Показать полностью… Изначально под пропагандой подразумевалось просто активное распространение некой информации, сведений и фактов, донесение ее до как можно большей аудитории, но в современном понимании этот термин носит скорее отрицательный характер, когда предполагается, что эти сведения однобоки, ложны или искажены, а их цель — сформировать совершенно определенную точку зрения в интересах конкретной группы. Пропаганду можно считать успешной, когда навязанные убеждения становятся настолько привычными, что уже кажутся собственными выводами. Так каков же механизм работы пропаганды, и можно ли с ней бороться?
Само слово пропаганда появилось только в 17-м веке, его в 1622-м году ввел папа Григорий XV, основавший Конгрегацию распространения веры, чьей главной задачей была борьба с протестантами и отвоевывание позиций католицизма. Технология убеждения масс в правоте определенной точки зрения к тому времени была уже давным-давно опробована, однако термина и определения еще не имела, и являлась скорее частью ораторского мастерства. Постепенно пропаганда стала инструментом не только церковников и политиков, но просачивалась все глубже в повседневную реальность: теперь к ней прибегают бизнесмены, активисты и всевозможные организации, у каждой из которых свой интерес. С расширением возможностей средств коммуникации выросла и эффективность техники.
Пропаганда удалась, если навязанные убеждения кажутся собственными
Выявить пропаганду можно, ориентируясь на ключевые маркеры, или приемы, которых существует множество. Один из них — это навешивание ярлыков. Например, использование громких слов, которые несут яркую оценивающую окраску: террорист, изменник, жулик, лицемер. В ход идут и соответствующие эпитеты: трусливый, лживый, радикальный, предательский. Подобная риторика призвана сформировать негативный образ объекта или действия за счет вовлечения эмоций. Противоположного эффекта можно добиться с помощью использования обратных по значению терминов, чаще всего, обобщенных, с которыми сложно спорить: мало кто станет выступать против чего-то, поданного под соусом «свободы, независимости, выбора, мечты или семьи».
Помимо этого, пропагандисты стараются представить свою позицию как выигрышную, обещая таким образом всем, кто присоединиться, — автоматическое зачисление в ряды «светлой», побеждающей и превалирующей силы. Играть можно и на страхе, если красочно обрисовать ужасающие последствия принятия «неправильного» решения (к этому виду любят прибегать активисты, ратующие за экологию/отказ от потребления алкоголя или табака и прочее-прочее). Еще одним приемом является так называемое «подтасовывание карт», когда аудитории предлагаются только те факты, детали и выдержки из статистики, которые представляют позицию в исключительно позитивном, либо, напротив, полностью негативном ключе. В то время, как информация сама по себе не является ложной, она отражает лишь одну сторону, а не реальность целиком.
Прием, который часто используют современные политики, называется «простой парень». Это попытка создания имиджа человека, близкого к народу, «одному из вас», которому понятные проблемы, страхи, чаяния, а также образ жизни большинства. В то время, как на банковском счету кандидата лежат миллионы, а за его плечами — образование в престижнейшем мировом ВУЗе, он не брезгует прокатиться на метро, поесть в грязной забегаловке, запустить в небо шарики или отправиться на рыбалку в сельскую местность, лишь бы все это было задокументировано в прессе.
Политики используют прием «простой парень», стараясь быть ближе к народу
Еще одна техника, направленная на работу уже скорее с подсознанием, называется «перенос». Ее цель — сформировать у адресной аудитории некое ассоциативное восприятие предмета или человека на подкорке. Этот прием чаще используется в рекламе, например, когда необходимо убедить потенциальных покупателей, что именно обладание этим объектом принесет им спокойствие, радость, любовь или статусность. Но также успешно «перенос» используется и в политике, когда конкретная фигура ассоциируется с некими благами, или же, напротив, бедами.
У пропаганды великое множество техник, но все они базируются на обозначенных выше: это попытка манипулировать сознанием с целью укрепления негативного или позитивного образа, не всегда отражающего реальность. Кроме того, пропаганда призывает отказаться от вопросов и сравнений, она склонна рисовать только двумя красками: черной и белой.
Для обеспечения успеха пропаганды всегда должны соблюдаться определенные условия: во-первых присутствие самой идеи, центрального тезиса; во-вторых, наличие аудитории; в-третьих, ее необходимо сделать устойчивой к критике. Что касается самой идеи, она должна быть максимально простой и понятной для широкой публики. Чем сложнее подвергнуть критике эту идею, тем больше у нее шансов на выживание в рамках действия контрпропаганды.
Послевоенная антизападная пропаганда СССР
Помимо политики, религии, рекламы и активизма пропаганда всегда имела огромное значение и в военной риторике, особенно в годы войны и в после нее. Так, например, американский политолог Гарольд Лассуэлл сформулировал основные правила работы военной пропаганды, которые использовались в ходе и после Первой мировой. Это всегда перенос ответственности и вины за развязывание конфликта на врага; акцентирование внимания на жертвенности и борьбе, которые подкреплялись высокими, сакральными целями; очернение образа врага путем подчеркивания неких его «порочных» черт; убеждение населения, что любые новости о неудачах союзников — происки враждебной стороны; сочинение и намеренное преувеличение историй о жутких зверствах, учиненных врагом. Эти техники успешно использовались на государственном уровне и в последующих военных конфликтах.
Ядро любой пропагандистской идеи должно быть очень простым и понятным
Так есть ли способ защитить себя от воздействия пропаганды? Учитывая то, по каким каналам она добирается до нашего сознания (через масс-медиа и соц сети), такая возможность существует. Прежде всего имеет смысл запомнить основные пропагандистские техники, чтобы выявлять маркеры, сигнализирующие о наличии соответствующих ноток в послании. Если речь переполнена эмоционально окрашенными терминами, обращается скорее к эмоциям, а не к рассудку, провоцирует чувства вроде агрессии, негодования или, напротив, умиления и гордости, кишит штампами, ярлыками, приводит однобокие аргументы, замалчивает детали, которые не вписываются в канву, очерняет оппонентов, опускается до предрассудков и пытается переключить внимание с действительно важных фактов на несущественные, — можно с уверенностью заключить, что она носит именно пропагандистский характер.
Но самым эффективным средством является самостоятельное изучение всего спектра доступных источников информации. Если речь о СМИ, стоит попытаться сравнить одну и ту же историю, представленную в нескольких медиа, отражающих разнообразные и противоречивые мнения. Проанализировать мат часть также будет не лишним: иногда достаточно взглянуть на реальные цифры/статистику, чтобы оценить ситуацию.
В то же время, с обывательской точки зрения, человек чувствует себя гораздо комфортнее, когда ему не приходится самому разбираться в деталях поступающей информации. Более того, большинство склонно обращаться за фактами к тем ресурсам, которые отвечают уже сформированным внутренним установкам. Единственный верный и надежный способ уберечься от пропаганды — нежелание стать ее жертвой и максимально открыть свое сознание для всех возможных точек зрения.