Украинская редакция Радио "Свобода" опубликовала представляющее определенный интерес интервью командующего военно-морскими силами Украины контр-адмирала Алексея Неижпапы.
Сторожевой катер ВМС Украины Р 190 «Слов’янськ» (бывший катер береговой охраны США WPB 1321 Cushing типа Island) в Одессе (с) Радио "Свобода"
Сторожевой катер ВМС Украины Р 190 «Слов’янськ» (бывший катер береговой охраны США WPB 1321 Cushing типа Island) в Одессе (с) Радио "Свобода"
Итоги 2020 года как командующий военно-морскими силами Украины впервые подводит контр-адмирал Алексей Неижпапа. На должности он с июня, с тех пор - с учетом противоэпидемических ограничений - провели ряд международных военных учений с привлечением корабельно-катерного состава украинского военно-морского флота, ВМС ВСУ приняли на вооружение береговой ракетный комплекс РК-360МЦ «Нептун», были достигнуты принципиальные перспективные договоренности с иностранными партнерами и тому подобное. Результаты переговоров, соглашений, контрактов, как ожидает Алексей Неижпапа, можно будет увидеть в 2021 году. Подробно об этом - в эксклюзивном интервью командующего ВМС для Радио Свобода.
Пообщаться с контр-адмиралом удалось в последние насыщенные дни декабря, соблюдая, конечно, необходимую социальную дистанцию. Прежде всего командующий вспомнил о поездке в зону проведения операции Объединенных сил [ООС - на Донбассе] - там он поздравил с праздниками морских пехотинцев.
«Благодаря объявленному 27 июля режиму прекращения огня удалось значительно уменьшить количество потерь личного состава. Но война продолжается. Почти вся морская пехота сейчас находится в зоне ООС. Пообщавшись в подразделениях, в целом остался доволен положением дел и боевым настроением наших морпехов», - говорит Алексей Неижпапа.
Рассказывая о техническом переоснащении подразделений морской пехоты, находящихся на передовой, командующий ВМС, в частности, отметил:
- В начале декабря мы провели испытания бронетранспортера БТР-4Е с улучшенными характеристиками (от Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени Морозова - ред.). Были некоторые замечания и предложения со стороны морских пехотинцев, завод внесет коррективы - и в следующем году мы ожидаем пополнения этой техникой батальонов.
- В перспективе вся морская пехота должна перейти на единый образец бронированной техники, это даст возможность унифицировать их эксплуатацию и обслуживание.
Также один из батальонов морской пехоты обновил свой парк бронеавтомобильнои техники, получив машины «Казак». Поставка бронеавтомобилей, которые хорошо зарекомендовали себя в рейдовых действиях, подразделениях разведки и т.д., осуществлена в рамках Государственного оборонного заказа на 2020 год.
Про вооружение и корабли
- Мы общаемся накануне Нового года. Что считаете главным «подарком под елочку» для ВМС, с точки зрения вооружения, военной техники?
- Однозначно это новый образец вооружения - береговой ракетный комплекс «Нептун». Значимость события трудно переоценить, о таком мы давно мечтали. Оружие станет существенным сдерживающим фактором для противника - и на Черном и на Азовском морях.
Раньше ВМС имели два ракетных дивизиона - на стационарной базе с ракетами советских времен и подвижный с подобными ракетами. На самом деле не так уж и много стран в мире обладают полным циклом строительства аналогичных ракет, это радует и Украину, и в частности ее военно-морские силы. В следующем году в составе ВМС появится первый ракетный дивизион «Нептун». Готовимся.
- Когда мы с вами говорили с полгода назад, среди перспективных планов было, что ВМС получат еще три американских патрульных катера типа Island (два «Айленд» уже в составе национального флота под названиями «Славянск» и «Старобельск» - ред.), и Украина может стать первой страной, которая получит катера типа Mk VI . Есть ли уже понимание по срокам - когда именно это может произойти?
- Ожидаем, что «Айленды» придут к нам в течение следующего первого полугодия, а до конца 2021 года полноценно вступят в строй - тогда будем иметь дивизион из пяти катеров этого класса.
Сейчас катера проходят в США соответствующее техническое обслуживание и довооружение, в январе наши украинские экипажи отправляются в Балтимор, где будет проводиться доподготовка на борту.
Относительно [американских катеров типа] Mk VI: подписан контракт на строительство, ведь их передадут новыми. Надеемся, за два ближайших года (то есть до конца 2022 года) первая партия войдет в состав ВМС Украины. Мы полностью определились с системами вооружения, которые будут устанавливаться как на Mk VI, так и на «Айленд».
Надо вспомнить и о предварительных переговорах с Великобританией по строительству восьми ракетных катеров (в полной комплектации) для ВМС Украины. Надеемся в январе получить фидбэк от британских коллег, тогда сроки и другие детали станут более понятными.
- После появления информации о подписании соглашений с турецкими компаниями о передаче технологий и о производстве корветов, ударных беспилотников и т.д. для нужд ВСУ в обществе разгорелась дискуссия: уместнее заканчивать свой корвет или воспользоваться турецким проектом. Что скажете?
- Отечественным военно-морским силам нужны корабли различных классов, в том числе корвет. И Украина ищет различные пути усиления возможностей своего военного флота в то время, как Российская Федерация активно занимается перевооружением Черноморского флота и наращивает группировку во временно оккупированном Крыму.
Мы должны использовать все существующие способы получения нужных нам кораблей.
Корвет проекта 58250 разрабатывался с 2005 года, заложен он был еще до событий в Крыму. Однако из-за нехватки финансовых ресурсов должного внимания ему не уделялось.
Стоит учитывать и то, что украинские судостроительные заводы должны иметь технологии, соответствующие стандартам НАТО. А благодаря [турецким] корветам типа Ada мы получим доступ к таким технологиям. Дело в том, что строительство корветов типа Ada начнется на турецкой верфи, после чего их строительство будет перенесено на нашу, на Украину.
Также в 2021 году ожидаем закупку турецких беспилотных авиационных комплексов типа Bayraktar для нужд военно-морских сил. Для применения в Черноморской и Азовской операционной зоне Bayraktar будет иметь улучшенные тактико-технические характеристики, например, увеличенную дальность полета. Задействуем их для освещения надводной обстановки, обеспечения действий сил как на берегу, так и на море.
- Некоторые СМИ сообщили, будто восьмого малого бронированного артиллерийского катера и третьего катера «Кентавр» пока не следует ожидать, «Кузня на Рыбальском», мол, приостановила их строительство. Это соответствует действительности?
- Ввиду карантинных ограничений, связанных с COVID-19, темпы производства снизились, но официального сообщения об отказе завода военно-морские силы не получали.
Сейчас «Кузня на Рыбальском» проводит испытания специализированного корабля, получившего название «Симферополь» (средний разведывательный корабль проекта «Лагуна» - ред.) в честь своего предшественника, выведенного из состава ВМС в 2012 году в связи с завершением срока эксплуатации. Затем, по имеющейся информации, «Кузня на Рыбальском» продолжит испытания десантно-штурмовых катеров здесь, в Одессе.
- Расскажите о военно-морских базах,которые создаются в Бердянске и Очакове. Они еще в планах на бумаге? Или начались конкретные действия по их развертыванию?
Рассказывая о техническом переоснащении подразделений морской пехоты, находящихся на передовой, командующий ВМС, в частности, отметил:
- В начале декабря мы провели испытания бронетранспортера БТР-4Е с улучшенными характеристиками (от Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени Морозова - ред.). Были некоторые замечания и предложения со стороны морских пехотинцев, завод внесет коррективы - и в следующем году мы ожидаем пополнения этой техникой батальонов.
- В перспективе вся морская пехота должна перейти на единый образец бронированной техники, это даст возможность унифицировать их эксплуатацию и обслуживание.
Также один из батальонов морской пехоты обновил свой парк бронеавтомобильнои техники, получив машины «Казак». Поставка бронеавтомобилей, которые хорошо зарекомендовали себя в рейдовых действиях, подразделениях разведки и т.д., осуществлена в рамках Государственного оборонного заказа на 2020 год.
Про вооружение и корабли
- Мы общаемся накануне Нового года. Что считаете главным «подарком под елочку» для ВМС, с точки зрения вооружения, военной техники?
- Однозначно это новый образец вооружения - береговой ракетный комплекс «Нептун». Значимость события трудно переоценить, о таком мы давно мечтали. Оружие станет существенным сдерживающим фактором для противника - и на Черном и на Азовском морях.
Раньше ВМС имели два ракетных дивизиона - на стационарной базе с ракетами советских времен и подвижный с подобными ракетами. На самом деле не так уж и много стран в мире обладают полным циклом строительства аналогичных ракет, это радует и Украину, и в частности ее военно-морские силы. В следующем году в составе ВМС появится первый ракетный дивизион «Нептун». Готовимся.
- Когда мы с вами говорили с полгода назад, среди перспективных планов было, что ВМС получат еще три американских патрульных катера типа Island (два «Айленд» уже в составе национального флота под названиями «Славянск» и «Старобельск» - ред.), и Украина может стать первой страной, которая получит катера типа Mk VI . Есть ли уже понимание по срокам - когда именно это может произойти?
- Ожидаем, что «Айленды» придут к нам в течение следующего первого полугодия, а до конца 2021 года полноценно вступят в строй - тогда будем иметь дивизион из пяти катеров этого класса.
Сейчас катера проходят в США соответствующее техническое обслуживание и довооружение, в январе наши украинские экипажи отправляются в Балтимор, где будет проводиться доподготовка на борту.
Относительно [американских катеров типа] Mk VI: подписан контракт на строительство, ведь их передадут новыми. Надеемся, за два ближайших года (то есть до конца 2022 года) первая партия войдет в состав ВМС Украины. Мы полностью определились с системами вооружения, которые будут устанавливаться как на Mk VI, так и на «Айленд».
Надо вспомнить и о предварительных переговорах с Великобританией по строительству восьми ракетных катеров (в полной комплектации) для ВМС Украины. Надеемся в январе получить фидбэк от британских коллег, тогда сроки и другие детали станут более понятными.
- После появления информации о подписании соглашений с турецкими компаниями о передаче технологий и о производстве корветов, ударных беспилотников и т.д. для нужд ВСУ в обществе разгорелась дискуссия: уместнее заканчивать свой корвет или воспользоваться турецким проектом. Что скажете?
- Отечественным военно-морским силам нужны корабли различных классов, в том числе корвет. И Украина ищет различные пути усиления возможностей своего военного флота в то время, как Российская Федерация активно занимается перевооружением Черноморского флота и наращивает группировку во временно оккупированном Крыму.
Мы должны использовать все существующие способы получения нужных нам кораблей.
Корвет проекта 58250 разрабатывался с 2005 года, заложен он был еще до событий в Крыму. Однако из-за нехватки финансовых ресурсов должного внимания ему не уделялось.
Стоит учитывать и то, что украинские судостроительные заводы должны иметь технологии, соответствующие стандартам НАТО. А благодаря [турецким] корветам типа Ada мы получим доступ к таким технологиям. Дело в том, что строительство корветов типа Ada начнется на турецкой верфи, после чего их строительство будет перенесено на нашу, на Украину.
Также в 2021 году ожидаем закупку турецких беспилотных авиационных комплексов типа Bayraktar для нужд военно-морских сил. Для применения в Черноморской и Азовской операционной зоне Bayraktar будет иметь улучшенные тактико-технические характеристики, например, увеличенную дальность полета. Задействуем их для освещения надводной обстановки, обеспечения действий сил как на берегу, так и на море.
- Некоторые СМИ сообщили, будто восьмого малого бронированного артиллерийского катера и третьего катера «Кентавр» пока не следует ожидать, «Кузня на Рыбальском», мол, приостановила их строительство. Это соответствует действительности?
- Ввиду карантинных ограничений, связанных с COVID-19, темпы производства снизились, но официального сообщения об отказе завода военно-морские силы не получали.
Сейчас «Кузня на Рыбальском» проводит испытания специализированного корабля, получившего название «Симферополь» (средний разведывательный корабль проекта «Лагуна» - ред.) в честь своего предшественника, выведенного из состава ВМС в 2012 году в связи с завершением срока эксплуатации. Затем, по имеющейся информации, «Кузня на Рыбальском» продолжит испытания десантно-штурмовых катеров здесь, в Одессе.
- Расскажите о военно-морских базах,которые создаются в Бердянске и Очакове. Они еще в планах на бумаге? Или начались конкретные действия по их развертыванию?
- 2020 действительно принес определенный прорыв во флотской инфраструктуре.
Во-первых, при поддержке руководства государства мы от других государственных структур получили гидротехнические сооружения и землю на побережье для строительства военно-морских баз вблизи Очакова и в Бердянске. Такое впервые - раньше имели только то, что осталось в наследство от раздела Черноморского флота в 1990-х годах.
Первый шаг, связанный с передачей земельных участков и гидротехнических сооружений министерству обороны, наиболее сложный и длительный. Его уже сделано, двигаемся дальше. Пока могу сказать, что в районе Очакова будет главная база. В Бердянске на Азовском море уже проведены некоторые работы по расчистке и подготовке территории под строительство.
Благодаря кредиту от Великобритании , о котором договорились руководители наших двух государств, можно будет, в частности, развивать береговую инфраструктуру будущей базы «Восток» и главной базы. Заместитель министра обороны Украины Игорь Халимон во время недавней рабочей поездки в Великобританию обсуждал дальнейшую работу по этому серьезному инфраструктурному проекту.
Второе, что касается развития инфраструктуры. Мы теперь имеем причал в морском порту «Южный» (в 50 километрах от Одессы - ред.). Опять-таки, в этом порту со времен его основания военных вообще никогда не было. Сотрудничество с администрацией как порта, да и расположенного неподалеку Одесского припортового завода налажено, взаимопонимание достигнуто. Для нас это даст возможность разместить в порту «Южный» дивизион патрульных катеров типа «Айленд».
Еще небольшой, но все же победой стало получение первого за историю существования наших ВМС нового плавучего причала . Он был построен по заказу министерства обороны.
Сооружение с сверхпрочного бетона на воде имеет 57 метров в длину и разместится также в порту «Южный», что позволит увеличить количество кораблей, которые смогут там базироваться. Рассчитываем на еще один такой причал в 2021 году. Таким образом полностью удастся обеспечить стоянку будущего дивизиона.
- Сколько стоит такой причал?
- 23 миллиона гривен.
- Корабль без экипажа - разве что дорогое железо. Каким образом формируется резерв военных моряков, которые вскоре будут служить на упомянутых вами катерах и кораблях в будущем?
- Действительно, если корабль реально построить за несколько лет, то подготовка командира корабля продолжается не менее десяти. В случае с, скажем, катерами «Айленд» - 5-7 лет. Кадровые вопросы решаем несколькими способами. Опытных моряков с кораблей и судов обеспечения, выводимых из состава ВМС, перенаправляем на новые корабли и катера, поступающие в состав флота.
Ну и надо учитывать, что с 2014 года мы возобновили полноценную систему морской военного образования. Есть вся цепочка подготовки: Военно-морской лицей, куда приходят подростками; отделения колледжа технического флота, где готовят старшин; 198-й учебный центр ВМС; Институт военно-морских сил Одесской морской академии, откуда выпускают офицеров. Во всех этих заведениях постепенно, шаг за шагом, готовится корабельно-катерный личный состав.
Также в минувшем году, Великобритания не только продолжила военно-тренировочную миссию ORBITAL в Украине, но и расширила ее для ВМС ВСУ.
Если раньше (с 2015 года) обучение британских инструкторов касалось исключительно сухопутной компоненты, теперь фокус дополнительно направлен на наш корабельно-катерный состав, уже 200 военнослужащих ВМС прошли подготовку по программе ORBITAL.
- Что прежде всего необходимо подчиненным в зимние праздники?
- Прежде всего мира, жизни, здоровья. Ощущение защищенности и уверенности в завтрашнем дне. Всех украинцев хочу заверить: военно-морские силы как составляющая вооруженных сил были, есть, будут на защите национальных интересов нашего государства.
Слава Украине!
Командующий военно-морскими силами Украины контр-адмирал Алексей Неижпапа (с) ВМС Украины
Во-первых, при поддержке руководства государства мы от других государственных структур получили гидротехнические сооружения и землю на побережье для строительства военно-морских баз вблизи Очакова и в Бердянске. Такое впервые - раньше имели только то, что осталось в наследство от раздела Черноморского флота в 1990-х годах.
Первый шаг, связанный с передачей земельных участков и гидротехнических сооружений министерству обороны, наиболее сложный и длительный. Его уже сделано, двигаемся дальше. Пока могу сказать, что в районе Очакова будет главная база. В Бердянске на Азовском море уже проведены некоторые работы по расчистке и подготовке территории под строительство.
Благодаря кредиту от Великобритании , о котором договорились руководители наших двух государств, можно будет, в частности, развивать береговую инфраструктуру будущей базы «Восток» и главной базы. Заместитель министра обороны Украины Игорь Халимон во время недавней рабочей поездки в Великобританию обсуждал дальнейшую работу по этому серьезному инфраструктурному проекту.
Второе, что касается развития инфраструктуры. Мы теперь имеем причал в морском порту «Южный» (в 50 километрах от Одессы - ред.). Опять-таки, в этом порту со времен его основания военных вообще никогда не было. Сотрудничество с администрацией как порта, да и расположенного неподалеку Одесского припортового завода налажено, взаимопонимание достигнуто. Для нас это даст возможность разместить в порту «Южный» дивизион патрульных катеров типа «Айленд».
Еще небольшой, но все же победой стало получение первого за историю существования наших ВМС нового плавучего причала . Он был построен по заказу министерства обороны.
Сооружение с сверхпрочного бетона на воде имеет 57 метров в длину и разместится также в порту «Южный», что позволит увеличить количество кораблей, которые смогут там базироваться. Рассчитываем на еще один такой причал в 2021 году. Таким образом полностью удастся обеспечить стоянку будущего дивизиона.
- Сколько стоит такой причал?
- 23 миллиона гривен.
- Корабль без экипажа - разве что дорогое железо. Каким образом формируется резерв военных моряков, которые вскоре будут служить на упомянутых вами катерах и кораблях в будущем?
- Действительно, если корабль реально построить за несколько лет, то подготовка командира корабля продолжается не менее десяти. В случае с, скажем, катерами «Айленд» - 5-7 лет. Кадровые вопросы решаем несколькими способами. Опытных моряков с кораблей и судов обеспечения, выводимых из состава ВМС, перенаправляем на новые корабли и катера, поступающие в состав флота.
Ну и надо учитывать, что с 2014 года мы возобновили полноценную систему морской военного образования. Есть вся цепочка подготовки: Военно-морской лицей, куда приходят подростками; отделения колледжа технического флота, где готовят старшин; 198-й учебный центр ВМС; Институт военно-морских сил Одесской морской академии, откуда выпускают офицеров. Во всех этих заведениях постепенно, шаг за шагом, готовится корабельно-катерный личный состав.
Также в минувшем году, Великобритания не только продолжила военно-тренировочную миссию ORBITAL в Украине, но и расширила ее для ВМС ВСУ.
Если раньше (с 2015 года) обучение британских инструкторов касалось исключительно сухопутной компоненты, теперь фокус дополнительно направлен на наш корабельно-катерный состав, уже 200 военнослужащих ВМС прошли подготовку по программе ORBITAL.
- Что прежде всего необходимо подчиненным в зимние праздники?
- Прежде всего мира, жизни, здоровья. Ощущение защищенности и уверенности в завтрашнем дне. Всех украинцев хочу заверить: военно-морские силы как составляющая вооруженных сил были, есть, будут на защите национальных интересов нашего государства.
Слава Украине!
Командующий военно-морскими силами Украины контр-адмирал Алексей Неижпапа (с) ВМС Украины