В далеком 1961 году Кеннеди, вступая в должность президента США, произнес фразу, ставшую практически сакральной. Уверенным голосом американского вояки он сообщил, что его страна не может победить Советский Союз в обычной войне, и призвал действовать другими методами, а именно идеологическими, психологическими, пропагандистскими и экономическими. Слова оказались пророческими: спустя полсотни с лишним лет такие способы уничтожения России остаются наиболее востребованными среди других стран. В чем же заключается психологическая подоплека таких войн?
Любая информационная атака служит попыткой убить двух зайцев: поднять боевой дух и настрой своих воинов и уничтожить волю граждан страны-противника. Последнее призвано уменьшить способность врага к сопротивлению и увеличить физическое и моральное истощение. Атака ведется таким образом, что любые человеческие качества трансформируются в удобные для подрывных целей: одержимость превращается в гнев, находчивость – в общую трусость, возможные разногласия – в недоверие общественности, социальные стереотипы – в тотальную ненависть друг к другу. Как говорится в одной притче, веник легче сломить по одному прутику, нежели пыхтеть над разрушением целого.
На ум приходит сцена из детского мультфильма: большая планета пытается поглотить сотни маленьких. Внешняя политика Соединенных Штатов сильно напоминает эти жуткие кадры. В далеком 1997 году Комитет начальников штабов Министерства обороны США впервые добавляет в список объектов нападения и защиты информационных войн компьютерные сети, а значит, маятник запускается с такой силой, что становится похожим на шар-бабу для сноса домов.
Тогда же французский Центр исследования стратегических технологий (Centre de recherche et d'etudes sur les strategie tecnologiques) впервые обвиняет США в торможении европейских разработок и серьезном противодействии информационному развитию европейских стран. В частности, утверждается, что американские компании способны пойти на продажу космических систем слежения и контроля линий связи по демпинговым ценам, а также предоставлять доступ к международным базам данных, лишь бы уменьшить возможности конкурентов.
Сейчас это уже не сенсация или секрет государственной важности: США заявляют об этом практически в открытую. Но позвольте, не в этом ли заключается наглость?
Информационная война ведется. Если Вы считаете, что обезопасили себя и своих близких от крепких объятий информационно-психологического воздействия, – текст ниже специально для вас!
Кто и когда подвержен влиянию?
Абсолютно все. Причем как в периоды предвыборных кампаний, референдумов, острых кризисных ситуаций, так и в эпоху неоспоримой политической мощности страны на мировой арене. По словам английского исследователя Нормана Коупленда, этот аспект применения информационного оружия несравним с воздействием мощнейших артиллерийских установок и самых тяжелых танков.
Основной упор приходится на подрыв морального духа граждан страны. Другими объектами воздействия считаются массовое сознание, социальная психика, мораль и нравственность.
В чем суть операции в информационно-психологической войне?
1. Все начинается с искажения информации, подаваемой населению государства-противника, и навязывания ему либо заведомо неверной, либо «пустой», бессвязной информации. Это способствует лишению возможности грамотно и логически анализировать информацию.
2. Далее включается психологическая обработка социальных групп на разных уровнях.
3. Устраиваются всевозможные идеологические диверсии и массовые демонстрации под ложными лозунгами.
4. Заключительным аккордом является пропаганда и распространение ложных слухов.
Какие методы лежат в основе информационно-психологического воздействия? Как информационная война преследуется законом?
Манипуляция. Основная ее цель – заставить противника играть по навязываемым правилам, причем сделать это необходимо так, чтобы лишить жертву возможности субъективного контроля ситуации.
Российское законодательство, увы, не спасает от манипулятивного воздействия, никакого наказания за это не последует. Правда, статья 129 УК РФ вносит некоторые разъяснения относительно клеветы в адрес конкретного лица, которую в некоторых случаях можно приравнять к манипуляциям.
Кроме того, в Уголовном кодексе существует понятие обмана как элемента объективной стороны совершения различных преступлений (стт. 141, 150, 159, 188, 240, 339).
Дезинформация. Более суровый метод информационной войны, включающий умышленное искажение доступных фактов. И наказание за дезинформирование в Уголовном кодексе также не предусмотрено.
Лоббирование. Метод информационной войны, отчасти напоминающий дезинформацию, но с большой поправкой: объект такой техники заранее знает, что подвержен влиянию со стороны. В каком-то смысле это честная игра, но не стоит забывать, что лоббирование само по себе может включать ложные доводы и суждения. Кроме того, оно нередко идет рука об руку с такими вполне человеческими реалиями, как взятка (что уже карается стт. 290 и 291), а также подкупом (ст. 204).
Управление кризисами. Содержит в себе ряд четких и последовательных действий по созданию кризисной ситуации в стране-противнике. Метод может быть распространен на любую из сфер жизни общества, чаще всего начинается с воздействия на эмоции граждан и общий эмоциональный фон.
Чем больше угнетающих мыслей о ситуации в стране, тем лучше для манипулятора. Управлять толпой народных «всепропальщиков» гораздо легче. Несмотря на серьезность метода и сложность выхода из-под его влияния, российское законодательство также не предусматривает ответственности за подобные действия.
Как уберечься от информационной войны?
К сожалению, закон не может обеспечить нам должной безопасности от информационно-психологических войн. Дело не в отсутствии проработанности законов, отнюдь. Дело в том, что методы таких войн, как правило, используются профессионалами и являются настолько неуловимыми, что вычленить их порой очень сложно.
Однако каждый из нас может и должен принимать доступные меры для защиты своего сознания от постороннего вмешательства. В частности, необходимо помнить, что любая пропаганда разбивается о бетонную стену человеческой логики и критического мышления. Ни один пропагандист не сможет связанно ответить вам на ряд последовательных логических вопросов: откуда взят материал? каковы реальные доказательства? где найти достоверных свидетелей произошедшего?
Кроме того, следует помнить о независимых точках зрения: да, как ни странно, пропагандисты не всех могут купить или запугать шантажом. Постаравшись, такое мнение найти можно всегда.
Выглядят методы защиты от информационного влияния почти как маска от гриппа – вызывают недоверие и скептическое отношение большинства. Однако следует помнить золотое правило: единственное оружие против информации – такая же информация, только уже без «вредных» для массового сознания примесей.
Источник: http://politrussia.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас