Казахстан, похоже, задал пример постсоветским странам. Автомобилей, колесящих по дорогам разных стран бывшего Союза с иностранными регистрационными знаками, достаточно много. Уход хитрых автовладельцев от растаможивания своих транспортных средств с помощью использования забугорных номеров – очень частое явление.
Казахстан, похоже, задал пример постсоветским странам. Автомобилей, колесящих по дорогам разных стран бывшего Союза с иностранными регистрационными знаками, достаточно много. Уход хитрых автовладельцев от растаможивания своих транспортных средств с помощью использования забугорных номеров – очень частое явление. В европейской части постсоветского пространства, например, очень любят литовские и в меньшей степени болгарские номера. О первых будущий президент Украины Владимир Зеленский упомянул даже в комедийном сериале «Слуга народа», сыграв там главу государства. Персонаж Зеленского обещал бороться с литовскими номерами. Хотя, в Украине на них продолжают ездить.
В Казахстане же предприняли борьбу с иноземными номерами. Как самые распространённые в стране (что естественно, ввиду географической близости) первыми под удар попали киргизские регистрационные знаки. Их обладателям уже стали приходить квитанции о штрафах. На очереди российские и армянские номера.
Кстати, нормы, согласно которым задержавшиеся в стране более, чем на год авто с иностранными регистрационными знаками объявляются вне закона, не новы для казахстанского законодательства. Соответствующие статьи есть, и в Законе «О дорожном движении», и в Кодексе об административных правонарушениях. В первом сказано, что все автомобили постоянно ездящие по казахским дорогам должны быть зарегистрированы в Казахстане. Там же, но в другой статье сказано, что ездить на зарегистрированном за границей автомобиле можно в течении года, после чего «железный конь» должен покинуть страну хотя бы на месяц. Второй же определяет и наказание за это противоправное действие – минимум 26 510 тенге или, чтобы более было понятно читателям из других стран, почти 69 долларов США. Потом уже на выбор автовладельцу предложат либо :
- а) уплатить в казну средства за оформление автомобиля, а заодно и за растаможку;
- б) либо же машину за счёт её владельца вывезут за пределы Казахстана без права снова въехать на ней обратно.
В самом Казахстане утверждают, что эти нормы законодательства уже работали несколько лет назад. Потом перестали. Их снова решили вернуть. Видимо потому, что, согласно полицейской базе данных и подсчётам страховых компаний, в настоящее время иностранные номера имеют порядка 170 тысяч автомобилей, «прописанных» в Казахстане. Есть, правда, и данные, что число машин, зарегистрированных за рубежом, уже перевалило за двести тысяч.
К слову, приведённые выше нормы законодательства относительно регистрации автомобилей не являются каким-то казахстанским правовым ноу-хау. Нечто подобное есть во всех странах постсоветского пространства. Где-то действует, а где-то прерывисто. То об этих нормах, которые, по идее должны кормить казну, вспоминают, то опять их исполнение теряется в куче всяких других обязанностей компетентных органов.
Всё зависит от того, заинтересованы ли исполнители блюсти интересы государства или же для них превыше всего какие-то корпоративные интересы. Ведь растаможка автомобилей тоже интересный бизнес. А ему в противовес идёт не менее прибыльное дело – ввоз автомобилей с чужими номерами. И если где-то по статистике нет ни одного штрафа за езду на чужих номерах, но при этом есть какая-то таможенная статистика по ввозу автомобилей, то значит эти сегменты поделены. Растамаживаются новые автомобили престижных марок. Авто попроще и постарее (не ретро автомобили, конечно) ввозятся за небольшую мзду с иностранными номерами. Вот и весь индикатор отсутствия коррупции в определённых компетентных органах.