Сегодня мы продолжаем рассказ об игрушках, собранных в «Художественно-педагогическом музее игрушки имени Н.Д. Бартрама Сергиево-Посадского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)».У каждого из нас, верно, были свои любимые игрушки, но из-за того, что время у каждого из нас было своё, они, скажем так, несколько различались. Ну и плюс, конечно, темперамент, воспитание и окружение – всё это, безусловно, на «мир игрушки» влияет. Автор данного материала родился в 1954 году, в семье учителей, и… самыми моими памятными игрушками самого раннего детства были… большой рычащий плюшевый медведь, такой же, но поменьше, набитый опилками ушастый заяц и… одноглазая ярко-рыжая лиса в сарафане. С медведем я боролся на полу, такой он был огромный, а заяц и лиса… кем только они у меня не были! Настольной любимой игрушкой было заводное метро из раскрашенной жести производства Ленинградского завода металлоизделий.
В то время было много заводных изделий из раскрашенной жести, например, прыгающий и клюющий носом цыплёнок, катер-глиссер, который у меня всё время тонул из-за протечек в корпусе, жестяные пистолеты и автоматы. Для уличных игр у меня был огромный и страшно тяжёлый самосвал. Который я потом увидел и в музее игрушки.Были деревянные конструкторы – строительные наборы и «деревенская изба» из брёвен – очень красивая, с открывающейся дверью и приятно пахнущая! Ну и, разумеется, конструкторы по типу «Меккано» – из «дырчатых» деталей, свинчивающихся на болтах.
Но тема игрушек, и прежде всего военных, меня особенно заинтересовала после того, как в одном из журналов «Техника-молодежи» военных лет, кажется за 43 год, я обнаружил интереснейшую статью, посвящённую советским военным игрушкам периода Великой Отечественной. Там говорилось, что игрушки продолжают выпускать разные артели, даже несмотря на войну! И, конечно, в основном это игрушки военные. Там были и фото, хотя очень плохого качества. А потом я узнал, что в Загорске существует НИИ игрушки и музей игрушки, и мне очень захотелось там побывать и всё как следует посмотреть.Вообще, познакомившись с игрушками предвоенной поры, я пришёл к очень интересному выводу: мы победили в ВОВ ко всему прочему ещё и потому, что у советских детей того времени, пусть и не у всех, были просто замечательные игрушки, пропагандирующие именно то, что надо!Возможность представилась в 1981 году, после возвращения из села, когда на местном ТВ я начал вести детскую передачу по техническому творчеству. Главред хотел сделать её максимально популярной и придумал ей название: «Давайте делать игрушки». И в каждой такой 30-минутной передаче я прямо на экране делал какую-то самоделку-игрушку. Девиз передачи был такой: «
» Ну и во Всесоюзном конкурсе игрушек участвовал. И в конкурсе 1979 года, и 1980-го – посвящённого 110-й годовщине со дня рождения Ленина, и 1982-го… Деревянные игрушки 50-ых стали уже похуже, чем были в 30-ые, но всё равно были очень хороши. Вы посмотрите, какие «кораблики» – любо-дорого смотреть!По итогам первого в производство взяли вездеход-планетоход на шарах-колесах, на втором отметили премией танк «Борец за свободу», а третий был самый удачный – 2-ое место конкурса за модели танков Т-35, Т-26, Т-27, БТ-7 и ИС-2. Пригласили на завод «Огонек», в ассортиментный кабинет Минлегпрома СССР, куда я попал со своими мальчишками-кружковцами с ОблСЮТ и где им чего только не надарили, но самое главное – отвезли в Загорск в НИИ игрушки и в музей. Это было как в сказке – побывать там в 1984 году, когда он только-только разместился в новом здании. Думал тогда, что и дальше буду разрабатывать новые игрушки, но… не вышло. Хотя ТВ-передачи шли вплоть до 1991 года и по их итогам были написаны четыре книги, три из которых увидели свет.
Но умение делать игрушки даром не пропало! Дело в том, что у меня росла дочь, которая, как и все дети очень любила играть. Но вот денег у нас в семье на игрушки для нее не очень-то хватало. А кроме того у советских игрушек выявилась странная особенность, из-за которой основная их часть никому из нас не нравилась. Дело в том, что хорошая каждая сама по себе, они не образовывали игровых комплексов. То есть была кукла-девочка, но не было куклы-мальчика, была кроватка для куклы, но не было куклы, чтобы можно было положить в эту кровать, и так далее и тому подобное. Посуда для кукол или слишком большая, или слишком маленькая, мебель – ужасная, грубая и примитивная. И опять же – совсем не в масштабе. Не было игрушек, пропагандирующих сельское и домашнее хозяйство… То есть стиральная машина выпускалась, но купив к ней куклу, больше уже ни во что другое с этой куклой и машиной играть было нельзя. А тут мы подарили дочери книгу, изданную в ГДР, где рассказывалось о детских кукольных домах. Текст мы прочитать не могли. Но там было много картинок, которые нас пленили самым совершенным образом. «А почему ничего этого у нас нельзя купить?» – спросила меня дочка, и что я мог ей на ответить? Потому что… так уж у нас получилось! О достоинствах и недостатках социалистической системы хозяйствования я, естественно, перед ней распространяться не стал.
Зато исповедовал одно очень хорошее, на мой взгляд, правило, взятое из фильма «Снежная королева» с артисткой Прокловой в роли Герды: «» И раз уж я не мог ей купить игрушки, то я начал их делать. Бывало иногда тяжело. Придёшь из института после трех пар утром и двух после обеда. Сидишь за столом и совеешь… А она подходит и спрашивает: «– так звали её главную наиболее масштабную по отношению ко всем другим игрушкам куклу – »А ещё «семье Дункан» понадобилась мебель и посуда, чайные и столовые сервизы, едва – овощи, фрукты, колбасы, пирожные… Одежда и скатерти. Ну, одежду на всю их семью шила моя жена и как бы между прочим, в игре, научила дочку шить и вязать. Ну а всё остальное было делом моих рук. Включая и ружьё, которое «папа Дункан» купил в оружейном магазине Попова, а было оно системы Франкотта – это я в журнале «Нива» тогда прочитал. Не думал, что когда-нибудь буду писать об этой фирме и её оружии, да ещё и не в журнал, а на электронный портал!
Постепенно «семья Дунканов» получила желаемую обстановку, посуду, приоделась, а в выемке под окном ей была оборудована двухэтажная квартира!Дочка выросла и всё это убралось на хранение. Человеком она получилась разносторонне развитым, ко всему готовым, мастером на все руки. Защитила кандидатскую диссертацию в Москве, 18 лет преподавала у нас в университете ПР и рекламу, ну и сейчас не бедствует, а занята интересной и хорошо оплачиваемой работой.
Но тут у нас появилась внучка. И когда она подросла, ей тоже понадобились игрушки. Правда, сейчас игрушки стали выпускать как раз так, как мне и хотелось в 80-ые годы и о чём я, кстати, опубликовал большую статью в журнале «Рационализатор-изобретатель», то есть – игровыми комплексами. Если куклы-женщины и куклы-мужчины самого разного масштаба, то и под каждый масштаб имеются аксессуары. Продаются кукольные домики и всё, что в них можно поставить. Но… при всём при этом наши старые самодельные игрушки оказались даже более чем кстати. Опять-таки всё же не купишь!Понятно, что куклу вроде модной Барби самому не сделать. Но… покупать для неё автомобиль за 3000 р., на мой взгляд, слишком накладно. Но… можно сделать! Взяли и сделали, сначала один, потом второй, а затем и школьный автобус – возить малышей (а их постепенно набралось с целый класс!) в школу. Благодаря наличию всевозможной посуды, можно устраивать куклам чаепития, обеды, ужины. При этом ребёнок незаметно для самого себя учится сервировать стол и… хорошим манерам поведения за столом. Вспоминаю своё детство… Учить держать вилку в левой руке, а нож в правой меня пришлось перед поездкой в Болгарию весной 1968 года. Мою дочь этому учить уже не пришлось, она выучилась этому в игре. А внучка… её и учить оказалось не надо. Как-то это умение передалось ей по наследству, хотя все учебники говорят, что «культура по наследству не передаётся». Передаётся и ещё как!
Ну и кроме того, когда отец и мать делают ему или вместе с ним игрушки, они ещё его и воспитывают. Воспитывают личным примером, воспитывают трудолюбие, учат заботе о близких. «Я делаю тебе письменный стол, а ты моешь посуду! А бабушку мы освободим от работы, пусть отдохнёт!» И так вот в семье постепенно и возникает разделение труда. Без криков, попрёков, обид…К тому же это ещё и удовольствие, сделать своими руками что-то приятное для своих близких… Очень большое удовольствие!