Один кризис за другим - так можно охарактеризовать состояние президентства Байдена спустя восемь месяцев после торжественного обещание демократов быстро вернуться к некой “нормальности”.
На фоне афганского фиаско резко обострились противоречия между США и европейскими союзниками Америки, которые почувствовали себя обманутыми нарушенными обещаниями Байдена не допустить падения Кабула. Последовавшая затем попытка создать антикитайскую “Антанту” вылилась в фактический разрыв дипотношений Вашингтона и Парижа и отзыв французского посла из США.
В Америке были сорваны торжественные мероприятия по празднованию 240-летия Чесапикского сражения, где французский флот помог американским колонистам против британской армии. Настойчивые попытки Байдена связаться по телефону с Макроном и объяснить, почему он без должного предупреждения сорвал договор Франции с Австралией, пока закончились ничем. Французские власти решили временно игнорировать Байдена.
Тем временем не утихает новый виток миграционного кризиса на юге Америки. Число нелегалов из Гаити, самовольно пересёкших границу США, уже превышает 15,000. Они устроили огромный палаточный лагерь у городка Рио-Гранде в Техасе и требуют предоставить им всем статус беженцев.
Пока администрация Байдена в типичном для неё стиле выжидает и раздумывает, что же теперь делать, либеральная часть Демпартии вовсю призывает дать всем нелегалам убежище - мол, Америка из-за своего колониализма несёт ответственность за нищету на Гаити и обязана это компенсировать.
Байден все выходные по традиции прятался от обострившихся проблем на даче в Делавере, как бы “работая с документами”. Но во вторник он в укороченной форме - якобы опасаясь нарушить коронавирусный регламент - примет участие в начале работы 76-й сессии Генассамблеи ООН.
Основным мотивом выступления Байдена будет оглашение “конца эпохи войны” и начала новой эры “интенсивной дипломатии”. Видимо, это теперь слоган всей внешней политики Байдена - по аналогии с вызывавшей насмешки при Обаме “умной дипломатией”. Впрочем, о завершении любых других войн кроме афганской и выводе войск США, например, из стран Африки или Сирии в Белом доме речи не идёт.
Но иронично, что эра “интенсивной дипломатии” начинается именно с повального кризиса в отношениях Америки со всеми - будь то Европа или Китай, и приходящего понимания лидерам других стран: на Байдена и его команду безыдейных технократов полагаться просто не приходится.
//Малек Дудаков