Вот теперь можно с чувством уверенности констатировать, что у России нет больше зависимости от Украины. Она (зависимость) продана Индии. Как говорится – с глаз долой, из сердца вон.О чем идет речь в столь радостном сообщении? О судьбе фрегатов проекта 11356Р типа «Адмирал Эссен».Как известно, проект 11356 – это очень хорошие корабли. Как раз те, которых нашему флоту явно не хватает для операций в дальней морской и океанской зонах. Изначально планировалось построить шесть таких кораблей. Особые перспективы возникли в связи с возможностью вооружить корабли ракетами «Калибр».Фрегаты были заложены и строились с декабря 2010 года. Три корабля («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров») вошли в состав Черноморского флота России, значительно усилив своим присутствием корабельную группировку, честно скажем, откровенно старых советских кораблей.
А вот с остальными все стало не по сюжету. Проблема в том, что двигатели для фрегатов разрабатывал и строил украинский концерн «Зоря-Машпроект». И до начала российско-украинского кризиса предприятие успело поставить в Россию три комплекта газотурбинных установок, на которых теперь и ходят черноморские фрегаты.А вот три оставшихся корабля, увы, достроить оказалось не по силам.Импортозамещение, которое "уверенно шагало" по различным отраслям нашей страны, на морских двигателях сломало обе ноги. Еще в 2015 году тогдашний главком ВМФ Виктор Чирков заявил, что из-за поставки двигателей Украиной российский флот откажется от этих кораблей, если не будет возможности изготовить ГТУ на российских предприятиях.Задание разработать двигатель на замену украинскому было дано НПО «Сатурн» в 2016 году. Либо, как вариант, перепроектировать корабли под существующие силовые установки производства НПО «Сатурн». Однако, на рыбинском предприятии не смогли решить возникшие проблемы с изготовлением отдельных узлов и механизмов, а потому корабли были законсервированы «до лучших времен».В итоге два корабля, «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», достраиваются для флота Индии, у которой не будет проблем с получением «оригинальных» украинских двигателей. Соответствующий договор между «Зоря-Машпроект» и министерством обороны Индии был подписан и кассу украинского производителя пополнили доллары индийского происхождения.Отношения Индии и Украины в этом плане весьма плодотворны: 12 сентября 2019 г. ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» подписало контракты с индийским Министерством обороны на поставку газотурбинной техники. В номенклатуру поставок вошли газотурбинные двигатели, редукторы и комплекты запасных частей для кораблей ВМС Индии. Вообще на кораблях Индии пока эксплуатируется более 150 газотурбинных двигателей украинского производства. Не удивительно, что между предприятием и минобороны Индии существует договор о капитальном ремонте и техническом обслуживании имеющихся двигателей.Более того, в 2019 году на индийском предприятии «Goa Shipyard Limited» началось строительство новых фрегатов класса «Талвар», которые раньше строились в России на калининградском предприятии «Янтарь». Для этих кораблей «Зоря-Машпроект» будет поставлять пропульсивный комплекс M7N.1E в составе двух маршевых турбин DS71 и двух форсажных турбин DT59.А что у нас?У нас генеральный директор ОСК Алексей Рахманов сообщил, что последний, шестой «Буревестник» тоже будет продан. Не уточняя, кому, но и так понятно, что Индии. Если сопоставить количество заказанных Индией украинцам ГГТУ-М7Н1, то все ясно и понятно.«Адмирал Бутаков» сменил имя на «Тушил», «Адмирал Истомин» получил имя «Тамала». «Адмиралу Корнилову» тоже подберут индийское, без сомнений. На этом, можно сказать, что все. В истории фрегатов проекта 11356Р поставлена жирная точка.
Вообще сама история постройки фрегатов двух типов (пр. 22350 и 11356Р) одновременно – это очень своеобразная ситуация. Вообще в мире такая практика не применяется, разве что у совсем уж бедных стран, которые приобретают корабли на вторичном рынке. Остальные предпочитают избегать разнотипных кораблей, поскольку это значительно удорожает эксплуатацию, обслуживание и ремонт кораблей.Фрегаты проекта 11356Р – это ничто иное, как вполне освоенное семейство сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник» и 11351 «Нерей», его глубокая модернизация. Этих кораблей было построено с 1968 года довольно много, около четырех десятков, для нужд как ВМФ, так для Береговой охраны Пограничной службы.Некоторые, кстати, служат по сей день. «Ладный» и «Пытливый» в составе Черноморского флота, «Дзержинский» и «Орел» в составе Пограничной службы ФСБ на Дальнем Востоке. Ну и краса и гордость, флагман флота Украины, «Гетман Сагайдачный» - тоже из этих проектов.
Считалось, что фрегаты проекта 11356Р будут строиться только в интересах Черноморского флота, и все шесть кораблей составят ударный кулак на Черном море. А более «твердолобые» корабли проекта 22350 будут служить на Тихоокеанском и Северном флотах.Но на этом, очевидно, история фрегатов проекта 11356 заканчивается. И это в принципе, хорошо. Проект 11356 явно уступает более дорогому, но лучше оснащенному проекту 22350. Но главное – для проекта 22350 есть двигатель. Дизель-газотурбинная установка М55Р. Первое детище ОДК «Сатурн» по программе замещения украинских двигателей.Так что с одной стороны, три корабля уйдут служить в интересах Индии, с другой – им на смену придут фрегаты проекта 22350.
Это однозначно хорошо. И два фрегата иметь как-то неудобно, и проблем с двигателями будет ровно в два раза меньше.Реально приятно осознавать, что ситуация изменилась. Зависимость от Украины в лице трех фрегатов проекта 11356Р продана Индии, индусы заказывают двигатели украинцам, в целом – все довольны.Но в целом, индо-украинские отношения нам не интересны, главное – у нас есть фрегат с двигателем, у которого даже шайбочки сделаны в России. И про николаевские агрегаты можно забыть, как про кошмар.Конечно, было бы неплохо изжить такого партнера по поставкам дизельных двигателей, как КНР, но тут пока ничего не поделать. Придется покупать, хотя очень хотелось бы иметь свое.Проблема «зависших» кораблей проекта 11356 решилась. Пусть и не так, как было бы в идеале. Да, Черноморский флот уже никогда, судя по всему, не получит свои три корабля проекта 11356Р. Но с другой стороны, они не зависнут грудами мертвого металла на кораблестроительных заводах и не пойдут в утиль.
Да и сама по себе ситуация, когда есть корабль, а двигателей для него нет – ущербный нонсенс. О том, что мы были в таком положении, хочется забыть, и забыть, как можно скорее.Очень жаль, что пока российское судостроение не может стать полностью автономным и строить корабли любых классов совершенно самостоятельно. Но то, что мы уже в состоянии построить полностью российский фрегат, уже обнадеживает. Потому что так и до эсминца или крейсера недалеко. Хотя новых фрегатов нам нужно столько, что о крейсерах и авианосцах думать пока преждевременно.В общем, прощаемся с «Буревестниками» окончательно и бесповоротно и будем ждать новых кораблей проекта 22350. Полностью российских.