 евро). Такая выплата заставляла граждан все-таки искать себе работу. Не решились в Финляндии на полномасштабное внедрение базового безусловного дохода.
При этом некоторые государства, решившиеся на подобные социальные новации, в список обеспеченных отнести никак нельзя. Так, в 2011 году индийская Ассоциация индивидуальных предпринимателей-женщин (Self-Employed Women’s Association) при финансовой поддержке UNICEF начала эксперимент, продлившийся полтора года. Жителям десяти из двадцати деревень регулярно выплачивались деньги: сначала примерно по четыре с половиной доллара каждому взрослому и два доллара ребёнку, позже взрослым стали платить по шесть долларов, а детям – по три. В соответствии с правилами экспериментальной работы была выделена контрольная группа из десяти деревень, жители которых «вертолетных» денег не получали. Примерно по такой же схеме проводятся исследования эффективности действия медицинских препаратов на людях. Социальная ситуация в деревнях, где деньги выплачивали "просто так", улучшилась: люди стали сытнее питаться, жить в безопасных условиях и больше времени тратить на образование себя и близких. Индийцы в итоге в усеченном варианте приняли концепцию гарантированного дохода, заменив им часть социальных выплат. То есть индийский опыт показал, что безусловные базовые выплаты вполне эффективны в социумах с обнищалым населением. Выводы справедливы только в том случае, если исследователи строго соблюдали все условия эксперимента, иначе выявленная зависимость между выплатами и уровнем жизни может или отсутствовать, или быть вообще отрицательной. Следующим примером социального экспериментирования стала Намибия. Около девяти евро ежемесячно выплачивали каждому жителю деревни Очиверо, насчитывающей порядка тысячи человек. Спонсировали проект организация по борьбе со СПИДом, профсоюзы и церкви. В итоге все прошло очень хорошо: местные открывали мелкий бизнес, стали меньше злоупотреблять алкоголем и ожидаемо лучше питаться. Уровень преступности упал сразу на 42%, а доля нищих упала в два раза. Люди перестали постоянно задумываться о поиске средств на пропитание себя и своих близких, что позволило уделять больше времени творческим инициативам и бизнес-проектам. Неожиданно полегчало и природной среде: мужчины перестали заниматься браконьерством. Многолетняя экспериментальная работа принесла свои плоды, и некоторые страны решились на ограниченное внедрение подобия базового безусловного дохода для своих граждан. Кроме упоминаемой Индии, деньги «просто так» платят в Италии и Бразилии. В Италии эти выплаты больше похожи на социальные пособия, так как положены только людям, находящимся за чертой абсолютной бедности. А в Бразилии деньги положены только беднякам, чьи дети посещают школу.
Как показывает история экспериментов, наибольший эффект базовый безусловный доход приносит в маргинальных обществах, балансирующих на грани голода и нищеты. Будет ли успешна такая модель в российских условиях?
Деньги для всех
Надо сказать, что в постсоветских странах (не только в России) высказывались мысли о внедрении безусловного дохода. В 2016 году в Казахстане всерьез рассматривался вопрос о появлении гарантированных выплат для граждан. Как известно, до сих пор ничего подобного в соседнем государстве не появилось. Появится ли в России? И вообще, к чему приведет подобный аттракцион неслыханной щедрости?
Прежде всего смягчится социальное неравенство. Сейчас в той или иной мере 1% населения контролирует 74,5% национального богатства. С доходом ситуация аналогичная: на 10% наиболее обеспеченного населения приходится более 30% общего объема доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения – около 2%. В определенной степени безусловный доход будет равномерно распределять денежные ресурсы среди всех граждан страны. Где взять финансирование? Прежде всего из налогов для самых обеспеченных, а также ренты на полезные ископаемые. Английский эксперт-экономист Ник Срничек по этому поводу пишет:
Интересно, что при введении безусловного дохода государство может немного сэкономить. Предполагается сокращение аппарата социальных служб, ответственных за выплаты денег нуждающимся слоям населения. Базовый доход в определенной мере может отменить и пенсии с таким громоздким и неэффективным пенсионным фондом. Регулярные выплаты граждан станут вполне ощутимым стимулом для покупательной способности населения. Достаточно вспомнить, какой всплеск продаж смартфонов в ценовой категории до 10 тысяч рублей вызвали летние выплаты семьям с детьми. Кстати, недавние социологические исследования показали, что россияне ждут не менее 25 тысяч рублей в качестве гарантированного безусловного дохода на каждого человека в месяц. Меньшей суммы хватать, очевидно, не будет, а больше брать у государства не совсем удобно.
Базовый доход для всех граждан пока на 100% не реализован ни в одной стране мира, что позволяет лишь теоретизировать о его недостатках. Явным минусом может стать нарастающее иждивенчество населения. Зачем к чему-то стремиться, если деньги на минимальном уровне и так будут гарантированы? С повышением общего уровня жизни граждан за счет дополнительного дохода ожидаемо упадет уровень образования. Будет очень непросто убедить подростка закончить даже школу, если государство ему уже выплачивает минимально достойные деньги. Напомним, что базовый безусловный доход причитается всех гражданам, вне зависимости от пола, возраста, вероисповедания, рода занятий и политических взглядов. И, наконец, главным минусом такой новации, по мнению многих аналитиков и философов, станет сохранение социального неравенства. Просто бедные слои населения поднимутся на одну-две ступеньки в социальной иерархии. Никто также не отменял перспективы резкого разгона инфляции, которая просто сожрет все гарантированные доходы населения.
Даже если в ближайшее время базовый безусловный доход в России не появится, в будущем о нем все равно придется задуматься. Все дело в технологическом развитии цивилизации. Развитие робототехники, автоматизации и искусственного интеллекта приведет в итоге в ненужности большинства рабочих мест в мире в общем и в России в частности. Уже сейчас в развитых странах многие специальности существуют только для сдерживания безработицы. Россия здесь не исключение: социальные программы стимулирования работодателей на создание новых рабочих мест тому пример. В определенный момент государства не смогут сдерживать волну автоматизации и вынуждены будут ввести базовый безусловный доход для всех граждан.
А пока вполне красноречивую точку в спорах, инициированных Медведевым, поставил пресс-секретарь президента, ответив на вопрос о перспективах появления безусловного дохода для россиян:
- Автор:
- Евгений Федоров