Было затрачено довольно много усилий, но система (поддержки инноваций) пока далека от совершенства. Основными проблемами остаются низкий уровень кооперации науки и частного бизнеса, недостаточный спрос на инновации и слабая защита интеллектуальной собственности.
Отныне координировать работу инновационных структур будет единый офис – такое решение было предложено вице-премьером Дворковичем. Правда, реформа пока вызывает много вопросов.
Во-первых, многие ожидают, что часть компаний подвергнется переформатированию в той или иной степени: в первую очередь ждут изменений в «Роснано» и «Сколково», деятельность которых уже не первый год вызывает многочисленные вопросы и нарекания. И комментарии из Белого Дома отнюдь не развеивают такие предположения. Вот что говорит Аркадий Дворкович:
Во-вторых, до сих пор нет определённости ни с кандидатурой будущего главы этого единого офиса, ни со структурой полномочий этой новой организации: насколько и в каких вопросах ей будут подчинены существующие корпорации, будет ли перераспределяться собственность и так далее. Одним из кандидатов на должность считают министра торговли Евразийской экономической комиссии Андрея Слепнева, чей срок пребывания в данной должности как раз истек в конце января.
«У нас много хороших кандидатур, и Андрей Слепнев – один из действительно очень сильных профессионалов, он, конечно, способен решать многие задачи. Возможно, и эту, но пока решения нет», – отметил Аркадий Дворкович, комментируя возможность такого назначения.
В-третьих, и это самое главное, совершенно непонятно, как именно эта реформа улучшит деятельность госкомпаний по инновационному развитию, потому что преобразования никак не решают их главных проблем.
Инвестиции – вот без чего невозможны никакие инновации. Ни их разработка, ни внедрение. Отечественный крупный бизнес предпочитает заниматься направлениями, которые гарантируют быструю прибыль без долгосрочных вложений и уж тем более – без ещё более долгосрочных НИОКР. Иностранных инвестиций в этой отрасли невозможно дождаться в принципе: каждая страна будет вкладывать в свои инновации, и уж во всяком случае, точно Запад не будет инвестировать в российский технологический прогресс.
Хотя это верно только для той части инновационного бизнеса, которым управляет наше «либеральное крыло» Правительства, куда входят и Дворкович, и Чубайс, и прочие действующие лица «Роснано», «Сколково» и остальных компаний. Потому что наши оборонщики, например, уже имеют приличный опыт совместного созданий технологически новых разработок. Взять хотя бы истребитель пятого поколение ПАК ФА, который Россия и Индия разрабатывают совместно, поровну деля инвестиции – мы об этом недавно писали. Точно так же не в новинку для атомщиков совместное участие с создании электростанций, их обслуживании и разработок новых модификаций с учётом требований клиента. Это же касается и, например, гражданской авиации, которую у нас довольно активно раскупают страны Азии – это уже вотчина «Ростеха».
Иными словами, порочной в данной схеме является сама идея выделения инновационных центров в обособленные структуры, отсечённые от основных промышленных центров страны. Промышленность России – это оборонка, это энергетика и «Ростех», объединяющий в себе отрасли от авиастроения до приборостроения. Например, недавно из Ирана пришёл заказ на наши «КамАЗы», которые строит «Ростех».
Логику, по которой реальное производство специально целиком отсекли от инноваций понять совершенно невозможно. В перечисленных промышленных отраслях крутятся огромные деньги, которые могли бы полностью покрыть потребность в инновационных разработках, а эти разработки, в свою очередь, повышали бы уровень создаваемой продукции, её конкурентоспособность, качество, снижали бы себестоимость – и так далее.
Но неумолимая логика клановой вражды между «либеральным крылом», которое в своё время урвало себе администрирование инновациями, и президентской администрацией, которая в конечном итоге курирует оборонную промышленность, деятельность «Ростеха» и ещё ряда отраслей – именно эта административная вражда обрекает на неудачу любые реформы инновационных компаний. Потому что получается по Крылову: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
С точки зрения бизнеса и любой элементарной логики очевидно, что государственные компании по созданию и внедрению инноваций должны работать на государственные же промышленные предприятия в первую очередь. А пока что у нас оборонка сама финансирует свои разработки, из собственных фондов, а инновационщики вроде как существуют в вакууме: их любимая мантра про то, что дайте нам денег, а мы будем строить высокотехнологичный бизнес, не работает. В России уже есть высокотехнологичный бизнес, но его «либералы» не контролируют, а соответственно им не интересно разрабатывать для них технологии. А то, что они могут разработать, никем не востребовано, потому что получается, что технологии создаются «в пустоту» с той лишь целью, чтобы оградить административный контроль над финансовым потоком, который государство направляет на инновации. Пока такое положение дел не будет исправлено, пока госинновации и госпромышленность не заработают совместно, любые реформы будут заведомо бесполезны и бессмысленны.
Источник: http://politrussia.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас