Закон, конечно, неоднозначный, в первую очередь, потому, что крайне не нравится интернет-индустрии. И это понятно, так как принятие закона создаст поисковым системам и новостным порталам дополнительные издержки при перенастройке поисковых алгоритмов и работы с базами данных, содержащих публикации прошлых лет. Тем не менее, при обсуждении закона, которое идет сейчас в Госдуме и с участием госчиновников высокого ранга, власть демонстрирует беспрецедентный уровень открытости. Так, по сообщению РБК, на днях с представителями «Яндекса» встречался лично первый замруководителя администрации президента Вячеслав Володин. Также активнейшие консультации идут и по линии профильного комитета Госдумы по информационной политике. Тут следует сказать, что, несмотря на некоторую косность, присущую во всем мире бюрократическому аппарату, российские власти охотно учитывают замечания профильного сообщества в отношении закона. Так, к примеру, один из наиболее противоречивых пунктов — об удалении ссылок на достоверную информацию о событиях, которые произошли более трех лет назад, скорее всего, из закона будет изъят.
Стоит подчеркнуть, пожалуй, еще раз: Россия следует в вопросе защиты информационной неприкосновенности личности вполне себе передовым европейским практикам. Естественно, что конфликта с поисковыми системами на этом пути невозможно избежать, однако государство должно и будет защищать интересы граждан, которые имеют законное право удалить информацию о себе из поисковой выдачи. К примеру, в Евросоюзе действует общая директива 95/46/EC, в статье 12 которой даются полномочия по защите приватного пространства европейских граждан. Европейские суды в последние годы активно принуждали корпорацию Google к исполнению предписаний и требований граждан той или иной страны ЕС. Вот, в частности, Франция поставила Google ультиматум: в течение 15 дней американский интернет-гигант должен выполнить постановление Европейского суда о «праве на забвение» и удалить ссылки на личные данные пользователей, которые обратились с таким требованием. В Германии, к примеру, засудили Википедию за отказ удалить из статьи данные по совершенному еще в 1990 году преступлению — в результате фонд «Викимедия» был вынужден серьезно отредактировать статью. Аналогичный случай произошел в Испании, где местный житель потребовал удалить связанную с ним информацию в статье 16-летней давности — компания Google дошла с апелляциями до Верховного суда Европейского Союза, который постановил, что требование испанца законно и он имеет «право на забвение».
Именно по этой причине все разговоры представителей поисковых компаний о «зажиме свободы», как говорится, "мимо кассы". Представители профессионального сообщества упирают на то, что закон будет провоцировать цензуру. Однако в век интернет-коммуникаций, наличия прокси, VPN, или Tor-сетей никто не может ограничить распространение повестки на социально-политическую тематику. А вот затруднить вторжение в частную жизнь граждан закон позволяет вполне. Тем более, что производиться удаление поисковой выдачи будет только по авторизованному запросу конкретного человека.
Никто не спорит, что закон нужно дорабатывать. В частности, необходимо более точно прописать механизм определения права на удаление ссылок, а также более детально проработать алгоритм отбора и индексирования самих ссылок. Однако вместо нормального и сбалансированного обсуждения некоторые представители оппозиционного лагеря стремятся раздуть тему «закона в защиту власти от Интернета».
Вот лишь наиболее характерные цитаты с просторов Сети, обозначающие позицию отечественного креативного офисного хомячья: «В общем, для себя у депутатов европейский комфорт и право на забвение, а для нас всех - Кадыров и право умереть за "русский мир"», - пишет пользователь Твиттера @maryel2002. А @twitted_knitter отражает это либеральное умонастроение еще четче:
Отметился на этой «режимоборческой» поляне и последний осколок семьи Гудковых в Госдуме: «Я единственный против законопроекта о забвении, и он принят в 1-м чтении». Если пройти по ссылке по поглядеть комментарии почитателей Дмитрия Гудкова, прелесть либеральной евгенической доктрины предстанет во всей красе: тут и обзывание остальных депутатов «стадом баранов», и проецирование концепции «стада баранов» на все население страны и много чего еще социал-дарвинистского.
Однако эта риторика, развернутая в оппозиционных кругах, не может игнорировать одного факта: законодательство о защите неприкосновенности частной жизни, вводимое в России, является вполне себе европейским и опирается на тамошнюю судебную и правоприменительную практику. Демагогические выверты и попытки представить дело чуть ли не как введение цензуры не учитывают того факта, что даже столь широко обсуждавшееся положение о трехлетнем сроке, на самом деле, по меркам современного информационного потока, просто огромно. Современные люди не то что о событиях трехлетней давности не помнят — они о делах трехдневной давности забывают. Что же мы имеем в сухом остатке? Власть вовремя отреагировала на замечания и предупреждения профессионального сообщества, сознавая, что принятие закона создаст им технические сложности и трудности. Ну а самим спецам поискового и медийного бизнеса стоит понять, что эпоха хаоса и отсутствия правил в Интернете постепенно заканчивается. Придется взрослеть и играть по взрослым правилам.
Источник: http://politrussia.com