Украинская военная промышленность стремительно деградирует и теряет компетенции. В нынешнем состоянии она способна лишь частично удовлетворять нужды своих вооруженных сил, причем далеко не по всем направлениям. Одним из основных факторов, ведущих к подобной деградации, оказывается чрезмерная ориентация армии на импортные вооружения и технику. Закупая иностранные образцы, военное ведомство лишает свою промышленность заработка и перспектив развития.28 октября журнал «Россия в глобальной политике» опубликовал обширную статью «Война по международным контрактам. Импорт вооружения и военной техники на Украину в 2014–2021 годах». Она посвящена основным особенностям закупок, их влиянию на состояние армии и промышленности. Приведенные в статье факты прекрасно показывают, как закупка зарубежных образцов вредит и постепенно убивает собственную промышленность.
Организационные вопросы
По результатам распада СССР новой независимой Украине достались десятки предприятий военно-промышленного комплекса. Они могли продолжать уже освоенное производство, а также имели возможность разработки собственных образцов. До недавнего прошлого этот потенциал активно использовался и позволял промышленности держаться на плаву.Военное производство на Украине серьезно зависело от кооперации, налаженной в советское время. В некоторых изделиях доля компонентов, получаемых из России, превышала 50%. До определенного времени это не было проблемой и позволяло двум странам зарабатывать на украинских и импортных контрактах.Однако в августе 2014 г. новые украинские власти запретили импорт продукции военного и двойного назначения из России, что нанесло серьезный удар по собственному производству. Украине пришлось срочно разворачивать проекты и программы замены импортной продукции. Нужные изделия пытались производить самостоятельно, закупать в третьих странах или заменять доступными аналогами.По официальным данным, такие процессы дали желаемый результат. Однако «Россия в глобальной политике» отмечает, что производство по-прежнему использовало российские изделия. Несмотря на запреты, их закупали через посредников или даже напрямую. Впрочем, все это привело к увеличению стоимости и сроков производства. Эти факторы в сочетании с ограниченными финансовыми возможностями Минобороны Украины стали первым заметным ударом по военной промышленности.
В поисках замены
Задолго до 2014 г. проблему российского импорта пытались решить за счет западных комплектующих. Проекты модернизации существующих образцов на их основе предлагались украинской армии и продвигались на международном рынке. Такие изделия иногда привлекали внимание заказчиков, но особых успехов не показывали. Кроме того, проекты нередко сталкивались с проблемой стоимости необходимых узлов.После 2014 г., смены власти и начала гражданской войны возникли новые трудности. Теперь не все зарубежные партнеры были готовы продавать Украине потребную продукцию. К примеру, в 2016 г. Германия ввела запрет на продажу украинским предприятиям двигателей Deutz. Из-за этого Украина не смогла выполнить один из экспортных контрактов на бронетранспортеры БТР-3.«Россия в глобальной политике» приводит еще один, более интересный пример подобных проблем. На протяжении долгих лет Украина пытается строить корветы нового проекта 58250. Согласно предварительным договоренностям, такие корабли должны были получить артиллерию и ракеты производства Германии, Италии, США и других стран. Однако в 2017 г. выяснилось, что государства-экспортеры не собираются поставлять Украине летальные вооружения. Соответственно, строительство корветов оказывается невозможным – что является серьезным ударом по судостроению и модернизации ВМС.От отказа иностранных поставщиков страдают и другие проекты. Так, в прошлом была достигнута договоренность о поставке двигателей Rolls Royce для десантно-штурмовых катеров пр. 58181. Несколько таких катеров уже удалось достроить, но в июле этого года британская сторона отказалась от своего участия в проекте. Замена для двигателей «Роллс-Ройс» пока не найдена.
Импорт убивает
Со временем Минобороны получило финансовые и иные возможности для закупки готовой импортной продукции военного назначения. Как стало ясно позже, каждый подобный контракт наносил новый удар по собственной промышленности. Тем не менее, такие проблемы не волновали ответственных лиц, которые получали свои выгоды коррупционного толка.По оценке «России в глобальной политике», к настоящему времени объем импорта в военных закупках Украины по всем направлениям вышел на уровень 40-50 проц. В него входят поставки новых импортных изделий, бывшей в употреблении техники, различных компонентов и т.д. Естественно, поставки иностранных изделий приводят к отказу от украинской продукции, что только вредит собственному производству.Импорт имеет решающее значение в поставках патронов стрелкового оружия для армии и силовых структур. Из-за рубежа поставляется широкая номенклатура изделий, в т.ч. все боеприпасы натовских стандартов. При этом собственное производство практически отсутствует, и оставшееся снабжение осуществляется в основном за счет ранее накопленных складских запасов.Схожая ситуация наблюдается и в сфере других вооружений. К примеру, поставки американских ПТРК Javelin привели к резкому сокращению закупок собственных систем, несмотря на их преимущества в тактико-технических характеристиках и меньшую стоимость. Ситуация с противотанковыми ракетами усугубляется тем, что поставщик наложил серьезные ограничения на применение «Джавелинов».
В прошлом компания «Богдан-Моторс» за счет поддержки сверху смогла оттеснить от госконтрактов фирму «АвтоКрАЗ». Она поставляла армии и другим структурам технику Минского автозавода, а Кременчугский завод без заказов обанкротился. Впрочем, вскоре «Богдан» остался без лобби, не получил новые контракты и тоже дошел до банкротства. Негативные последствия этих процессов для украинской автомобильной промышленности очевидны.В сфере бронеавтомобилей ситуация не лучше. Так, множество разработок не дошли до серии или выпускались в небольших количествах. Наиболее успешным можно считать изделие «Дозор-Б», однако и оно столкнулось с трудностями. «Дозоры» планировалось строить на украинских предприятиях, но армия в итоге решила закупать их лицензионную версию польской сборки под названием Oncilla. При этом собственные предприятия фактически остались не у дел и без денег.Негативные процессы такого рода наблюдаются во всех основных областях. Из-за закупки иностранной продукции без заказов остаются собственные авиастроительные предприятия, производители автомобильной и бронированной техники и т.д. Вместе с заказами они теряют возможность сохранить компетенции, развиваться и модернизировать производство. Длительное сохранение такого положения дел приводит к ожидаемой и предсказуемой деградации.
Предпосылки и причины
С 2014 г. и по настоящее время Украина пытается активно развивать свои вооруженные силы и прочие структуры, и даже показывает некоторые успехи в этом направлении. При этом значительную роль в перевооружении имеет импортная продукция в виде готовых образцов или отдельных узлов для использования в своем производстве.Как показывает практика, импорт позволяет в ограниченные сроки заполнить пустующие ниши и дать армии необходимую матчасть. В то же время, такие закупки прямо вредят украинской промышленности. Несмотря на различные заявления и заверения, такая ситуация не изменяется, и промышленность не имеет никаких поводов для оптимистичных прогнозов.«Россия в глобальной политике» справедливо отмечает, что прямые закупки и иностранная военная помощь не дают Украине никаких реальных преимуществ и не способствуют развитию армии. Их результатом является только появление новых кредитов, которые придется отдавать, а также усиление зависимости от зарубежных стран-поставщиков и кредиторов. Также следует отметить, что все эти процессы угрожают собственной промышленности и негативно сказываются на связанных с нею социальных вопросах.Таким образом, в текущей ситуации в плюсе остаются зарубежные производители изделий военного назначения, а также банки, выдающие кредиты на такие закупки. Свою личную выгоду политического и финансового характера не упускает и украинское руководство. Оно демонстрирует лояльность зарубежным партнерам, а также не забывает про собственный кошелек. И личное обогащение становится более важным вопросом, чем перевооружение армии или сохранение промышленности.