В предыдущей статье
было рассказано о происхождении и молодости будущей императрицы Феодоры, её духовном преображении после знакомства в Александрии с монофизитскими патриархами Тимофеем IV Александрийским и Севиром Антиохийским. Сегодня мы поговорим о знакомстве Феодоры с Юстинианом и дальнейшей судьбе этой незаурядной женщины. Итак, вернувшись после недолгого пребывания в Александрии в Константинополь, Феодора вдруг стала вести скромный образ жизни и зарабатывать на жизнь прядением пряжи. Именно в этот период жизни она и познакомилась с Юстинианом, который был старше её на 18 лет и, благодаря родству с правящим императором Юстином II, уже добился больших успехов на государственной службе, даже побывал консулом. Юстиниан серьёзно влюбился в бывшую гетеру. Вначале она стала его сожительницей и получила сан патрикии, а затем, в 525 году – и супругой. Для этого потребовалось изменить закон Константина Великого, запрещавший браки знатных мужчин с женщинами низкого происхождения, актрисами и дочерьми актрис: теперь на актрисе можно было жениться по личному разрешению императора при условии, что она бросила своё ремесло.
Судьбоносная встреча с Юстинианом
Подруга и «правая рука» Феодоры
Кстати, отметим заодно, что цирковой танцовщицей ранее была и жена Велисария – Антонина. Она была старше его на 5 лет, но, если верить современникам, несмотря на разницу в возрасте, брак оказался счастливым. Антонина была старшей подругой Феодоры (разница в возрасте – 5 лет), и знакомы они были ещё со времён их совместной работы в цирке. Возможно, Антонина опекала девочку, начинающую карьеру актрисы, и даже выступала в роли её учительницы. Отец и дед Антонины были колесничими, о её матери Прокопий Кесарийский с презрением сообщает, что она «
». Он же называет Антонину «» и неверной женой (в отличие от Феодоры, к которой у него в данном случае нет никаких претензий). Некоторые поздние историки считали Антонину «». Так, например, через Антонину императрица полностью контролировала Велисария, но и Велисарий при этом пользовался её покровительством.Именно Антонина, выполняя поручение Феодоры, сыграла ключевую роль в отрешении римского папы Сильверия. В Liber Pontificalis говорится:
«Сильверий пошёл один с Вигилием в мавзолей, и Антонина, патриция, лежала на ложе, а Велисарий, патриций, сидел у её ног. И когда Антонина, патрицианка, увидела его, она сказала ему:
«Скажи нам, папа Сильверий, что мы сделали тебе и римлянам, что ты хочешь предать нас в руки готов».
Пока она ещё говорила, Иоанн, иподиакон первого округа, снял паллий с его шеи... и сняла с него облачение, надела на него монашескую рясу.»
Из первой статьи мы помним, что сын дочери Феодоры (которую она родила до знакомства с Юстинианом) стал мужем дочери Антонины и Велисария. Антонина сопровождала мужа в походах, во время войн против вандалов и готов. Недоброжелательно относившийся к ней Прокопий, тем не менее, сообщает, что в 537 году Антонина помогала ему в Неаполе «[o]организовать флот[/i]». При этом историки полагают, что секретарь Велисария преувеличивает свои заслуги, и главную роль тогда играла именно Антонина. Антонина лоббировала интересы Велисария и, хоть и была старше, пережила его, а полученное наследство использовала для строительства монастыря.
Брак Феодоры и Юстиниана
Вернёмся к Феодоре и увидим, что противницей её брака с Юстинианом оказалась императрица Евфимия. Лишь после её смерти Юстиниану удалось добиться от императора согласия на женитьбу с любимой женщиной. И надо сказать, что даже неприязненно относившийся к Феодоре Прокопий Кесарийский признавал, что в этот период Феодора вела себя безупречно, не давая даже малейшего повода для ревности:
«Юстиниан и Феодора в своей совместной жизни ничего не совершали друг без друга. Долгое время всем казалось, что они всегда совершенно противоположны друг другу и образом мыслей, и способом действий, но затем стало понятно, что они намеренно создавали такое представление о себе, чтобы подданные, составив о них единое мнение, не выступили против них.»
Когда вдруг пошли слухи о связи Феодоры с рабом Ареовиндом, она приказала высечь его плетьми и выслать из Константинополя. Между тем Юстиниан дважды избирался консулом, удачно воевал с Химьяритским царством (на территории Йемена), в апреле 527 года стал цезарем – младшим соправителем Юстина, причём император пошёл на это по неоднократной просьбе Сената. А в августе того же года, после смерти родственника, Юстиниан стал единоличным правителем Великой империи. Его официальным именем было Цезарь Флавий Юстиниан Аламанский, Готский, Франкский, Германский, Антский, Аланский, Вандальский и Африканский. Детей у Феодоры и Юстиниана не было, потому и пришлось передавать престол племяннику императора, известному как Юстин II. Его супругой стала дочь одной из сестёр Феодоры – Элия София.
На вершине власти
В течение 21 года Феодора была не просто супругой императора, но фактически его соправительницей, вникая и в государственные, и в религиозные дела. Порой она даже отменяла приказы самого Юстиниана, заменяя их собственными. Современные историки полагают, что в управлении государством Юстиниан обычно не вникал в детали, оставляя многие вопросы на усмотрение Феодоры. Из трудов Иоанна Эфесского можно сделать вывод, что чиновники на местах Феодоры боялись больше, чем императора. Рассказывая о крещении одного из нубийских племён, он приводит ответ одного из имперских чиновников посланнику Юстиниана:
«Страх перед царицей хорошо мне известен, поэтому я не посмел противиться.»
Императрица назначала и снимала с должностей высших чиновников, военачальников и церковных иерархов – как мы помним, она даже инициировала отрешение римского папы Сильверия и избрание новым понтификом Вигилия. Это, кстати, позже стало причиной крайне негативного отношения к ней католических иерархов, которые долгое время предавали её имя «». Феодора принимала послов и переписывалась с правителями соседних держав. Прокопий Кесарийский приводит отрывок из письма императрицы персидскому царю Хосрову, в котором говорится:
«Я обещаю тебе многие блага со стороны моего мужа, который ничего не предпринимает, не посоветовавшись со мной.»
Прокопий Кесарийский утверждал также, что назначение на любую более или менее значимую должность без согласования с Феодорой, как правило, заканчивалось для этого человека «». Феодора благосклонно относилась к миссионерской деятельности монофизитов в Аравии, Нубии и Абиссинии. Именно благодаря её покровительству на время были несколько смягчены гонения на сторонников этой ветви христианской веры. Феодора способствовала избранию константинопольским патриархом монофизита Анфимия, а после его низложения (536 г.) на протяжении 12 лет укрывала его в своей половине императорского дворца. Там же с 538 года находился Александрийский патриарх Феодосий, который претендовал на роль главы монофизитской церкви и даже создал там подобие монастыря, совершал церковные службы. В результате сирийские монофизиты, проклиная Юстиниана, молились о здравии его супруги. Кроме того, Феодора провела ряд законов, улучшающих положение женщин, а также усилила наказание за гомосексуализм, добившись закона о публичном оскоплении мужеложцев.
Восстание «Ника»
Наиболее ярко лидерские и волевые качества Феодоры проявились во время крупнейшего за всю историю Византии бунта, который потряс Константинополь в 532 году. Причиной стали злоупотребления чиновников и преследования монофизитов, которые пока ещё имели достаточно много сторонников. Случилось до той поры невиданное – против императора объединились, казалось бы, непримиримые партии Ипподрома. Как это часто бывает, непосредственный повод к восстанию тогда показался всем незначительным и даже ничтожным. Самыми влиятельными партиями Ипподрома, где проходили гонки колесниц, были венеты («Синие») и прасины («Зелёные»). Однажды Юстиниан, симпатизировавший венетам, проигнорировал жалобу на них от делегации прасинов. Не дождавшись ответа, прасины во время забега колесниц стали провоцировать венетов, а также оскорблять самого императора. Началась драка, охватившая весь ипподром. Вот тут Юстиниан и решил показать свою непредвзятость: распорядился арестовать и предать суду и «синих», и «зелёных». Симпатий обиженных прасинов он этим не снискал, зато настроил против себя своих союзников – венетов. Пять человек из числа сторонников обеих партий были признаны зачинщиками беспорядков и приговорены к смертной казни путём повешения. Однако трое из них сорвались с виселицы, и толпа, ссылаясь на «божью волю», стала требовать их помилования. После отказа властей, снова вспыхнули беспорядки, которые переросли в восстание – и против Юстиниана выступили теперь и прасины, и венеты. Лозунгом восставших стало слово «Ника» («Побеждай») – это возглас, которым болельщики подбадривали «своих» колесничих. В качестве претендентов на престол были выдвинуты племянники императора Анастасия (предшественник Юстина I) – Ипатий и Помпей. Восставшие разрушили практически весь центр Константинополя. Юстиниан уже готовился к бегству (с государственной казной), но этому помешала Феодора. Неприязненно относящийся к ней Прокопий Кесарийский в трактате о «О персидской войне» вложил в её уста такие слова, сказанные на императорском совете:
«Сейчас, я думаю, не время рассуждать, пристойно ли женщине проявить смелость перед мужчинами и выступить перед оробевшими с юношеской отвагой. Тем, у кого дела находятся в величайшей опасности, ничего не остаётся другого, как только устроить их лучшим образом. По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение и, возможно, принесёт его сейчас, недостойно. Тот, кто появился на свет, не может не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо. Да не лишиться мне этой порфиры, да не дожить до того дня, когда встречные не назовут меня госпожой! Если ты желаешь спасти себя бегством, государь, это нетрудно. У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы спасшемуся тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть – лучший саван».
Какое же древнее изречение так понравилось Феодоре? Исследователи отмечают сходство её речи с выступлением на царском совете карийской правительницы Артемисии, которая, если верить Геродоту, перед Саламинским сражением заявила Дарию:
«Царская власть – лучший саван.»
А также со словами тирана Сиракуз Дионисия Старшего, который в 403 г. до н. э. был осаждён в городской крепости восставшими гражданами:
«Тирания – прекрасный саван.»
Это, безусловно, является свидетельством хорошей эрудиции Феодоры, которая, не получив образования в детстве, в зрелом возрасте много читала, пытаясь наверстать упущенное. Возможно, Прокопий, который явно не присутствовал на императорском совете, несколько приукрасил и литературно обработал речь Феодоры, но её смысл он, безусловно, передал правильно. Императрицу поддержал полководец Нарсес, а потом Велизарий и Мунд атаковали мятежников, собравшихся на ипподроме. В ходе подавления восстания погибли более 30 тысяч человек, и через 40 дней Юстиниан во искупление греха массового кровопролития приказал начать строительство новой базилики.
Собор Святой Софии
Во время восстания «Ника» в числе прочих зданий сгорела и базилика, построенная по приказу императора Феодосия II. Для возведения нового, поистине грандиозного храма Юстиниан выкупил близлежащие участки земли. Руководить строительством было поручено Исидору Милетскому и Анфимию Тральскому, которые ранее возводили так называемую «Малую Софию». Была потрачена сумма, равная трём годовым бюджетам империи, число рабочих достигало 10 тысяч человек. Дорофей Монемвасийский сообщает, что для изготовления престола собора были использованы:
«Злато, серебро, медь, электр (естественный сплав 75 % золота с серебром, медью и другими металлами), железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, ониксий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей.»
На нём была помещена надпись:
«Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора.»
Уже 27 декабря 537 года Константинопольский патриарх Мина освятил новый собор. Утверждают, что в этот день было принесено в жертву множество животных, мясо которых вместе с зерном раздавали беднякам. Всех удивляла неожиданная лёгкость и невесомость свода храма – говорили, что он подвешен к небесам. Из-за огромного количества не угадывавшихся снаружи окон стены выглядели почти прозрачными. Некоторые из окон сейчас заложены кирпичом, и потому знаменитый «мистический свет» Софийского собора потерял частицу своей волшебной силы. В настоящее время в соборе показывают так называемую «плачущую колонну», которую называют также «колонной желаний».
Предание связывает её с покаянием Феодоры, которая якобы часто возле неё молилась и плакала, из-за чего поверхность этой колонны теперь всегда влажная. Если засунуть палец в круглую щель колонны и загадать желание, то, согласно поверью, оно исполнится. В 542 г. началась катастрофическая эпидемия чумы, получившая название Юстиниановой. В Константинополь она пришла в 544 году. Прокопий Кесарийский вспоминал:
Смерть императрицы
«От чумы не было человеку спасения, где бы он ни жил — ни в дворце, ни в казармах, ни на острове, ни в пещере, ни на вершине горы.»
Именно эта эпидемия нанесла самый страшный удар по государству Юстиниана и Феодоры. Но не она стала причиной смерти императрицы. Феодора скончалась от рака в июне 548 года в возрасте всего 48 лет и была похоронена в Константинопольской церкви Двенадцати апостолов. Переживший её на 17 лет Юстиниан очень тяжело переживал смерть любимой жены и потом даже клялся её именем. В построенной по его распоряжению главной базилике почитаемого верующими синайского монастыря Святой Екатерины была сделана надпись:
«Упокоению блаженной памяти императрицы Феодоры.»
В честь своей супруги он переименовал сирийскую крепость Аназарв, которая стала называться Феодориадой, и создал в Сирии епархию с тем же названием. Позже Юстиниан и Феодора были канонизированы Православной церковью. День памяти святых благоверных Юстиниана и Феодоры отмечается 27 ноября.