Вчера побывал на видеомосте Севастополь-Москва-Кишинев-Таллин.
Посвящен он был открытию на базе ИОНМО и СГУ магистратуры по подготовке специалистов по информационным и гибридным войнам. В Севастополе подобных проектов отродясь не было, поэтому было интересно посмотреть на данный образовательный проект.
Предполагается, что проект стартанет с 10 бюджетных и неопределенного кол-ва коммерческих мест на территории Севастопольского Государственного Университета, где будут развернута дополнительная инфраструктура для обучения, а лекции будут читать специалисты из Москвы и Севастополя. Руководит программой профессор МГУ Манойло.
Как не трудно догадаться, готовить будут специалистов по современным информационным и гибридным войнам. Ориентироваться предполагается на актуальный практический опыт, который мы практически каждый день видим вокруг нас в электронных медиа, где постоянно можно видеть следы проведения тех или иных информационных операций и кампаний направленных на формирование того или иного нарратива или же на манипуляцию сознанием широких народных масс с теми или иными целями.
Проект заявлен как "оборонительный", с оговоркой, что в современных информационных войнах проект одной только "обороной" не ограничивается. Вполне понятно, что в современной цифровой среде понятия обороны и атаки сейчас тесно взаимосвязаны и плавно перетекают друг в друга, поэтому в конечном итоге специалисты такого профиля должны быть готовы действовать как на территории РФ в интересах государственного или частного заказчика, но и на территории стран-союзников РФ, а там и до "партнеров" не далеко, хотя вполне понятно, что официально такие вещи не заявляются (призрак РашаГейта бродит по Интернету).
Запрос на таких специалистов очевидно есть, так как их нехватка достаточно быстро выявилась еще в 2014 году, когда наблюдалось критическое запаздывание в развертывании и скорости реакции информационных структур действующих на Украинском направлении, где США существенно опередили РФ в "информационном развертывании" за счет многолетней предварительной подготовки, с отдельным упором на подготовку молодых специалистов. В этом отношении проект выглядит запоздавшим по времени (скорость отклика гос.аппарата на возникшую проблему по-прежнему оставляет желать лучшего), но по-прежнему необходимым. Другой вопрос, что таких специалистов требуется не 1 и не 10, а существенно больше.
Отмечалось, что в Европе и США таких специализированных курсов для молодых специалистов нет и отчасти это так, но надо понимать, что подготовка таких специалистов идет, просто по другому - набор молодых специалистов для работы по Сирии или России вполне себе проходит в рамках программ реализуемых различными НКО через семинары и треннинги, которые при необходимости могут курироваться спецслужбами или военными ведомствами (можно вспомнить тотже "Биллингкет, который находится под крылом британской военной разведки и в рамках которого идет подготовка молодых специалистов по информационно-психологическим операциям).
Отмечается, что это не проект по "противодействию цветным революциям", потому что пресловутая работа Шарпа уже устарела и сейчас надо ориентироваться не на подходы 90х-нулевых, а на современную практику информационных войн, где большую роль играют социальные сети и мессенджеры. В качестве примера приводилась ситуация в Венесуэле, где США опробовали различные подходы информационной войны. Хоть они и закончились для США неудачно (во всяком случае пока), они дают ценный опыт, который позволяет оценить текущей уровень компетенции США в вопросах проведения подобных кампаний информационной войны. В качестве проблемных моментов в информационной работе в стране указывались - критическое запаздывание реакции на некоторые информационные события и операции, устаревшие методы работы, которые до сих пор применяются в различных гос.структурах, которые элементарно отстали от реалий современной цифровой эпохи, особенно в сфере работы с социальными медиа. Банальный пример - какой-нибудь губернатор накосячил (реально или нет - не важно), его где-то сутки полощат в соц.сетях, а через 1-2 дня выходит объяснительная на сайте правительства, который никто не читает. Иногда такие моменты встречаются и на более высоком уровне, затрагивая и сферу нац.безопасности.
Курс будет открытым (никаких военных тайн), поэтому предполагается возможность обучения и для иностранцев, которые могли бы применять навыки информационных войн у себя на родине. Отечественные специалисты после окончания обучения могут работать как в гос.структурах по непосредственному профилю (не обязательно силовому), так и в коммерческом, при этом не стоит путать эту деятельность с обычными пирщиками, обучение предполагает изучения опыта прежде всего информационно-психологических операций, которые проводят спецслужбы и государственные структуры, так что в теории глубина познаний в теории (если молодежь толковая) должна быть повыше чем у стандартных специалистов по связям с общественностью.
В целом, радует, что Севастополь с точки зрения образования не застаивается и у нас появляются с одной стороны нишевые, но весьма перспективные специальности - когда я заканчивал школу, у нас ничего подобного и близко не было.
В свое время я бы такой курс пройти не отказался, а так пришлось все в режиме самообучения постигать. У молодых севастопольцев (и не только), которые решать выбрать столь специфическую штучную профессию, будет возможность стартовать с правильной базы.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас